Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Отек легких

Сегодня я расскажу вам страшную «сказочку». Вновь из тех, что услышал в приемной общественной организации «Самарское Знамя». О чем она? Об экономике, о коррупции, о двух главных российских проблемах, о том, как мы любим Самарский край. Но главное о том, что очень скоро может случиться, что нам будет нечем дышать. Если мы не одумаемся.

С чего всё началось – никто не помнит, только в один прекрасный момент на Градостроительном совете представили проект канатной дороги через Волгу. От Самары до села Рождествено. Презентация сопровождалась пафосными заявлениями о том, что рождественские молочницы перестанут, наконец, гибнуть в полыньях при переходе Волги по весеннему льду.

Верится в эту благотворительность, однако, не очень. С одной стороны потому, что стоимость проекта – 20 миллионов евро. Нынешний областной бюджет этой нагрузки явно не выдержит, и потому средства в основном коммерческие.

С другой стороны, потому, что приемы великой науки демагогии, в общем достаточно ограничены. Был аналогичный случай в начале нулевых годов. Один из многочисленных вице-губернаторов стыдил своих коллег за то, что к одному из завалященьких свинокомплексов нет достойной дороги. Какие аргументы он только не приводил: и равнодушны они к развитию местного животноводства, и не заботятся о решении социальных проблем сельских жителей... Дорогу построили, и через очень короткое время свинокомплекс снесли как нерентабельный, а на этом месте началось строительство коттеджного поселка. Оказалось, что земля была в аренде у аффилированной этому вице-губернатору структуре.

У проекта канатной дороги три варианта. Первый, самый короткий, через остров Поджабный, предусматривает строительство базы на территории… Струковского сада.

В Струковском парке зону посадки-высадки планируется совместить с многофункциональным комплексом, включающим в себя подземную парковку и вертолетную площадку для осуществления прямого воздушного сообщения между Самарой и аэропортом «Курумоч».

Даже сами «альхены» от архитектуры признают, что в результате Струковский парк неизбежно потеряет свое функциональное значение как центр парковой архитектуры и отдыха населения. Но что им Гекуба, что они Гекубе.

Опасность для Струкачей велика. Тем более, что любимый всеми горожанами парк не имеет никакой правовой защиты. Ни как памятник культуры, ни как природный объект. Да, и, действительно, что в нём охранять? Парковую архитектуру за семьдесят лет социализма уже, слава Святителю, порушили. Деревья? Новые вырастим, и в более удобном для них месте. Любовь народную? Так она ж нематериальна…

Для дороги есть два других предложения. От спуска на улице Соколова до Рождествено напрямую, но тогда её длина возрастет почти вдвое плюс большой объем работ по обустройству набережной и строительство многоуровневой парковки. Да и на остров Поджабный, объявленный чуть ли самым перспективным туристским ресурсом области, можно будет попасть только при гипотетическом строительстве второй очереди.

Третья площадка – на нижней точке улицы Лейтенанта Шмидта. Длина трассы – 10 с половиной километров против четырех от Струкачей. Линия на Поджабный в ближайшем будущем не просматривается. Плюс колоссальные затраты на берегоукрепление, скверная транспортная доступность и отсутствие места для устройства парковки.

Как вы думаете, на чем остановятся инициаторы проекта? Тем более, что еще весной в Вене до всех этих утечек информации было подписано соглашение о строительстве с австрийской фирмой «Доппельмайер». При ее подписании озвучена протяженность – около 5 км. Ни Соколова, ни Шмидта этому заявлению не удовлетворяют.

Хотя опасность для города – не только в потере Струковского парка. Неизбежно возрастает антропогенная нагрузка на национальный парк «Самарская Лука», вернее на городской биосферный резерват ЮНЕСКО – таков статус парка с 2006 года.

А канатная дорога предусматривает возможность перевоза легковых автомобилей – по два в кабинке. Это, чтобы молочницы рождественские на рынок на собственных «мерседесах» могли доезжать? Нет, просто дорогие заволжские земли истомились прямо-таки в ожидании начала коттеджного бума.

Члены Градостроительного совета единодушно врут друг другу о том, что дорога будет способствовать повышению туристической привлекательности Самары. Никогда. В области нет даже долгосрочной концепции развития «Самарской Луки». Новое руководство департаментом туризма молчит, да и от прежнего мы никаких внятных текстов не слышали. Кроме желания водрузить 40-метрового Николая Угодника в районе Могутовой горы. А чем мы не Рио? Только что не в белых штанах.

И не будет никакого Йеллоустоунского национального парка. Там гостиничный бизнес. Общественная доступность. Закон. Партии зеленых. А у нас? Министерство природных ресурсов? Если хотите, расскажу об использовании водоемов, о их загрязнении жилыми комплексами на их берегах.
Поделят землицу между «випами» и сказке конец…

Текстовая версия телепрограммы из цикла "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара). 13 ноября 2009 года

Tags: Национальный парк "Самарская Лука", Самара, Самарское Знамя, Струковский парк, природное наследие Самарской области, туризм в Самарской области
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments