Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Всё преходяще. Кроме стиля

Сплотившееся перед нависшей над ними, их детьми, их родителями и их размеренным образом жизни угрозы, население улицы Осипенко единым фронтом выступило против строительства вблизи домов выставочного центра. Полагаю, что не столько против самого центра, сколько против нефтяников, использующих остро нуждающихся в мастерских и выставочных площадях художников в качестве «живого щита», а под сурдинку стремящихся к расширению своих офисных площадей.

Надеюсь, что отстоят они свой микрорайон, а заодно создадут прецедент для особо рьяных любителей уродовать Самару разного рода точечными застройками, и наше с вами – вне зависимости от места проживания – дело им в этом помочь. Сегодня мы – им, завтра, не дай Бог, они – нам.

Но это только одна из проблем. Другая – заключается в том, что в Самаре много чего не хватает, и выставочных залов в том числе. Не будет центра и нефтяных офисов, а галереи создавать всё равно нужно.

Я не раз говорил об этом на «Эхе», теперь свои предложения сформулировала «Новая газета». В качестве объекта, куда предлагается вселить – после реставрации! – художников, журналисты рассматривают многострадальную Фабрику-кухню. Не могу не согласиться с ними в том, что «серп и молот» – так выглядит она с высоты птичьего полета – почти идеальный музейный комплекс.

Вот только следует ли отдавать его современной живописно-графической братии? Насколько его конструктивистская сущность соответствует их стилистике?

Приведу простой пример: стало ли лучше от того, что «перформансисты», сторонники актуального искусства, быстро и очень уверенно оккупируют Самарский областной художественный музей, разместившийся в особняке эпохи модерна? Безусловный успех последней масштабной выставки «Течения» в Алабинском музее показывает – нет, лучше не стало, это искусство требует иных пространств.

Полагаю, Самара, остро нуждающаяся и в музее современного искусства, и в музее конструктивизма, и в залах для выставок современных художников, работающих в традиционных жанрах и техниках, не должна идти путем искусства кулинарии для американских десантников. Это когда забота о высокой калорийности и вместе с тем простоте приводит к смешению в одной тарелке «жидкого», «горячего» и «компота». Не следует, как говорится, комкать бисквит и шпроты.

Есть фабрика-кухня – есть коллекции эпохи конструктивизма и в художественном, и в краеведческом, и у архитекторов. Нужна политическая воля человека, стоящего над «схваткой» и заботящегося о развитии музейного дела в Самаре, а не о сохранении фондов в девственной неприкосновенности. По-моему, нужно соединить экспонаты – и открыть новый музей. Возможны разные его концепции, но невозможно отсутствие стилевого единства между знаковым памятником и его «начинкой».

Есть застопорившийся проект элеватора – в той же степени почти идеальное место для Contemporary. И есть, к примеру, три-четыре здания на Ленинградской и на Старой Набережной – туристических воротах Самары, которые вполне могли бы обойтись без своих торговых арендодателей и стать выставочными залами и одновременно, в каких-то случаях, мастерскими для современных художников.

Лет пять тому моя дипломница, Саша Лаврентьева, делала проект этого рода художественных кварталов с привязкой к местности. О них писала тогда «Самарская газета», но нет политической воли, как и не было…

И ещё один вопрос – о мастерских. В советское время их было огромное количество. Под крышами строившихся тогда многоэтажек, в исторической части города… Потом – р-р-р-революция, проблемы с коммунальными платежами, бесконечное сутяжничество между разного рода рукавами власти… Где сейчас эти мастерские? Кто, когда, кому и насколько законно их «уступил»? Есть ли шанс вернуть их по прямому назначению?..

Я поддержал дискуссию и с той же открытостью готов вступить в товарищество журналистов, стремящихся найти истину в этой запутанной истории.

Текстовая версия радиопрограммы «Горчичник от Виктора Долонько» на «Эхе Москвы в Самаре» от 16 августа 2012 года.

Tags: Культура Самары, Самара, Фабрика-кухня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • А физики – всё-таки шизики

    Рубрика : Habent sua fata libelli * Герман ДЬЯКОНОВ ** Наука есть часть культуры. Культура же в повседневном сознании людей…

  • Самара как театральная столица Поволжья

    Галина ТОРУНОВА * Художника «надо судить по законам, им самим над собою признанным». А. Пушкин. Из письма А.…

  • Рожденный с гитарой

    Игорь ВОЩИНИН * Перебирать струны гитары он стал до того, как начал ходить и говорить. И это не преувеличение: дергать струны папиного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments