Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Ненародное искусство

Статья опубликована в "Свежей газете" №№3-4 за 2012 год


НЕНАРОДНОЕ ИСКУССТВО

«Народ и некто. Некто или кто?»


Как-то незаметно, при отсутствии сколь-нибудь выраженного интереса к художественной культуре со стороны общества, захлебнувшего возможностью публичного выражения своей политической активности, федеральное министерство культуры поменяло тренд своего развития. Россия, навсегда ударенная последствиями «актуальных» политических тенденций и оттого устойчиво тяготевшая к традиционному и предсказуемому, неожиданно получила сигнал – следует переключить внимание от культуры классической – на «актуальную».

Оснований говорить так множество. Но не будем сочинять «месседжи», таящиеся в пропорциях посещений уходящего Президента музеев и выставок современного искусства, с одной стороны, и учреждений, призванных, прежде всего, заботиться о сохранении и пропаганде культурного наследия, с другой. Сошлемся на факты. Например, на беспрецедентное письмо федерального Министерства культуры от 13 мая прошлого года, обязывающее региональные ведомства не реже одного раза в месяц информировать «центр» о мерах по стимулированию развития на местах актуального искусства.

Не стал бы я обращать на письмо это никакого внимания, если бы из ведомственных недр появилась хоть какая-нибудь «указивка» относительно стимулирования искусства традиционного.

«И что?» – вправе спросить вы. Попробую поделиться своими соображениями.

Новое искусство всегда разделяет

«Все молодое искусство непопулярно – и не случайно, но в силу его внутренней судьбы», – заметил испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. И более того – оно не только непопулярно, но и «делит публику на два класса людей: тех, которые его понимают, и тех, которые не способны его понять. Как будто существуют две разновидности рода человеческого, из которых одна обладает неким органом восприятия, а другая его лишена».

Так всегда было, и так всегда будет, потому что не может массовый зритель с его ограниченными знаниями и недоразвитой способностью чувствовать быть равным меньшинству, которому повезло и которое научили восприятию новаций, в том числе художественных. Отсюда – раздражение.

Человек, столкнувшийся с тем, что он не понимает «ощущает себя униженным, начинает смутно подозревать свою несостоятельность, неполноценность, которую стремится компенсировать возмущенным, яростным самоутверждением перед лицом произведения».

Любая вещь, рожденная новым искусством разделяет публику на две части: «одна часть, меньшая, состоит из людей, настроенных благосклонно; другая, гораздо большая, бесчисленная, держится враждебно». И по иному не может быть, так как «не может пройти без последствий сотня лет всеобщего заискивания перед массой и возвеличивания «народа». Привыкшая во всем господствовать, масса теперь почувствовала себя оскорбленной этим новым искусством в своих человеческих «правах», ибо это искусство привилегированных, искусство утонченной нервной организации, искусство аристократического инстинкта».

Хосе Ортега опубликовал это в 1925 году – а как актуально! «Близится время, когда общество, от политики и до искусства, вновь начнет складываться, как должно, в два ордена, или ранга – орден людей выдающихся и орден людей заурядных».

«Чумазый этого делать не может!»

И что же, опять – противостояние «чумазых» и тех, кого Бог отметил? Да. Вот если действовать так, как предлагает составители документа – да, так и будет.

Узкий слой образованных и продвинутых против широкого слоя – ленивых и вовремя не озаботившихся собственным развитием. Это нормально. И то, что государство занялось поддержкой узкого слоя – хорошо. Плохо другое: поддерживая актуальное искусство, государство и не думает над проблемой воспитания чувств этого самого «широкого слоя».

Внимательно просмотрите «компетенции» современных школьных и вузовских программ, не ленитесь – прислушайтесь к словам разработчиков и исполнителей образовательной реформы. Ради чего государство вкладывает средства в образование – ради того, чтобы человек получил в руки «профессию» и начал приносить пользу себе, а значит и государству.

Но какую пользу! Только материальную! Не «прежде всего», а «только». Посмотрите программы обычных «придворных» школ – не авторских гимназий/лицеев, которых на город-миллионник не больше десятка, а других – «шаговой доступности». Один урок литературы в неделю – да и не литературы вовсе, а истории этой самой литературы. И в результате уроков этих невозможно полюбить чтение – мало их.

Я не пишу о «Мировой художественной культуре», подавляющее большинство преподавателей которой существуют вне контекста современного искусства. А дополнительное художественное образование, где мы уже давным-давно не Китай, где одновременно игре на фортепиано (только на фортепиано!) обучается сто миллионов человек? Дело не в том, что их вдесятеро больше – тогда в России юных пианистов должно было бы быть десять миллионов, а где они? Ау!

«Зачем это? Кому нужны миллионы профессиональных пианистов?»

Не нужны. Нужны десятки миллионов грамотных слушателей.

Возможно ли прийти на выставку актуального искусства, на концерт музыки современных композиторов, на «новодрамовский спектакль» и вот так, без подготовки «проникнуться»? Нет. Эстетически это не возможно в принципе, в лучшем случае пытливому неофиту покажется, что он распознал социальный смысл увиденного/услышанного.

А, значит, раздражение широких масс будет расти. И на известном этапе узкая прослойка услышит: «На что тратятся народные деньги!» И увидит, что толпа, сметающая «актуальные» выставки бульдозерами, – состоит совсем не из прихвостней «кровавой гэбни». Что это искренне возмущенные люди, не могущие признаться в собственном невежестве и нашедшие – помните прогулку Хрущева по Манежу? – «козлов отпущения» в тех, кого народ одарил красками, бронзой и терпит неизвестно зачем на своей земле.

«Все мы – народ, и правительство – тоже»

Между тем нет более действенного лекарство от косности, чем современное искусство. От косности и самодовольства. Но не может быть так, чтобы в областном центре был один музей с экспозициями классического искусства и десяток галерей искусства актуального! Не может на сорок кинозалов, ориентированных на современный фильмопоток не быть ни одного зальчика, залюшечки крохотной, где бы показывали классику мировой кинематографии.

И не может быть так, чтобы современного школьника регулярно – не будем устанавливать нелепые процентные квоты – не водили на встречи с искусством. Регулярно! И это не отрыжка тоталитарного воспитания – вы же не спрашиваете личность восьми-пятнадцати лет, хочет ли она учить математику или пытаться без ошибок писать и изъясняться на родном языке!

Но попробуйте на областном, городском – чиновничьем – уровне поставить всё с головы на ноги. При «установке на актуальность». Ничего не получится. Без нас.

А тогда, напоследок, информация к размышлению. В Испании, например, нет региональных «министерств», «отделов» культуры. Есть департаменты содействия развитию культуры, в которых чиновники – представители государственных интересов – принимают решения после обсуждения любого вопроса с представителями экспертного и потребительского сообществ. Любого решения. И это не компанейщина, не эксперименты. Это стиль управления в социальном государстве.
Tags: contemporary art, Массовое искусство
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments