Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

«Мечты, которые сбываются – не мечты, а планы»

киноклуб ИТОГВ декабре должен состояться учредительный съезд российского общества друзей кино. Нет пока названия, да и инициатива эта возникла совсем не снизу: Геннадий Полока неутомимо на протяжении нескольких лет твердил, что возрождение интереса к кино без поддержки отечественных киноклубов невозможно. Доказывал на всех уровнях – на собраниях коллег по цеху, на заседаниях чиновников министерства культуры, но результат получился только после того, как ветеран режиссерского цеха сумел получить в сторонники к себе Президента. Тогда дело сдвинулось.

Без киноклубовской прослойки кинопрокат невозможен, как без продвинутой группы невозможно нормальное развитие ни одной культурной практики. И поддержка, безусловно, необходима, так как в условиях рыночно-базарного проката, когда рабы киноиндустрии оказались не связанными никакими социальными задачами, кроме увеличения собственного дохода, провинциальных зрителей в результате бросили в объятия трекеров.

Оказалось, что, по сути, никого, кроме продвинутых пиратов, многие из которых встали на скользкий путь противодействия «правообладателям» под знаменами сталкерства, а совсем не разбоя ради разбоя, не волнует, что мимо нестоличных интеллектуалов бесследно проплывает махина, именуемая искусством кино. Проплывает, оставляя за собой лишь пену в виде политкорректных и до занудства дидактичных блокбастеров, а также фильмов класса «В» для зрителей категории «В» и «D» для категории D, стимулирующих повышенное слезо- и слюноотделение, не боле.

В доинтернетные 60-е–80-е такими сталкерами были руководители киноклубов. Кто через Фильмофонд, кто через региональные кинопрокаты, кто через культурных атташе в посольствах получали фильмы, не имеющие достойного числа копий. Это в условиях плотного «занавеса» давало возможность дышать. Но и они «давно уже не те».

Вот об этом я собирался поговорить с президентом «Ракурса» Михаилом Купербергом. Мы стареем, листья желтеют, и нет ничего более постоянного, чем наша встреча на лавочке в сквере у «козловского» дома. Раз примерно в четыре года. Мы встречаемся, и он рассказывает о бедах, одолевающих российские киноклубы, и том, как трудно жить «Ракурсу». Встретились мы и в этот раз, поговорили. Я расшифровал нашу беседу и отправил на вычитку. В ответ Михаил Яковлевич не разрешил публикацию беседы, не предъявив, правда, никаких претензий к идентичности текста. Видимо, он себе в этом разговоре не очень понравился.

Очень жаль, но свою-то часть размышлений я всё-таки обнародую.

Возвращаясь на тридцать-сорок лет назад, признаюсь, что киноклуб тех времен был одной из разновидностей Гайд-парка советских времен. Мы приходили за час, ходили по фойе, общались. Потом шли в кино, которое при всей уникальности зрелища было, скорее, дополнением к этому самому общению. Более того, мы оставались после сеанса на обсуждение, потому что вот этот «кухонный» разговор был важен, он нас объединял.

Сейчас этого нет. В «Ракурсе» на шедеврах мирового кино – по 20-30 человек, на обсуждениях в симоновском зале – и того меньше. Почему? Может быть, надежда Полоки на киноклубы тщетна?

Начнем с «почему». Ну, во-первых, потому, что «Ракурс», воспитавший несколько поколений самарской интеллигенции, оказался не нужным чиновникам. И городским, и областным. Порой они так страстно отстаивают свои приоритеты, свои права на обладание тем или иным «делателем культурных практик», а тут – «высококаратное» дитя без единого глаза.

И черт бы, казалось, с ними, но залы Дома актера – единственные, приютившие любителей кино, не выдерживают никакой критики. Уютные театральные залы, и у СТД есть десятки целей, на осуществление которых тратить деньги с их точки зрения правильнее, чем на покупку нового экрана и проектной техники. Это не их дело, а киноклубу вкладываться в переоснащение чужого зала – тоже риск. Так что поднять себя любимого с дивана и отправить в кинозал прошлого века – проблема.

Нет средств на сколь-нибудь регулярное приглашение кинематографистов на мастер-классы, творческие встречи, дискуссионные столы.

Разгромлены кинопрокатные базы – где взять кино? У рыночных дистрибьюторов? Но те не мотивированы давать киноклубам скидки: пятьдесят на пятьдесят – как везде. И киноклубы начали поднимать цены на билеты, почти выровняв их с мультиплексными. При несопоставимом «качестве услуг».

Причина вторая – в катастрофическом снижении у зрителей способности анализировать кинотекст, любой художественный текст. В текстоцентричной (я начал уже стесняться говорить: литературоцентричной) стране кино почти не воспринимается как вид визуального искусства. А если помножить всё это на истончение прослойки носителей культурного кода, на тотальное незнание истории культуры, мифологии, на непонимание простейшей символики?

Конечно, образование, в процессе получения которого молодой человек невольно концентрирует внимание на действии, а не на человеке, начало грешить не вчера. И в советские годы большинство мальчиков читали в «Войне и мире» про войну, а девочек – про любовь. Но число учителей, спрашивающих про описание тургеневских лугов и бунинских аллей, было ещё довольно велико. Да и часов на изучение искусства и литературы поболе было.

Но только ли школа тому виной? А любимое короткометражное кино? Кино, без которого был бы разрушен процесс вхождения в профессию дебютантов, стало причиной того, что молодой кинозритель не выдерживает полного метра. Он уже заточен на: «Ребята, ну, быстрее, ну, что сказать-то хотите». Эта тема, как ни парадоксально, приводит отборщиков киноклубных программ в бешенство, но ни от одного из них я ни разу не слышал серьезных контраргументов, кроме: «А без их показа убыток будет вообще фантастическим, и новый сезон мы не откроем».

И куда при этом смотрят современные чиновники, озаботившиеся, наконец, проблемами идеологическими? Ведь есть искусство и искусство. Две большие разницы, между прочим. Не предприми патерналистских усилий, так «пузочёсы» попсовые окончательно вытеснят симфонические оркестры, а куни – шекспиров с де-вегами.

Причина третья – в разнообразии киноклубов. Как ни странно. Вернее, в том, что рост числа киноклубов обнажил незнание методов работы с аудиторией, скудость технологических приемов, активизирующих аудиторию, мотивирующих её интерес к кино. То, что тридцать лет назад в условиях тотальных ограничений и запретов, в условиях единого для киноклубовцев идеологического противника, – сходило пассионарным непрофессионалам с рук, сейчас, когда при всех стенаниях и истериках нет тогдашней цензуры и мир гораздо шире, требует более тонкого инструментария.

Киноклубы появляются ныне повсеместно – в музеях, в антикафе, библиотеках, арт-клубах. Раньше был один киноклуб, и в нем «варились» представители разных возрастных групп. Разнообразие коммуникаций, научение выслушивать мнение, отличное от твоего… Сейчас любой намек на дискомфорт приводит к тому, что очередная субкультурная группка срывается с места – и новый клуб.

Зачастую любовь к кино уходит на второй план, уступая место задачам продвижения конкретного музея или библиотеки. Порой внимание устроителей нового киноклуба попадает в плен коэльевского отношения к смыслам. Вынужден пояснить – коэльевского, то есть упрощенного, к которому относится весь этот эрзац – «Господин Никто», «Облачный атлас», «Петля времени», – входящий в молодежные «топы».

Уверен, оставив их без поддержки, через несколько лет нынешние активисты будут восприниматься как носители чего-то архаичного.

И теперь о «надеждах». Вот соберутся киноклубы в декабре в Москве. Кто соберется? Кто будет представлять Самарскую область? Я таких кандидатов насчитал 12. В Самаре и Тольятти. Когда горн протрубит сбор, их окажется 112 – в каждом районе, в каждом очаге культуры. И всё погибнет. Потому что расхватают по сусекам первый бюджетный транш. На основе принципов настоящего равенства. На всех не хватит. Того, чего хватит, отправят на побелку стен в клубах. И всё.

Распределят не демократично – начнется формирование киноклубной вертикали, нового культурного чиновничества. Мы это уже пережили. Это тоже конец. И ничего не делать – тоже конец.

А кстати, интересно - поедут на съезд киноклубы «с историей», узнав, что здоровая идея поддержки движения принадлежит Президенту и одному из соратников Михалкова по творческому союзу, или гордо откажутся?

Рисунок Сергея Савина

Текст опубликован в издании «Культура. Свежая газета» №12 за 2013 год.

Tags: Кино, Кино в Самаре, Кинопрокат
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А физики – всё-таки шизики

    Рубрика : Habent sua fata libelli * Герман ДЬЯКОНОВ ** Наука есть часть культуры. Культура же в повседневном сознании людей…

  • Самара как театральная столица Поволжья

    Галина ТОРУНОВА * Художника «надо судить по законам, им самим над собою признанным». А. Пушкин. Из письма А.…

  • Рожденный с гитарой

    Игорь ВОЩИНИН * Перебирать струны гитары он стал до того, как начал ходить и говорить. И это не преувеличение: дергать струны папиного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments