Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Ольга Рыбакова: В культуре работают люди, которые больны душой

Каюсь, предположить не мог такого тонкого чувства юмора у председателя Самарской губернской думы Виктора Федоровича Сазонова, подписавшего благодарственное письмо за участие в сохранении памятников наследия областному министру культуры, на подведомственной территории которого в этом году: горел историко-краеведческий музей имени Алабина, разрушены несколько усадеб, до состояния близкого к характеристике «руины» доведены губернаторский дом, красИвейшая в Европе синагога, единственный сохранившийся в губернии образец архитектуры эпохи классицизма – усадьба Путилова, кухмистерская фон Вакано.

На тех же основаниях можно было в своё время вручить благодарственное письмо и Герострату – за его деятельное участие в сохранении Храма Артемиды Эфесской.

Минусов в деле защиты памятников культуры в Самарской области, как вы понимаете, столько, что я могу всё эфирное время занять одним только перечислением потерь. Против них самарский министр, как ей кажется, нашла удачную защиту. «За сохранение памятников отвечает собственник!» – возгласила она на последнем заседании Комитета по культуре Самарской губернской думы. И продолжила: власть должна готовить нормативно-правовую базу и заниматься паспортизацией. Да ещё деньги распределять. На этом перечисление обязанностей государства, по мнению министра, заканчивается.

Думаю, что вы понимаете: эта позиция не имеет никакого отношения к закону «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», который к полномочиям государства в лице его представителей, в данном случае – областного министерства культуры, относит «обеспечение сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия». Какие технологии при этом используются и чьими руками они реализуются – это отдельные вопросы. Но ответственность – чего, видимо, министр недопонимает – остается за его ведомством.

Кстати, посленовогодние выступления премьер-министра России, способные, как правило, привести в чувство чиновнию братию, окончательно, пожалуй, снимают вопрос об авторстве инициатив по преобразованию Росохранкультуры в мощную ф-е-д-е-р-а-л-ь-н-у-ю структуру, которой передадут полномочия их жуликоватых и беспомощных региональных коллег.

И вот в этом месте я хочу поделиться с вами своим недоумением. В плюсе у Рыбаковой обычно одни «завтраки»: завтра мы покажем, завтра мы всех удивим и всех осчастливим. В этот раз в качестве «завтрака» – Концепция сохранения и развития культурного наследия, разработанная Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва.

Как вы видите, я специально подставляю себя под реплику – «А как ошибешься с оценкой документа, читанного только в черновом варианте?» Не ошибусь. Во-первых, и потому что не сомневаюсь в высоком потенциале петербургских специалистов, и потому что уверен – всё, что они сделали, вряд ли имеет практическую пользу.

Не может концепция отдельного, маленького в масштабах страны региона появиться без согласования с федеральным организационно-правовым ресурсом. Особенно в такой сложной переходной ситуации. А без этого документ может быть качественной монографией, блистательными методическими материалами… Чем угодно, но не Концепцией, то есть не «системой взглядов, выражающей определенный способ видения, понимания, трактовки каких-либо явлений и презентующей ведущую идею в той или иной практике».

Потому что для успеха в деле сохранения наследия важны еще и денежные средства. Правда министр публично сослалась на известного экономиста и мецената Владимира Артякова, который пообещал – министр, как обычно, путалась в цифрах – не то 22, не то 25 миллиардов рублей на не то двадцати, не то двадцатипятилетний срок реализации программы. Но всяко выходит по миллиарду в год – больше, чем в бюджете 2010 года предусмотрено на всю культуру с кинематографией и средствами массовой информации.

Однако, как Владимир Владимирович умеет облагодетельствовать и держать обещания, нам хорошо известно, например, по футбольному клубу «Крылья Советов», вступающему в новый сезон с бюджетом «минус 32 миллиона долларов».

Так что Виктор Федорович, если весь этот… карнавал доживет до начала будущего бюджетного года, вы смело можете готовить ещё одну грамоту – имени Мюнхгаузена. За правдивость.

А заодно какую-нибудь грамоту из сферы изящной словесности. Слушать министра – истинное удовольствие, а её чистосердечное признание: «В культуре работают люди, которые больны душой», – согласитесь, стоит грамоты. И, кстати, позволяет многое простить ей в нашей сердобольной стране.

Текстовая версия телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 20 января 2009 года.

Tags: Артяков, Виктор Сазонов, Культурное наследие Самарской области, Рыбакова Ольга, Самарское Знамя
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment