Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

О самарской «особинке»

Большая картинка_Неособенная коза

Самара внезапно озаботилась тем, как она выглядит в глазах окружающих. Но, как, видимо, и положено в купеческом городе, случилось это не в силу каких-то экзистенциальных обстоятельств, а потому, что пошел слух, что быть образованным, воспитанным, культурным, да ещё и со своею особинкой, – теперь выгодно. Вот эту выгоду Самара ныне и пытается отыскать.

Дело трудное. Стать образованным и доказать свою воспитанность – это проблема на столетия. Добиться результата «по этим позициям» – процесс невероятно трудоёмкий, особенно когда не себя убеждаешь в собственном превосходстве над миром, а посторонних, у кого отсутствуют причины для подхалимажа.

И потому в Самаре начали с «культурки» и «особинки».

Сразу скажу: я люблю город, в котором родился и прожил вот уже сколько лет. Пытался уезжать – и возвращался. За что я его люблю – не знаю, да и любовь «за что-то» – и не любовь вовсе. Но не правы те, кто полагает, что чувство это невозможно совместить с трезвым взглядом на предмет.

Самара – чудесная, милая, родная, но ничего привлекательно особенного для чужого человека сейчас в Самаре нет. Было, наверное: промышленный масштаб, передовые технологии, природа, – и такие, что нигде боле. Масштаба нет, технологии допотопные, природу загубили.

Есть Волга, ска́жете, но это пока сибирских рек, не унавоженных «ГЭСами», не видеть. А после – становится ясно, что и ширь у Волги не та, и похожа она больше на стоячее болото между шлюзами, чем на полноводную и стремительную.

Жигули – «Волжская Швейцария». Но это до открытия «железного занавеса», потом появилась возможность сравнить со «Швейцарской Швейцарией», где и щебенку с самого видного горного массива не добывают, и архитектурой не поганят, а наоборот – вписывают ту в удивительные ландшафты.

И населяют сии ландшафты люди, трудолюбие своё и радушие попрятавшие. По неведомой причине – то ли успокоили себя тем, что честным трудом всё равно успеха не добиться, то ли выше помянутое воспитание посчитали за лучшее забыть.

Я не сгущаю краски и не утверждаю, что живем мы на выгребной яме. Я – о том, что по всем параметрам мы – обыкновенные, да к тому же очень небрежные по отношению к себе любимым.

Очевидно, что, если внутри нас никаких изменений не произойдет – никаких новаций мы миру не явим. Необходимы знания, свободное развитие индивида (без которого нет творчества).

Уже слышу возражения: а как же до того жили? Без успехов и творчества? Были и есть успехи, были и есть творческие удачи, но вот только кто автор этих достижений? Как правило, люди, волею судеб оказавшиеся в Самаре и сердечно её полюбившие.

Как они сюда попали? В ссылку. В императорские времена и в сталинские довоенные годы – в ссылку, а в послевоенные советские – по провинности. Их много было, советских провинностей. Любое выпадение из общей нормы – провинность. Принадлежность к не той социальной группе – провинность, еврей – провинность, родственники не там живут – провинность. Я уж не говорю о провинностях бытовых: любвеобилен, выпивает, не той ориентации...

Только вот те, кто позволяет усомниться в правильности общепринятого, они, как правило, и есть носители новых идей.

Сейчас приток «ссыльных» куда меньше: табу меньше – и «ссыльных» меньше. Приезжают теперь на заработки. Считать этот мотив за успех – наивно. Приезжают-то далеко не первачи, а за большими деньгами. Это не успех. Это несчастье: в Самару едут как на «шабашку», заработать по-лёгкому. А когда работодатель смеет возразить, парируют: удовольствие от работы мне есть где получать. И самое удивительное – работодатель терпит!

Кстати, считаные единицы самарцев всерьез реализовали себя в родном городе. Выезжали за пределы родного города – и оживали, а дома – тухли. Этот феномен не объяснить заезженным: «Нет пророка в своём Отечестве!» Но что-то делать нужно!

Прошли времена, когда визборовский рефрен: «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей», – воспринимался с чувством сдержанной гордости: и ракеты падают, и река цветет, и с балетом совсем не без проблем.

Вот я и «закруглил» тему – нужно растить своих. Это очевидно, но трудоёмко и оттого непривлекательно. Об этом я многажды писал. И о том, что главный виновник явленного постсоветского «застоя» – Система Образования, писал; и о том, что главный её пособник – развалившийся под напором эгоцентризма Институт Семьи, писал. Но у них есть и третий сообщник – Власть.

Родители, не имеющие обыкновения ходить в театр, забывшие, где в их родном городе находятся музеи, ни разу не взявшие книги в присутствии собственного чада, издевающиеся над попытками знакомых усомниться в превосходстве потребительской модели поведения над прочими, подают сигнал: так можно жить.

А Власть? Если Власть ведет себя таким же образом, разве это не сигнал для элит? Для элит и далее – по всем ступенькам лестничного пролета. Разве Власть не отдает себе отчет, что стиль жизни, стиль поведения – это часть её, Власти, должностных обязанностей?

Власть демонстративно не включает в свой имидж ни стремление к самообразованию – без поправок на возраст! – ни тягу к эстетическому совершенствованию – с поправками на виды и жанры, а акцентирует внимание исключительно на трудолюбии и стремлении к «решению вопросов». Разве существует более убедительное свидетельство иллюзорности гипотезы о том, что делать дело можно без постоянного обновления hard`а и притока новых эмоциональных впечатлений?

И нельзя ходить на балет для оформления развода, а на мордобой – для отдохновения; обсуждать стратегии развития культуры с исполнителями «шансона» и забывать о юбилеях тех, кого чтят как совесть нации.

Ведь Власть таким образом не только дезориентирует в ценностных приоритетах, но и тормозит инвестиции в будущее, по тупиковой дороге уводя общество от благотворной цели.

И тогда признание, что мы живем в условиях культурного голода, получает объяснение. Это пишет человек, который в течение последних полутора лет ежедневно и добровольно составляет самаро-тольяттинскую афишу и размещает её на своём блоге в ЖЖ. В ней довольно много «событий», но практически отсутствуют «со-бытия». Там присутствует в основном то, что составляет культуру «эконом-класса».

Мы на целую эпоху отстали от современного театра. В начале лета Татьяна Ефремова с благословления министерства культуры приоткрыла шторку в мир Чеховского фестиваля, и обнаружилось, что в городе едва набирается зал на спектакли этого замечательного форума. Конечно, это и потому, что цены кусаются, и те, кто хотел бы, – не могут себе позволить, а тем, кто может себе позволить – на фиг это не нужно. Но почему кусаются цены? Потому что устроитель гастролей – частная фирма, занимающаяся не самым прибыльным и довольно рисковым, надо отметить, бизнесом. Но это всегда было делом Власти.

И потому летом – три месяца безгастрольной диеты. Но не все же любят ножной мяч. Причем, у тех, кто его любит, в противоположное время года есть альтернатива – игра с клюшкой и шайбой, а у театралов?

Почему вот эта группа населения с нетрадиционной театрально-концертной ориентацией чувствует себя как в резервации? А между прочим, доказано, что процент носителей творческих эмбрионов в ней наиболее высок.

Родине, бесспорно, нужны спортивные персонажи с чудовищной деловой хваткой и отсутствием сверхнормативных рефлексий. Но рядом с ними не помешает и горстка философов и поэтов – природа не терпит однообразия да и «истина всегда где-то посередине».

Я «споткнулся» о театры случайно. С классической музыкой дело не лучше, как и с кино-искусством…

Никогда в истории отечественной культуры Власть не вкладывалась в «пузочесов». Не потому, что не осознавала важность массовой культуры, а потому, что для её развития всегда находились иные ресурсные источники, не бюджетные. А сейчас?

Любой праздник – это гала или серия гала, в обоих случаях называемые фестивалями, и хорошо, если хэдлайнер – не Ваенга. И это уже не зависит от жанра! «Паркетный» симфонический оркестр, русско-цыганские и казацкие ряженые хоры, рокеры, нашедшие наконец применение микрофонной стойке – по прямому её сексуальному назначению. И всё за счет бюджетов всех уровней и вспоможений от «наклоненных» Властью бизнесменов.

Но праздник – это ведь время приобщения к традициям, к неким общим ценностям, а не только гулянка с салютом. Казалось бы, проще жить, не задумываясь над вопросом: «Зачем?» Но тогда не может быть вопросов о граффити возле Вечного огня и о том, с чего же всё-таки «она начинается?»

***

«Опять Власть у него виновата!», – конечно: кому дано – с того и спрос. И это ничуть не снимает с нас ответственности за молчание и покорность.

В городе нет ни одного, как это называлось в «раньшие» годы, Дворца культуры. Такого, где были студии, «клубы по интересам», «любительские объединения», в первую голову озабоченные не привлечением дополнительных дензнаков от участников и потенциальных потребителей самодеятельной продукции, а повышением их посещаемости и творческой активности. Для детей что-то ещё осталось, для лиц с «ограниченными физическими возможностями», а для здоровых взрослых людей? Или Власть полагает, что любительские объединения – забава только для детей и инвалидов, а взрослый об этом не думает, если он здоровый? А мы на всё это молчим.

На не должное внимание к памятникам да на сакральную самарскую грязь ещё огрызаемся, а на всё остальное – молчим…

Нет, конечно, в самарских проблемах никакой особинки – это общая российская беда, и не ведомственная, а глобальная. Но был же в советское время Мясников в Пензе, который сломал множество табу, дав приказ на восстановление усадеб и открытие музея одной картины, на особое внимание к авангардисту Лентулову и открытие Дома Мейерхольда. Были Иркутск и Вологда, Свердловск и Новосибирск.

И грязи тогда было столько же, но надежды – побольше.

Маленькая картинка_Поиск

Рисунки Сергея Савина

Текст опубликован в издании «Культура. Свежая газета» №13 за 2013 год.

Tags: Культура Самарской области
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments