Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

В условиях демократии нет регресса. Есть оппозиция прогрессу


Вчерашняя сказочка о поголовном окандидачивании высоко- и среднепоставленных российских бюрократов заставила меня взглянуть на новости в сфере образования с повышенным вниманием. Из традиционно мощного потока обратили не себя внимание две.

Первая. В Самарской области началось обсуждение программы нового предмета под названием «Основы противодействия коррупции». Авторы курса предполагают, что школьники будут изучать этот предмет шесть лет – с 6 по 11 классы. Уже выпущено учебно-методическое пособие, в котором рассказывается об опасности коррупции.

Вторая. «Золотое перо» российской журналистики – и в этом нет ни капли иронии – Сергей Лесков, научный обозреватель газеты «Известия», написал книгу «Живая инновация: мышление XХI века», которую предлагается использовать как учебное пособие в средней школе.

Позволю напомнить себе, что речь идёт российской школе. Той самой школе, в которой не хватает часов на отечественную и, уж, тем более, зарубежную литературу. Той самой школе, в которой «Мировая художественная культура» и «Астрономия» – факультативные предметы. И это, говорят, правильно, потому что «наши дети чересчур загружены».

Много чего в этой жизни я не понимаю, но, как выяснилось, меньше всего я понимаю логику чиновников от образования. Если ей следовать, то получается, что учебные планы изначально ориентированы на массовую дегенератизацию общества. Бессмысленно, конечно, вспоминать историю 200-летней давности, золотой век российской культуры, время, когда нас с вами – только не обижайтесь – в приличный дом даже в гувернеры бы не взяли: французский язык не знаем, к чтению не приучены, к политесу не привычны.

Вспомним середину ХХ века, когда редкий ребенок обходился без музыкальной школы, спортивной секции, кружка юных техников-математиков-химиков-космонавтов, абонемента на воскресные симфонические утренники. И это – от элитных районов до рабочих окраин даже в таком жёстко по сословиям разделенном городе как Куйбышев. И черепушка у подростков не разламывалась. А вот теперь – разламывается.

Конечно, имеет право на существование вопрос: «А что дала вам образованность, которой вы так нагло кичитесь? Достаток? Счастье? Или вы, наконец, поняли, в чем смысл жизни?»

Нет, постичь смысл жизни – вне человеческих возможностей. Счастье – штука индивидуальная и к образованию отношение имеет косвенное, скорее счастье обратно пропорционально образованности. А вот вопрос про достаток – это отечественное ноу-хау. Пожалуй, только в России посредственности так агрессивны и сплочены. Пожалуй, только в России к ним снисходительно общественное мнение и благоволит закон. Не взирая ни на какие социальные революции.

И вот в нашей стране, где человека с юных лет так старательно оберегают от умственных перенапряжений, – к трудам, физкультурам, ОБЖам и иным средствам адаптации к киосочно-челночному капитализму, прибавляются ещё два.

Шесть лет, двадцать четыре четверти детям будут преподавать способы уворачивания от назойливых попыток дать взятку, приёмы недопустимого поведения по отношению к пришедшим на прием посетителям, выражения, которые никогда не следует произносить, чтобы не быть заподозренным в вымогательстве.

А на уроках инновации детям будет внушаться, что «инноватором быть выгодно, прибыльно и просто круто». А чтобы внушение было максимально эффективным, в качестве внеклассного чтения им будут предложены «интервью с Андреем Фурсенко, Михаилом Прохоровым, Сергеем Чемезовым и Анатолием Чубайсом». Это так в аннотации сказано.

И чтобы этим видным инноваторам было уютно в истории, обложка наглядно демонстрирует то, что автор считает вершинами своей «науки» и кого признает за выдающихся его творцов. На обложке книги – жвачка Orbit, конструктор Lego, компьютерные диски, овечка Долли, Большой адронный коллайдер, портрет «инноватора» Петра Первого. И в насмешку над уничтоженным курсом «Астрономии» - Сергей Королев и Юрий Гагарин. Коллаж.

***

Горько всё это, потому что «мотивировать детей на инновационное мышление» и «формировать компетентного и ответственного гражданина» – таковы основные задачи курсов – можно только в процессе систематического познания мира во всем его многообразии, а не в процессе подготовки офисного планктона. Это в лучшем случае.

Так что есть все шансы дожить до времени, когда дети ЭМО и готов будут с недоумением рассказывать о том, как разнообразна была духовная жизнь их предков.

Текстовая версия телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 9 апреля 2010 года


Tags: Образование, Школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments