Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Жестокие игры

Так получилось, весь сезон я наблюдаю за «творческим ростом» (без пафоса здесь никак не обойтись) выпускного курса Вячеслава Гвоздкова на факультете искусств Самарской областной академии (Наяновой). Студенты задействованы чуть ли не во всех репертуарных спектаклях, а «Петербургские истории» и «Яма» – практически курсовые работы, чуть «отрихтованные» и взятые в репертуар.

Не о том, хорошо или плохо вот так латать кадровые «дыры» в театральной труппе, я хочу порассуждать. На этот вопрос есть различные ответы, и множество исторических примеров в обоснование любого из них. Повод другой – выпускной спектакль по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры».

Очевидно, что ребятам фантастически повезло – шанс регулярно выходить на академическую сцену в течение всего процесса обучения дается не просто «далеко не всем» – единицам. И, нужно сказать, студенты отрабатывают предоставленную возможность с благодарностью и сполна. Некоторые умудряются даже преодоление «медных труб» начать на ученической скамье.

Но если без шуток, то выпускной спектакль показал, что и Даниил Богомолов, и Владимир Морякин, и Екатерина Соловьева со товарищи – уже почти актеры. В спектакле им ещё требуется время, чтобы «войти в образ», – не сразу они «раскочегариваются». И нет у них элементарного житейского опыта, необходимого для прочувствования «психологического рисунка роли». Именно – прочувствования, а не понимания. Но прогресс (даже на коротком промежутке – «сентябрь – апрель») – очевиден.

Уверен, у театроведов найдется минутка, чтобы профессионально разобраться в опыте и перспективах развития самарской театральной школы, представленной в настоящий момент «наяновкой» и Академией культуры и искусств. Меня же в большей степени занял сам спектакль.

Драматургия Алексея Арбузова стала, на мой взгляд, несправедливо стала фактом истории. Алексея Николаевича, будем честны, никогда и не относили к первому ряду советских драматургов. На протяжении всей его пятидесяти-с-лишним-летней творческой деятельности. Хотя в 30-е была написана «Таня», в 50-е – «Иркутская история», в 60-е – «Мой бедный Марат», а в 70-е – «Старомодная комедия», которые были сыграны на театре тысячи раз каждая. И за каждой из этих пьес – «образцовая» версия: «Таня» с Бабановой, а позже – с Яковлевой; «Иркутская история» в вахтанговском; «Марат» – в эфросовском Ленкоме; «Старомодная комедия» – в постановке Михаила Карпушкина в Куйбышевской драме с Ершовой и Лазаревым.

У «Жестоких игр» такого образца не было. Запомнился спектакль Марка Захарова с Никитой – Абдуловым, Мишей Земцовым – Караченцевым, Нелей – Догилевой. Спектакль запомнился, но не более. Вскоре сменилась эпоха, и Арбузова ставить практически прекратили. Студенческий спектакль со всей ясностью объяснил почему.

Арбузов остро социален. Даже в тех пьесах, что деликатно именуются лирическими комедиями. В его диалогах всегда наличествуют точные ссылки на эпоху. С событий «Жестоких игр» прошло 35 лет. Вроде немного, но как будто – вечность. «А будет ли понятна зрителям эпоха, в которой не было «эсэмэсок» и Интернета?» Неправильные выводы при ответе на этот вопрос могут привести к конфузу.

Постановщики ввели в текст тонну «мишуры» из «десятых», разбавив и без того небезупречный текст пьесы пошлейшими «акциями из «Пятерочки» и абракадаброй про «сетевую поддержку». Но что это дало? Героев, получается, переместили в наше время, и уже герой нашего времени едет на нефтяной промысел в Тюменскую область работать врачом из соображений романтики и бессребреничества. И в столичный нефтяной институт – один из самых непрестижных (!) – берут выпускников из провинциальных детских домов, чтобы хоть как-то выполнить план набора. И 20-летние молодые люди мучаются вопросами «семьи и брака» при каждом пополнении своего донжуанского списка, потому что осознают – их поступки конфликтуют с общественными представлениями о морали.

Как там в пошлейшем дидактическом наставлении – «Не верю»? И никто не верит.

Без сомнения, нравственные поиски у тех, кому сейчас двадцать, имеют место быть. Они похожи, но не более. Они из другой эпохи. И молодежный сленг иной – по причине фактического двуязычия, особенно в среде компьютерщиков и художников, в которой обитают герои пьесы. И частотный словарь языка другой, и давно нет восторга по поводу того, что на день рождения любимого сына удалось найти шесть коробок с крабами – в семье, у всех членов которой – личное средство передвижения.

Зачем ради пары гэгов было ломать историческую и психологическую правду? Ведь дело не в крабах – в спектакле нет того наива и той чистоты отношений, что «в лучшую сторону» отличают конец 70-х от нынешнего времени. И «жестокие игры» тех лет, «способные нанести серьёзный урон другому человеку, в том числе и нравственный», воспринимаются ныне едва ли не как «детские забавы».

Не может быть никаких поисков нравственной парадигмы в атмосфере полуправды. Кстати, сцены, не «перегруженные» приметами «нашего времени», вызывали искреннее сопереживание зала, заполненного в основном ровесниками актеров.

Я скорблю вместе с современными режиссерами, театральными педагогами, но, главное, со зрителями, «объевшимися» «новой драмой» и не могущими найти адекватной замены на «площадке» под титлом «современная социальная драма», но и вот такой принцип осовременивания, на мой взгляд, тоже не гож.

Но я благодарен «студийцам» за воспоминания. Благодарен и надеюсь, что Вячеслав Алексеевич доведет эскиз к спектаклю до сценического воплощения. Замечательно, что он затеял эти показы, – чтобы проверить на публике то, как сегодня воспринимается пьеса зрителями. И теперь, перед тем, как принять решение о её прокате, можно попробовать иное решение.

Может быть, пришло время Арбузова – автора пьес о том времени и той стране, которые мы безвозвратно потеряли? Может быть, именно сопоставление эпох и даст искомый драматургом и постановщиками эффект.

Статья опубликована в издании "Культура. Свежая газета" №7 (35) за 2013 год.

Tags: Газета Культура, Культура Самары, Театр
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments