Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Люди решают всё. Или не решают

В Тольяттинской городской думе по инициативе местного журнала Force прошло собрание, в котором приняли участие депутаты, руководители учреждений культуры и представители творческой интеллигенции. Вряд ли к этой встрече применим термин «круглый стол», заявленный организаторами, но разговор состоялся важный и чрезвычайно актуальный.

 

Для меня с юности Тольятти – город особенный. Рядом с Куйбышевым – советским и очень канцелярским городом – как на дрожжах возводилась отдушина, где собирали самые лучшие на Земле автомобили, разнообразные иностранные и отечественные звезды театра, кино и эстрады не оставляли Автоград своим вниманием, и мы – по малости лет – прыгали в автобус, чтобы к вечеру успеть на спектакль / концерт / диспут, а ночь в складчину нанять такси и успеть вернуться домой.

Ездили не только на гастролеров – и в театр братьев Берландиных в городской дворец культуры, и на встречи в интерклубе, не говоря уж о фестивале Виктора Хара, туристском Захаровском, который по времени предварял Грушинский. Тольятти обладал иной степенью свободы и от того был чрезвычайно притягательным.

Чуть постарше я, работая в одном из подразделений областного управления культуры, «курировал» мой любимый Автоград, затем несколько лет преподавал в местном университете, втянулся в «Музейный пикник», в «Майские чтения»…

Но где те времена? И автомобили продолжают собирать, только на них ездить стыдно, и мотивации осаждать Тольятти у многих звезд поубавилось. Хотя есть по-прежнему, чему у тольяттинцев поучиться: хореографическая школа имени Плисецкой, школа искусств, возглавляемая Владимиром Свердловым, и система непрерывного художественного образования – от музыкальной школы до консерватории, – реализованная Евгением Прасоловым, и уникальный Поволжский молодежный симфонический оркестр.

Но вы заметили, что перечисляю я в основном образовательные проекты? А где продукты «высокого искусства»? Увы, вместо них всё больше скандалы. То вокруг кресла директора филармонии, то с кукольным театром. Теперь – с «Колесом» и закрытием театрального центра «Голосова, 20».

И тольяттинцы – люди, мыслящие стратегически, – вновь начали изобретать «концепции развития». Это такая заразная болезнь, широко распространенная в отечественной культуре с начала 90-х, с того времени, когда любимыми словами у великого множества шарлатанов, прохлаждающихся возле «сферы культуры», стали «проектный подход», «стратегирование» и «эффективный маркетинговый подход». Слова хорошие. Вот только люди их озвучивают не всегда грамотные.

Так вот тольяттинцы слов этих наслушались «с головкой» – благо Москва, до которой им, как известно, всегда было ближе, чем до областного центра, и всевозможные «коучи» оттуда за эти годы понаездили богато. Понаслушались и, как и положено «системным» людям, решили преодолеть кризис «концептуально».

Правильно решили, только долгосрочная концепция – продукт дорогостоящий, «ноликов» семь стоит. Цифра для погрязшего в государственных субсидиях города неприподъемная, а выяснить при этом нужно ответ на единственный вопрос: зачем Тольятти «художественная культура».

Тольятти – это и представители исполнительной власти, и законодатели, и те, кто эту культуру «творит», и кто ее «потребляет», и кто отвечает за последствия принимаемых решений, и те, кто не может пока этого делать по причинам малого возраста и отсутствия достаточного для этого опыта.

Неужели культура – по-прежнему «сфера обслуживания», если о ней допустимо говорить в терминах «повысим качество производимого продукта»? Или культура – «ресурс» социально-экономического развития? То есть нет у нас иных рычагов, поскольку сельское хозяйство и промышленность с этими высокими задачами не справляются?

Конечно, и ресурс, и продукт, и много еще чего, но беда наша в том, что, с одной стороны, мы стремимся решать управленческие задачи, стремясь одновременно оптимизировать сразу несколько параметров и не зная, что не решается такая задача в общем виде. Наукой доказано. И что нужно выделить из бездонного мешка проблем единственную, важнейшую, подчинив ей все остальные.

Попытки добиться результата, пользуясь ресурсным или маркетинговым подходами, – вчерашний день. Человечество, в его цивилизованной части, разумеется, давно осознало, что культура – прежде всего итог развития, а не рычаг, с помощью которого камни ворочают. И что «развитие качеств человеческого потенциала» (при всей канцелярскости фразы используя именно ее, так как надеюсь, что мои заметки читают и чиновники, а для них сей оборот яснее ясного) – единственная из возможных целей развития. Ибо неполноценен человек, не заботящийся о развитии своих способностей воспринимать окружающий мир. Способностей, формирующихся при общении с художественной культурой.

Об этом мы говорили в Тольятти. Говорили вразнобой, зачастую не зная терминологии, изобретая «колесо» (приношу извинения за невольный каламбур), но в итоге согласились с тем, что невозможно управлять современным, до предела усложнившимся социумом с помощью укрепления «вертикалей» и расширения «горизонталей». Нужна модель управления, более устойчивая, нежели бинарная. Нужен многоугольник, в котором представители власти, бизнеса, экспертного сообщества и всех (!) существующих субкультурных групп добиваются консенсуса в сложном процессе переговоров о том, как должна развиваться и финансироваться культура.

Все они должны быть готовы ответственно отнестись к тому обстоятельству, что культурой нельзя руководить так, как это происходит в реальной экономике, что переговоры, о которых я пишу, и есть неотъемлемая часть самой культуры и в какой-то степени один из ее результатов.

***

Собрание окончилось без криков и обвинений оппонентов в некомпетентности, что, отмечаю, чрезвычайно непривычно для подобного рода «мероприятий». Согласились, такой «многоугольник», переговорная площадка нужны, но еще больше нужен постоянно действующий семинар для «управленческого звена сферы культуры». И это не может не радовать – управленцы сами захотели сесть за парты.


Статья опубликована в издании "Культура. Свежая газета" №2 (30) за 2013 год.

Tags: Культура Самарской области, Управление культурой
Subscribe

  • Причастие вечной музыке

    Ольга КРИШТАЛЮК * Фото Александра КРЫЛОВА Два заключительных концерта фестиваля «Шостакович. XX век» стали еще одним…

  • Лирические грани откровений

    Ольга КРИШТАЛЮК * Фото Александра КРЫЛОВА Среди небывалого числа концертов, уместившихся в две фестивальные недели, 6 концертов (а это…

  • Pars pro toto…

    Pars pro toto – часть вместо целого. Неоконченный шедевр, хранящий свою тайну. «Почему рука мастера перестала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments