Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

О кино, пока жив еще последний зритель*

В Самаре завершилась работа круглого стола Союза кинематографистов РФ, организованного при участии правительства Самарской области, главного федерального инспектора по Самарской области, а также министерств культуры и образования Приволжского федерального округа, на котором были обсуждены проблемы развития отечественного кинематографа.

 

Функции модераторов круглого стола разделили заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев и секретарь Союза Олег Иванов. Собственно доклад Иванова, одного из разработчиков новой стратегии развития отечественной киноотрасли, и дал, по сути, начало дискуссии. А поскольку доклад этот был сделан одним из идеологов грядущих экономико-правовых реформ, известных под ником «Дорожная карта киноотрасли», тем интересней была реакция на него со стороны руководителей региональных структур, занимающихся кинопрокатом и кинообразованием.

В докладе проблемы были структурированы следующим образом:

·         мало кинотеатров: в России на 100 тысяч зрителей приходится 2,1 зала – в несколько раз ниже европейского показателя; за четверть века число муниципальных кинотеатров сократилось в четыре раза;

·         дорогие билеты: цена российского билета – в среднем около $7, что близко к США ($8) и Европе ($9) при несопоставимых уровнях жизни и заработка;

·         в кинотеатрах сплошь западное кино: российские фильмы, чей средний бюджет $2,5 миллиона, не могут составить конкуренцию блокбастерам с бюджетом в сотни миллионов;

·         мало отечественных фильмов: в 2011 году из 70 отечественных картин лишь 11 собрали больше 1 миллиона зрителей, более половины – посмотрело меньше 100 000 человек;

·         зрители уходят в Интернет, где процветает пиратство.

 

А в качестве рецепта для их решения докладчик предложил:

·         провести инвентаризацию всех государственных и муниципальных кинотеатров на территории России, чтобы подготовить решение об их финансовой поддержке, доведя число «демонстраторов» до 6 000 (в настоящее время – менее тысячи) и обеспечить их поголовную «цифровизацию» к 2020 году;

·         дотировать билеты на отечественные фильмы, обеспечив прозрачность контроля через систему «единого билета»;

·         ввести протекционистские антимонопольные меры либо путем жесткого квотирования отечественных лент по числу сеансов, либо отменив для кинотеатров льготы по НДС на зарубежные фильмы, доведя долю отечественных кинолент в прокате до 25%;

  • разработать механизм государственного регулирования жанровости фильмов, отдавая особое предпочтение игровым картинам, посвященным: «а) семье, браку, любви, верности, рождению детей; б) военно-исторической теме, истории Отечества; в) межнациональным отношениям, развитию толерантности в обществе; г) противодействию экстремизму, терроризму, преступности; д) поиску профессии и рода занятий молодыми людьми; е) научной деятельности как пути к прогрессу; ж) социально-нравственным проблемам в обществе (алкоголь, наркотики и т. д.); з) социальной интеграции людей с ограниченными способностями; и) экранизации литературных произведений». Хорошо бы, чтобы неигровые фильмы, кроме всего вышеперечисленного, были посвящены «культуре, искусству, религии, спорту, здоровому образу жизни, коренным малочисленным народам, медицине, юбилейным датам, здравоохранению, экологии, природе», анимация — «сказкам, истории Отечества, военно-исторической тематике, научно-познавательным темам, изучению мира, природе, окружающей среде, экологии, экранизациям литературных произведений, семье и браку»;
  • увеличить количество зрительского массового кино как минимум до 20 картин в год, чтобы «зрительский» фильм выходил на экраны страны хотя бы раз в две недели, и, возможно, нецелесообразно выпускать фильмы, которые «режиссеры снимают для себя», не стремясь довести их «до кинозалов»;
  • создать механизмы защиты интеллектуальной собственности, а также оказывать помощь сервисам, осуществляющим показ картин на легальных основаниях.

 

Честно говоря, все обозначенные Олегом Валентиновичем проблемы чрезвычайно важны, но в длинном перечне способов их разрешения до некоторых пор не хватало главного – точного понимания того, что в нем составляет цель, а что задачи, способствующие ее достижению.

Можно бесконечно строить тысячи кинотеатров и стимулировать режиссеров к появлению качественных и одновременно «нужных» фильмов, можно биться с прокатчиками и провайдерами, защищая целесообразность показа отечественного кино, но что делать, если современный зритель, приходя в кинотеатр, зачастую не знает языка кино, да и не понимает, что ему показывают произведение искусства.

Никакие запретительные меры невозможны без созидательной программы. Принятое летним пленумом Союза кинематографистов России предложение своего председателя Никиты Михалкова о составлении списка из 100 фильмов, которые нужно показывать в общеобразовательных школах, как это ни парадоксально, обозначило ту самую компоненту, которая и должна стать целью!

Это не реформа ради институциональных изменений. Необходимо заняться подготовкой квалифицированного зрителя. Цель развития культуры – совершенствование качеств человеческого капитала. Все остальное вторично.

Если кинообразование определить как главную цель государственной политики в сфере кино, а все остальные усилия (в том числе по квотированию проката, упорядочению фестивальной деятельности, которая для жителей малых населенных пунктов остается единственной – если не считать телевидения – возможностью полноценного знакомства с киноискусством) как задачи, то через пару десятилетий проблемы киноотрасли не будут выглядеть столь трагично. Зритель, образованный зритель, способный формулировать запрос кинопроизводителям, отрегулирует взаимоотношения внутри треугольника, вершины которого вместе с ним составляют профессиональные кинематографисты и гражданское общество.

Да, сейчас у министерства культуры нет ресурсов, чтобы заниматься кинообразованием в одиночку. Да, министерство образования и науки опасается, что поспешность введения курса – при отсутствии достаточного числа квалифицированных педагогов – может привести к жесткому неприятию предмета со стороны самих школьников. Но предложение Михалкова тем и хорошо, что исходит из российских реалий и возможностей: педагогов, которые бы могли вести полноценные уроки кино, пока нет, а вот организовать кинопоказы вполне реально. Записать к каждому фильму видеопояснения, как это делается, например, специалистами Польского института киноискусства, которые по запросу школ снабжают их видеоматериалами с комментариями киноведов.

При этом практически в каждом регионе уже сейчас можно определить с десяток учебных заведений, где, не дожидаясь «светлого будущего», специалисты по истории и теории кино могут приступить к ведению полноценных уроков. Благо методик и авторских курсов в настоящее время разработано множество. Лет пять назад в Самаре в рамках международного фестиваля «Кино – детям» проводился круглый стол по вопросам кинообразования, участники которого рассказали о десятках подобных программ.

Среди них – предназначенные и для школ, и для вузов, и для средних специальных заведений, и для учреждений дополнительного образования (благо кино – искусство синтетическое и при правильном к себе отношении способно стать деятельным стимулом к изучению дисциплин практически всех направлений: и гуманитарных, и естественно-научных, и технических, и искусствоведческого цикла).

Приятно, что самарские чиновники подтвердили готовность поддержать инициативы кинематографистов в полном объеме. Успешно продвигаются переговоры о создании в областной столице Центра отечественного кино, ориентированного на кинопоказы, организацию Музея кино, проведение кинофестивалей, дистрибьюцию фильмов для муниципальных учреждений культуры, оказание методической и практической помощи в кинообразовательной деятельности.

По словам министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, у нас созданы все необходимые условия для введения курса «100 лучших фильмов»: существуют школы творчества и специализированные гуманитарные гимназии, правительством области поддерживаются детские кинофестивали, сохранены муниципальные кинотеатры в ряде городов губернии, есть взаимопонимание в вопросах кинопросвещения с областным министерством образования и науки.

Главный федеральный инспектор по Самарской области Алексей Бендусов выступил с предложением о выборе Самарской области как экспериментальной площадки для полномасштабной реализации «дорожной карты киноотрасли».

***

По результатам конференции были приняты обращения в Министерство культуры, Министерство образования, Фонд кино, федеральное правительство. Обсуждаемая проблема – межведомственная, ее невозможно решить в рамках одного только министерства культуры.

Давным-давно Лев Николаевич Толстой сформулировал чудесный принцип: «Делай, что должен, и будь, что будет». И самарское собрание, а до него – встреча в Благовещенске, и предстоящая февральская – в Белых Столбах обозначили направления развития отечественной киноотрасли. Это программа ни через год, ни через пятилетку не даст полного результата. Для этого нужны десятилетия спокойной методичной работы без бросания из крайности в крайность.

Обозначилась перспектива, и либо она будет реализована, либо кинематографа в нашей стране не будет вовсе. Другого пути нет.

* Статья опубликована в издании "Культура. Свежая газета" №№25 от 8 ноября 2012 года

Tags: Кино, Культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments