Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

"Отечество в опасности!"

Материал опубликован в №7-8 "Свежей газеты" за 2012 год.

«Отечество в опасности!»

Преувеличивают ли кинематографисты

глубину падения общественных нравов?

16 апреля очередной пленум Союза кинематографистов России принял Заявление. Оно обращено к избранному Президенту России Владимиру Путину и посвящено проблеме духовного и физического выживания нации, тому, «будет ли существовать дальше эта общность – российский народ».

Это тот случай, когда на Заявление нельзя не ответить: оно принято творческим Союзом, несколько
десятков членов которого были доверенными лицами Владимира Владимировича на мартовских выборах. Их
нельзя обвинить в предвзятости, очернительстве и поверхностном знании ситуации. Они, в большинстве
своем, совершенно искренне считают, что у России сейчас нет альтернативного кандидата в гаранты
Конституции и гражданских свобод. Но оттого, что они «свои», и выражение боли их воспринимается острее.

Часть первая. Диагноз: утрата моральных ценностей

«Безграмотность, усугубленная введением ЕГЭ в средних школах, нравственное одичание, полная потеря духовных ориентиров, культ эгоизма и наживы любой ценой, равнодушие к родной земле, забвение традиций и отсутствие того, что называется «укладом жизни», деградация отношений между мужчиной и женщиной, а, следовательно, обесценивание семьи, – все это ставит Россию на грань небытия».

Уверен, что эта цитата из Заявления не нуждается в подкреплении фактами. Они вопиют. И хотя в разделенном идеологическими битвами обществе борющиеся стороны вполне могут одно и то же событие оценить диаметрально противоположным образом, «итого» и у тех, и у других окажется в «глубоком минусе».

И те, кто называет Pussy Riot «кощунками», и те, кто считает, что светская Российская Федерация катится к средневековому мракобесию, пожалуй, едины в одном: «Нечисто что-то в Датском королевстве».

Но пока народу, уверенному в том, что «нет в Датском королевстве подлеца, который не был бы отпетым плутом», предлагают искать национальный путь среди остающихся для него недосягаемо абстрактными политических «истин», договориться эти стороны не смогут.

Кинематографисты предложили вернуться к великой культуре и великой истории, грозящими остаться разве что в сказочных мифах и скабрезных анекдотах. Не зацикливаться на выставлении оценок, а задуматься, что не завтра, а уже сегодня к вечеру может оказаться, что бессмысленно спорить о том, как правильнее назвать маршрут, который проделала Россия, – путь очистительной жертвы или славная дорога побед. Бессмысленно, потому, что об этом «маршруте» может не остаться не только воспоминаний, но и каких бы то ни было свидетельств вовсе.

Бессмысленно, потому что «впереди – без всякого преувеличения катастрофа страны, не способной ни интеллектуально, ни культурно, ни демографически отвечать вызовам современного мира. Мира, который не простит нам безволия, скудоумия, слабости и растерянности».

Часть вторая. Причина болезни: воспитывать стало стыдным

«Государство полностью освободило себя от функции общественного воспитания. Само слово «воспитание» приобрело оттенок дурновкусия — как нечто безнадежно устаревшее и не актуальное для новой российской жизни».

Человек должен самостоятельно решить, что такое хорошо и что такое плохо. Нельзя навязывать ему посещение концертов классической музыки. Нельзя заставлять его ходить в театр. Нельзя понуждать его к чтению. Этим вы: а) ограничиваете возможности его развития в нашем бесконечно разнообразном мире; б) ведете страну к восстановлению «эсэсэсэра».

Сколько раз вы слышали этот бред? Я – практически ежедневно. Пусть и не в столь кристаллизованном виде. Потому что тогда, двадцать лет назад, когда нам было так страшно от возможности реставрации «совка», мы с легкостью согласились с тем, что идеология есть родовое пятно тоталитаризма и если в школах не запретить заниматься воспитанием, учителя – эти выпускники советских идеологизированных вузов опять настрогают и наших чудных детей «павликов морозовых».

А теперь? Нам стыдно взять ребенка – пока он ребенок, а не «тинейджер» – за руку и отвести его на симфонический утренник, потому что этим мы поставим его в неудобное положение перед «френдами». Они над ним посмеются, и ребенок этого не простит, и будет искать отговорки, чтобы не пойти в следующий раз.

Над ним посмеются не только сверстники. Учитель вслух перед всем классом посоветует ему побольше думать об экономике, без которой нет настоящего дела, и о секции единоборств, чтобы это дело он умел защитить. И это правильно, наверно, но он, учитель, забудет сказать о душе. О том, что без умения чувствовать мир становится двумерным, и о том, что чувствовать учит искусство, и «чувствовать» – это не только «знать».

И учителя можно понять: раз главный измеритель качества – ЕГЭ, то даже процесс познания не столь уж важен. Математик может не владеть разнообразными методами решения задач – важен правильный ответ! Историк может ограничиться единственной интерпретацией событий – важно, чтобы она была правильной! Где уж тут место искусству, от которого одни рефлексии.

Часть третья. Показания к лечению: «Резать к чертовой матери»!

«Мы, представители кинематографического сообщества России, обращаемся к вновь избранному президенту Российской Федерации с настоятельным призывом разработать государственную стратегию в области культуры, воспитания и образования. Необходимо возродить воспитание как краеугольный камень образовательного процесса и прекратить, наконец, считать образование сферой услуг».

Вряд ли это условие будет «необходимым и достаточным». Нет. Но оно способно объединить и тех, кого обзывают «либералами», и тех, кого – «государственниками». Во имя детей. Общих. Которых жалко. Всем жалко.

Именно детей! Никакая другая идея не способна отвлечь нас от суетных забот дня сегодняшнего. Вернуть к думам о будущем и заботам о прошлом. Вы помните, с какой радостью ниспровергали: «есть только миг между прошлым и будущим, есть только миг – за него и держись». Ниспровергали, когда были лишены настоящего и кормились одно «завтраками» в то время те, кто призывал «затянуть пояса» и думать о детях – жил в этом «завтра».

Ниспровергали и бросились из одной крайности – в другую. Хотя истина всегда посередине. Нужно стремиться к ней, и стремиться не по чужим головам и трупам. А значит – через знания и чувства, через образование и воспитание

Пора, наконец, понять, что образование – это не награда, которую государство авансирует гражданину, чтобы он впоследствии её принудительно отработал. Нет. Образование – это неотъемлемое гражданское право, которое государство гарантирует каждому. Как и здравоохранение, как доступ к культурным ценностям.

Гарантирует в процессе непрерывного воспитательного процесса, результатом которого и становится добровольное и осознанное стремление гражданина участвовать в повседневной жизни своей страны. Потому что только так он может помочь ей гарантировать эти права своим наследникам.

Но эти права не только должны быть – их содержание должно быть качественным, и их гаранты вместо химерической гонки за болонскими преференциями, цифр посещаемости и наполняемости кассы доходами от платных услуг должны уметь верно формулировать настоящие цели социального развития

Цели, в ходе выполнения которых, поколения перестанут, наконец, быть «потерянными».

Tags: Воспитание, Культура, Мораль, Союз кинематографистов России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments