Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Сломан, но не сломлен

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото автора

Чтобы осветить темное помещение, мимы по очереди зажигают спички. В их поле зрения попадает камин, от легкого огонька вспыхивают поленья, и вот уже мимы тянут к огню озябшие руки, но лишь тепло очага коснулось человеческого тела, как с персонажами начинают происходить превращения. Теперь на каминной полке стоят в ряд легкая бумажная Балерина, оловянный Солдатик с отломанной ногой и Чертик из табакерки – смешная патлатая рожица, выскакивающая на пружинке из коробочки. Как всегда, спички не довели до добра, но послужили толчком к интересной истории, в которую предстоит погрузиться зрителям.

Эскиз спектакля Екатерины Зубаревой «Стойкий оловянный солдатик» участвовал в этом году в XII театральном фестивале «Премьера одной репетиции», правда, не в конкурсной программе, а вне конкурса, поскольку постановочной группе хотелось вынести свою работу на обсуждение. В итоге спектакль получил специальную номинацию экспертного совета «За создание авторского театрального языка» и даже на стадии эскиза был приглашен в Санкт-Петербург на фестиваль «Особый взгляд».

Сцена из спектакля. Балерина и Солдатик– Екатерина и Петр Зубаревы

[Spoiler (click to open)]
Завсегдатаи «Премьеры одной репетиции» обратили внимание, что в последнее время именно спектакли Зубаревой из года в год становятся победителями фестиваля и, согласно фестивальным условиям, включаются в репертуар театра «Дилижанс». Это лишь мое предположение, но, возможно, Екатерина предложила свою работу для внеконкурсной программы лишь потому, что хотела в этот раз дать шанс другим конкурсантам.
«Неужели речь идет о каких-то потрясающих режиссерских работах?» – спросите вы. Не знаю, но выбор зрителей каждый год останавливается на эскизах одного и того же режиссера. Надо как-то выходить из этого замкнутого круга или, к примеру, начать ставить плохие спектакли. Впрочем, ладно, не надо начинать: перед глазами и так достаточно образцов, не являющихся примером для подражания.
Итак, на фестивале спектакль изначально ни с кем не состязался, поскольку был запланирован в репертуаре текущего сезона. Но ожидания зрителей стали рушиться по не зависящим от театра причинам. Сначала по всей стране были объявлены так называемые карантинные каникулы – две нерабочие недели, которые наложились на дату премьеры, затем и питерский фестиваль примерно по тем же причинам перенесли на весну следующего года. По нынешним временам любую возможность вырваться из этого заколдованного круга воспринимаешь как настоящее чудо: будучи отложенной на две недели, премьера все-таки состоялась!
Не для сравнения, а в качестве напоминания скажу, что у Екатерины Зубаревой несколько лет назад уже был поставлен пластический спектакль «Вверх кармашками», в котором отсутствует драматургический текст. То, что происходит в «Стойком оловянном солдатике», я бы не назвал пантомимой и танцами. Это пластика с элементами хореографии. Текст, реплики персонажей здесь действительно не нужны. Если вам угодно, воспринимайте этот драматический спектакль как современный авангардный балет. К тому же персонажи спектакля – не живые люди, а предметы. Им не пристало говорить. Конечно, в такой ситуации проще всего взрослым зрителям: они знакомы с сюжетом Андерсена довольно детально. Но событийность хорошо считывается в спектакле, поэтому и дети с интересом, взволнованно, напряженно следят за сюжетом.
Ставили или нет создатели спектакля перед собой такую задачу, но постановка напрямую затрагивает важную социальную проблематику. Не зря же экспертный совет прямым ходом направил работу на всероссийский форум-фестиваль социального театра. Если калькировать «Стойкого оловянного солдатика» на реальную жизнь, то в нем наглядно показаны взаимоотношения физически здоровых людей с людьми, имеющими физические недостатки разной степени. В спектакле на примере Балерины и Солдатика показаны все стадии подобных отношений: неприязнь, неприятие, отторжение, внимание, принятие, приязнь и в конце – даже жертвенность.
В спектакле интересно решены пространство, объем. Например, путем выстраивания перспективы показан процесс падения Солдатика из окна дома. Или благодаря движениям, пластике актера ты словно физически ощущаешь, видишь, как уплотнилось пространство вокруг персонажа, когда Солдатик отправился на дно дорожной канавы и его окружили плотные слои воды. Фактически – спецэффекты создаются из ничего, достигаются довольно простыми приемами.
Герой Петра Зубарева, одноногий Солдатик, отлитый из олова, преодолевает все стихии – воздушную, водную, даже оказывается в чреве рыбы, а в конце истории подвергается огненному аутодафе. Артист пластическими приемами показывает наличие у героя немощи, которую он превозмогает, с которой стойко справляется, и во всех ситуациях ведет себя самоотверженно и мужественно. Возможно, такой герой мог бы быть для маленького зрителя образцом для подражания. Во всяком случае, поведенческая модель героя рассчитана на то, чтобы у зрителя возникло желание брать с него пример.
Александр Кудрявкин на роль Чертика из табакерки подобран не только по типажу, но и по наличию неких внутренних пружинок, которые позволяют ему играть существо, странное даже для кукольного мира. Присмотритесь к этому герою. Он строит козни не потому, что «Баба Яга против всех», а потому что не знает, как иначе, чем он привык, привлечь к себе внимание Балерины. Ведь он не сломать и не съесть ее хочет. Он стремится достигнуть ее расположения, чтобы… чтобы… Я не знаю – чтобы что, как там это все у игрушек происходит?
В исполнении Екатерины Зубаревой Балерина на протяжении спектакля эволюционирует как личность. Если в самом начале она в ужасе шарахается от Солдатика, обнаружив у него отсутствие одной ноги, и с большим интересом и благосклонностью относится к Чертику, позеру и клоуну, то в процессе развития истории она проникается благодарностью к Солдатику, привыкает к нему, делает его частью своего мира, эмоционально прикипает к этому строгому аскетичному солдафону.
Хулиганы-мальчишки, ссорящиеся где-то за пределами кукольного мира и потому невидимые нам, в запале противостояния швыряют Солдатика в камин. Откуда все началось, туда всё и вернулось. Даже оплавляясь под воздействием высокой температуры, Солдатик пытается удержать воинскую выправку, пока огонь окончательно не сделает металл жидким. То ли от дуновения ветра, то ли в порыве самопожертвования Балерина бросается в пламя вслед за возлюбленным. Сгорает она мгновенно: бумага – не олово, но в этой своей кукольной Валгалле они воскресают: там нет ни боли, ни горести, там у Солдатика две ноги, и он уверенно и умело кружит свою возлюбленную в танце.
Если в этом месте вам захочется всплакнуть, то вспомните, что игрушки – это всего лишь неодушевленные предметы. Они не могут любить и страдать. Они не стоят человеческих эмоций. Так что чего вы тут слезы развели? Не надо, не надо.

Театр юного зрителя «Дилижанс» (Тольятти)
Стойкий оловянный солдатик
Пластический спектакль по сказке Г. Х. Андерсена
Режиссер-постановщик – Екатерина Зубарева
Художник по костюмам – Дарья Солодова
Художник по декорациям – Ольга Зарубина

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 25 ноября 2021 года, № 22 (219)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment