Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

За культурой – туристскими тропами

Положа руку на сердце, признаю – административная реформа в России принесла, наконец-таки, свежий плод: туристическую деятельность и молодежную политику отобрали у «боксеров» и передали в министерства культуры и образования соответственно. Это никакая не надежда на «светлое завтра». Это просто констатация факта.

 

В России законодательно затвердили то, что социологи доказали давным-давно: при всем – растущем! – видовом разнообразии современного туризма знакомство с культурой региона, который турист намеревается посетить с медицинскими, образовательными, профессиональными целями, неизменно входит в тройку приоритетов.

О плюсах можно говорить бесконечно. В ситуации краха киноиндустрии нет в настоящее время более доступного и эффективного источника внутреннего финансирования сферы культуры. А что, кроме туризма, может в условиях стагнации промышленности подтолкнуть предпринимательский интерес к строительству новых дорог, изобретению новейших транспортных средств, возрождению сельскохозяйственных предприятий, снабжающих ресторанный бизнес, к реставрации исторических руин, в конечном итоге?

Но между тем, разговоры о благодатном завтра лучше всего начать с обсуждения «всё ещё имеющихся» у нас отдельных проблем.

 

Афишная тумба в курортной Самаре

 

Которое уже лето в средней полосе России – тропическая жара! Как трубы фабричные поутихли – рыба в водоемах появилась, птички запели, деревья перестали в июле желто-багряным узором покрываться. Температуры летом стоят ялтинские, влажность – сочинская! Курорт! А рядом ещё и лесистая возвышенность – «Волжская Швейцария». Природа свою часть обязательств выполнила.

Дело осталось за малым – чтобы на въезде начал толпиться турист. И не только из Кирова и Оренбурга, а «из-за бугра». Нам, как и любому иному провинциальному центру, всё нужно по максимуму! Если городская площадь, то самая большая в Европе (это с прилегающими улицами, скверами и трамвайными путями), если набережная – то длиннее, чем «Променад де ля Круазет».

Понять бы при этом – зачем к нам поедут туристы?

С одной стороны, не нужна им «Волжская Швейцария» – у них своя есть, и без унизительного для них определения. И Волга – могучая русская река, по большому счету, не нужна ни обитателю морских да океанских побережий, ни уроженцам бассейнов рек Енисея или Миссисипи.

Им подавай удивления от событий культурных. Не обязательно от образцов культуры высокой, а от той, что соответствует его потребностям и возможностям. Ведь непременная составляющая всякого курорта – его культурная жизнь, не замирающая ни на мгновенье. Чуть, казалось, успокоятся засветло клубы и танцполы, а подрастающее поколение уже требует для себя аттракционов, игрищ, познавательных прогулок.

Не пробовали изучать провинциальную афишную тумбу?

Я на спор придумал себе заботу – каждое утро по радио информирую о местных культурных событиях. Летом это настоящая каторга, доложу вам. Мне и всего-то нужно – три-четыре короткие новостюшки в день. В городе с населением в миллион двести тысяч делать это регулярно практически невозможно!

Представьте себе, что такая же задача стоит перед кельнским, марсельским или пражским журналистом – в городах с населением не больше нашего. Там была бы другая проблема – как сделать правильный выбор…

А у нас? Летом – ни одного театрика, даже завалященького. Даже антрепризки хоть какой-нибудь.

Поднять такую махину в одиночку не в состоянии ни один регион. Нужно, безусловно, вмешательство федералов. Гастрольная театральная система благополучно разрушена в начале девяностых. Для её возрождения нужно политическое, государственное решение, без него это будет не система, а набор малоосмысленных обменных междусобойчиков.

С пол-лета – ни одного концерта. Филармонический сезон завершен – здание отдыхает. Летние парковые театры и эстрады умерли в семидесятых. Последний специализированный концертный зал строили при Николае Втором «Кровавом».

Музеи? Экспонатов «первого ряда» ничтожно мало – так формировались коллекции в советское время. В постсоветское же время на авансцене – битва бюджета и рынка антиквариата. Её ход таков, что надежды музейщиков на пополнение коллекций могут быть связаны только с дарителями.

По идее, должны выручать фестивали на природе. Не получается. Я не раз писал об этом, в том числе на страницах этой газеты. Нужен контент, а это постоянная работа, и без неё любой фестиваль будет играть роль громкого локомотивного гудка.

 

Надежда на летающие тарелочки?

 

Для гипотетического туристского успеха остались два варианта – сочинить новую мифологию или начать освоение национального парка.

С мифами у нас недостатка нет. Вот только… «Бункер Сталина», но, ведь, нога генералиссимуса в него так и не ступила… «Заповедник русского архитектурного модерна»? Средств и кадровых ресурсов – Слава Всевышнему! – хватило на Усадьбу Курлиной, а практически все остальные одиннадцать каталожных шедевров – либо в «грибке», либо в зарослях многоэтажных фаллических надолбов из стекла и бетона.

Национальному парку, расположенному практически напротив города, присвоили статус городского биосферного резервата ЮНЕСКО, что, помимо ответственности, сулило немалые федеральные и международные инвестиции. Но ни одно из разумных предложений, направленных на его развитие, не прошло. Убеждали, что нужно сделать спортивный парк. Что в географическом, транспортном, ландшафтном отношениях место чрезвычайно удобно для парка развлечений – при участии какой-нибудь из ведущих российских киностудий. Что можно открыть музейный комплекс типа «Древнего мира» на базе многочисленных археологических раскопов или «архипелаг» из исторических мест, связанных с именем, например, Степана Разина. Ничего не получилось: «длинные» деньги – не интересно!

Как это ни грустно, но наиболее последовательно ведут себя создатели новой мифологии национального парка – уфологи. Медленно, но верно, утюжат они сознание земляков рассказами о «зеленом городе», о полянах, оборудованных для приема инопланетных кораблей, о пещере с «экспозицией» из пребывающих в тысячелетней заморозке саблезубых доисторических животных. Осталось связать «серых наблюдателей из Альфа Центавра» с космическими конструкторскими бюро и образ Города – готовый персонаж для дебильных комиксов.

***

Всё нужно быстро, быстро, быстро!? Как будто земля под ногами у них горит. Вот теперь – футбольный чемпионат мира. Ломаем грузовой порт, строим в сердце Старого Города стадион. Без транспортной инфраструктуры, без обязательного археологического обследования – быстро, быстро, быстро!?

«Быстро» не будет у нас никакого туризма. Ни завтра, ни через триста лет. Когда вопрос касается культуры – нельзя ни «быстро», ни «на ровном месте».

 

 

Статья опубликована в "Культуре. Свежая газета" №19-10 за 2012 год
Tags: Культура Самары, Культурная политика, Туризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments