Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Счастливая жизнь всё равно придёт: ей ведь тоже интересно


О том, как по винтику растащили Академический театр оперы и балета под прикрытием длящейся четвертый год реконструкции здания, я начал рассказывать в минувшую пятницу. И обещал сегодня нарисовать футурологический этюд на тему страшного суда в виде неминуемо наступающего открытия первого послеремонтного сезона.

Отдельные фантазеры еще надеются, что он начнётся в юбилейном для театра 2010 году (80-й сезон всё-таки). Однако против этой смелой гипотезы – несколько фактов.

Первый. На дворе – март, с метелями, сугробами, но март. Министерство культуры до сих пор не рассмотрело предложение по штатному расписанию, поданное театром в 2008 году. Штатное расписание, которое в отличие от действующего в сегодняшних партизанских условиях, должно содержать около 250 дополнительных единиц работников технических и вспомогательных служб, без которых «вся эта халабуда» не взлетит. И это без учета потребностей камерного зала. И кроме того, в отличие от иных государственных театров, оперный до сих пор не получил государственный заказ на вторую половину бюджетного года.

Даже при традиционном российском головотяпстве так пренебрежительно относится к делу можно только в одном случае, если реконструируемое здание и не планируется использовать под театральную площадку. В лучшем случае – под гастроли «пузочёсов» с их «ум-ца-ца» на усладу авторитетных пацанов с девчонками, в худшем – под межгалактический Дворец конгрессов.

В пользу этой версии – и размер средств, предусмотренный на ремонт, реконструкцию и восстановление костюмов и декораций к спектаклям. Для того, чтобы без серьёзных проблем начать сезон, театр должен иметь как минимум 12 названий (по два проката одного названия в месяц – иначе при любви самарцев к классической музыке не выживешь). Старое оформление использовать невозможно – его либо нет, либо оно рассчитано на иные параметры сцены, либо оно в таком состоянии, что на фоне густо разбрызганной по стенам позолоты будет смотреться как таджикский цыган на помолвке принца Уэльского.

Два спектакля планируют поставить в течение оставшегося полугода, а на остальные запланировали аж 2 млн. рублей. При том, что затраты на декорации не самой, прямо скажем, сложной в этом отношении «Жизели» обошлись в 5 млн.

В этом месте обычно следует вставная ария бюрократа, радеющего за деньги, которых не хватает сиротам, старикам и лицам с ограниченными физическими возможностями. Но на неё у меня приготовлен ответ. Открыть театр предполагают концертом симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Абисаловича Гергиева.

Приезд в Самару музыкантов такого уровня – настоящее счастье для любого любителя музыки. Однако право первого представления должно принадлежать своим. Иначе не совсем понятно, чего празднуем и для кого все эти траты и тяготы.

И, наконец, на приезд оркестра министерство испросило у Правительства 10 млн. рублей. Во-первых, это в пять раз больше, чем на возобновление всего текущего репертуара, что наводит на размышление: «Хорошо ли встречать гостей в рваных носках?»

А во-вторых, почему именно такая сумма. Дело в том, что Мариинский театр входит в весьма узкий пул художественных коллективов, получающих президентские гранты. В условиях предоставления этих грантов есть специальная строчка, говорящая о том, что они должны способствовать знакомству широких слоев граждан нашей необъятной Родины с высоким искусством в столь замечательном исполнении. Из чего следуют ограничения на гонорарные запросы в рамках российских гастролей. Я имел отношение к организации концертов находящегося в подобном же положении оркестра Юрия Абрамовича Башмета и потому смело утверждаю, что цифра $335 000 взята с потолка.

Даже если вычесть из неё расходы на чартер, простите за использования термина, господин Артяков, «Санкт-Петербург – Самара – Санкт-Петербург», затраты на аренду четырех лимузинов и пяти автобусов, и даже цветы, минеральную воду без газа и фрукты, то всё равно получается больше, чем плата за выступление в Карнеги-холле.

А вот теперь самое главное. Я уверен, что Гергиев к планируемой афере не имеет никакого отношения. Более того, я уверен, что он не ведает – пока не ведает – о размере якобы его вознаграждения. Мне кажется, что в воздухе запахло «откатом» с участием высокопоставленных чиновников самарского правительства. Деньги, как обычно, перечислят некой фирме, выигравшей, разумеется абсолютно честно, тендер. А уж та по ходу дела сэкономит, откуда и отваляться два – два с половиной миллиона.

Так что, как говаривал мой коллега-сказочник Матроскин, кот Матроскин: «Средства у нас есть, у нас мозгов не хватает!»

И когда я слышу плач федерального министра Авдеева о том, что отечественной культуре не хватает денег, я начинаю понимать, зачем нужны рыбаковы. Чтобы в критический момент предъявить их деяния народу и спросить: «Так вы им хотите доверить ваши налоги?» После чего и денег не дать, и министра выгнать с позором.

Но критический момент этот, видимо еще не настал.

Текстовая версия телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 22 марта 2010 года.
Завтра в "Самарской газете" будет опубликована статья по мотивам двух последних "горьких сказочек". Ее можно прочитать также на сайте http://www.sgpress.ru/.


Tags: Культура, Рыбакова Ольга, Самара, Самарский театр оперы и балета
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments