Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Всевышний - не судья: он взяток не берет

Я прошу вас – забудьте то, что сказал адвокат Хасавов о шариатских судах. Вернее забудьте вырезку из его «интервью», которую дали в эфир на одном из всероссийских телеканалов. Пусть со всем этим разбираются те, кому это положено, и будем надеяться, что они разберутся в этом беспристрастно, и не обращая внимания на антирелигиозную компанию, размаху которой позавидовал бы и Емельян Михайлович Ярославский.

Я хочу поговорить о сути вопроса, а не о форме его подачи. В стране, большинство населения которой, по утверждению социологов, позиционирует себя как христиане, достаточно много этнических групп, исповедующих ислам. Испокон веков исповедующих. И в результате их обычаи, их повседневная культура, их представления о Космосе, о смыслах, о добре и зле в корне отличаются от обычаев, культуры и представлений, бытующих у большинства населения. Они не лучше, не хуже – они другие.

Более того, их молодежь – в силу исторического опыта и грамотной, нужно отметить, работы разнообразных политических провокаторов – к своим старейшинам прислушивается куда внимательнее, чем к представителям государственных институтов и, прежде всего, федеральных. Это обидно, но это факт.

Мало того, что она – молодежь, так у нее кровь бурлит в два раза быстрее, чем у их «более северных» сверстников. Это уже не социология – это статистика.

У государства есть множество институтов воспитания, предупреждения, пресечения и подавления, но мы с вами знаем, что по отношению к «нам с вами» эти институты мало профессиональны, коррумпированы и чудовищно аморальны. Это знаем «мы с вами» – которые, вроде бы, свои. А что по отношению к «ним» эти институты гуманнее или такие же?

Правильно такие же. Их необходимо реформировать, делать профессиональнее, цивилизованнее. Но это когда-то, а сейчас? Почему бы часть гражданских споров (не уголовных – гражданских) между представителями мусульманской общины не доверить решать самому этому устойчивому общественному формированию – мусульманской общине. Предварительно согласовав несоответствия между правами светским и религиозным в пользу большей жесткости права религиозного.

И посмотреть, как этот институт – назовем его шариатским судом и не будем пугаться при этом – помогает стабилизации обстановки в регионах, где большая часть населения – мусульмане: на Кавказе, в Поволжье. Затем остерегательно распространить опыт на другие регионы – со смешанным населением. Затем изучить вопрос о включении в компетенцию этих судов части статей уголовного кодекса.

А вдруг эта мера действительно остудит буйные головы?

И это «вдруг» – совсем не фантазия. В Российской империи и два века назад, и век назад, то есть во время господства уваровской триады действовали раввинские суды – и в черте оседлости, и за ее пределами – там, где были общины.

Примерно по тем же принципам, которые я только что описал. Бушевала молодежь в местечках, и не отказывалась власть от помощи старейших и мудрейших. Не лишней она была, помогала конфликты сглаживать и без дополнительного ущерба как национальному чувству, так и русской идее.

Так было. Потом вера стала темой анекдотов, верующие – тормозом для достижения счастия земного. Суды разогнали, а там и религия стала опиумом. Ну, а дальше вы знаете.

Текстовая версия радиопрограммы «Горчичник от Виктора Долонько» на «Эхе Москвы в Самаре» от 3 мая 2012 года. Звуковая версия в ЖЖ:

Tags: Шариатский суд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments