Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Свежий ветер в парусах СамАрта

Театры – как люди. Есть «мертвые», есть «живые», есть как размазня, разваливающиеся при первой же неудаче, есть такие, которых неудачи только подстегивают к поиску нестандартных решений. Я люблю СамАрт, мне больно было наблюдать за его серией полных неудач и удач неполных, я с определенной тревогой входил в малый зал театра на премьеру спектакля «Моя Эдит» и теперь с облегчением могу констатировать: театр рискнул с выбором «лекарства» и похоже начал выздоравливать.

Сергей Соколов за те две дюжины лет, которые он руководит театром, несколько раз «менял лошадей», чувствуя, что СамАрт начинает «тормозить». Но нынешний случай особый. Режиссер – выпускница ГИТИСа, знакомая, правда, самарским театралам по прошлогодней лаборатории, работавшей на «Золотой репке», сценограф – тоже студентка, и в главной роли еще одна пять минут как не студентка. Драматург написала пьесу лет 13 назад, то есть аккурат через три года после своего театрального дебюта, и пьеса – своего рода «студенческое сочинение».

И сюжет спектакля (поставленного все-таки не совсем по пьесе, которую в начале «нулевых» инсценировал Роман Виктюк, – по ее мотивам) – о двадцатилетней Пиаф. Девочке, которая смотрит на мир с надеждой, которая не навовсе разочаровалась в чистоте человеческих отношений и продолжает верить: человек создан для того, чтобы жить свободным, и что это стремление к свободе никогда не вступит в противоречие с потребностью оставаться счастливым.

А какой студент не переболел символизмом? И сценическое пространство одето в синий и красный цвета французского флага – «Братство!» и «Равенство!». Белый – «Свобода!» – оставили для костюмов героев. И даже, когда художник размешивает краски костюма Пиаф с черным – «Тревога!», который к финалу и вовсе становится доминирующим, ощущение надежды не исчезает.

Возможно, от выбора исполнительницы главной роли. Ольга Мельничук, выпускница Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, в театре первый сезон. Пиаф – ее, по сути, первая роль. Наконец я увидел в Самаре драматическую актрису (в Саратове актерский факультет – в составе консерватории), которая не пыталась петь ноты.

Сколько я ни смотрел в последние годы музыкальных спектаклей в драматических театрах – все тянут рулады. Ничего у них не получается и получиться не может: есть множество иных приемов имени Андрея Миронова и представителей тех, прежних, поколений – ими упорно не пользуются. Получается смешно и нелепо, и по-иному быть не может.

А тут девочка, действительно похожая на Воробушка, и ни разу не сбилась на пошлость. Может актерские факультеты открывать при консерваториях? Или заставлять актеров ходить в оперный, ну, чтоб желание подражать никогда не возникало.

Мельничук – удачное приобретение театра. Хотя музыка для нее – крепкий «костыль», без нее она пересаливает и с наивом, и с ощущениями первой любви, но это «пока», потому что первый спектакль, первый сезон, площадка – нос к носу со зрителем.

Но Соколов привлек к постановке испытанную гвардию, оставаясь абсолютно честным в отношении дебютантов. Это касается прежде всего музыкального руководителя постановки. После длительного перерыва в этой роли – Леонид Вохмянин, сумевший в довольно ограниченных условиях – «генеральная» песня «Мой легионер» предопределена сюжетом пьесы – сделать интересную партитуру, аранжировав ее в компании с одним из лучших самарских джазовых пианистов и композиторов Вячеславом Шевердиным, который, в свою очередь, умело управляет «банда» в составе Анны Егоровой (скрипка), Николая Замоздры (бас), Екатерины Шадриной (аккордеон) и Николая Спиридонова (ударные).

Приятно удивил премьер СамАрта последних лет Павел Маркелов в роли «ремарки», обозначенной в программе как «Антрепренер». Но это ремарка по сути того, что и сколько он говорит. Не делает – говорит, а делает он то, что называется «создавать настроение спектакля».

С исполнителем роли легионера Альбера Вардана – Алексеем Елхимовым – сложнее, так как приходится высказываться о том, что видел, а не о том, как всё это задумывалось. Но если видел, как задумывалось, то любовь, действительно, это штука кратковременная. Весь спектакль я ловил себя на мысли, что герой старается представить себя возлюбленной не просто лучше, чем есть на самом деле, – а нет ни одной фразы, в честности которой я бы не усомнился. Буржуа с манерами портового грузчика, к тому же постоянно с пафосом декларирующий какие-то банальные истины. И если бы не война, то его и Пиаф история всё равно бы не могла иметь продолжения.

Но неужели нельзя было всё то же, но изящней? Как-то не очень гармонировали тонкий символизм постановщиков, изящные мелодии французского (подчеркиваю) шансона и этюдная прямолинейность его монологов? Как нельзя было отказаться от финального монолога Пиаф о свободе, который зачем-то объяснил зрителям, что хотели сказать этой пьесой театра и драматург.

Хотя, может быть, я и здесь не прав. Может быть, я преувеличиваю возможности современного зрителя, к тому же зрителя молодого. Тем более что, повторю, это спектакль, от которого веет свежестью поиска и мистикой обстоятельств места и времени, где взрастает талант. Таланты – героини, исполнительницы, театра. Моего любимого театра СамАрт.

Ксения Драгунская

Моя Эдит

Песенка длиною в жизнь по пьесе «Эдит Пиаф»

Режиссер-постановщикОксана Рыбалка (студентка выпускного курса РУТИ-ГИТИС).

Сценография и костюмы Екатерина Будникова (студентка РУТИ-ГИТИС).

Музыкальный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России Леонид Вохмянин.

Хормейстер – заслуженный деятель искусств России Наталья Герасимова.

Статья опубликована в издании "Культура. Свежая газета" №4 (32) за 2013 год.

Tags: Культура Самары, СамАрт, Театр
Subscribe

  • Жертвы научной фантастики

    Константин ПОЗДНЯКОВ * Злить фанатов Виктора Пелевина – занятие неблагодарное и опасное. Поэтому для начала стоит сказать, что очередной…

  • Любите ли вы Бебеля?

    Леонид НЕМЦЕВ * Его фамилия имеет итальянское происхождение и переводится как «прекрасный мир». Дедушка Паоло и бабушка Роза…

  • Человек и его мозаика извечных страхов

    Сергей ГОЛУБКОВ * Рисунок Сергея САВИНА Страх в человеческой жизни бесконечно разнообразен. Он может иметь разную природу –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments