Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Чудо первого снега и второго дыхания концертной жизни

Валерия ЛОСЕВИЧЕВА *

С симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии под управлением дирижера Игоря МОКЕРОВА выступил лауреат международных конкурсов солист Московской академической филармонии Андрей ГУГНИН (фортепиано). В программе прозвучали Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова и «Энигма-вариации» Эдварда Элгара.

Андрей Гугнин
[Spoiler (click to open)]
После двухнедельного локдауна наладить концертную жизнь и вернуть публику в залы оказалось совсем не простой задачей. Однако о возобновлении музыкальной жизни Тольятти теперь можно говорить с легким сердцем, так как на прошедшей неделе явно преобладали явления приятные и светлые, как выпавший накануне первый снег.
Событием, прорвавшим завесу вынужденного молчания, был концерт блистательного пианиста Андрея Гугнина с симфоническим оркестром филармонии. Тольяттинцы знакомы с артистом уже не один год. Каждый приезд прославленного музыканта встречает у публики заинтересованность и внимание. В этот раз пианист приехал практически сразу после успешного выступления в Большом зале «Зарядье», где он исполнил Третий концерт Рахманинова с Томским симфоническим оркестром под управлением Михаила Грановского.
Воспитанник Московской консерватории (класс профессора Веры Горностаевой), Андрей Гугнин великолепно сочетает в своей исполнительской манере безупречную чистоту техники и зрелость художественной интерпретации. Его исполнение проникнуто несомненной музыкальностью. По словам критиков, он «человек XXI века, с умной душой и деятельным разумом, но без сантиментов». Мы же со своей стороны добавим, что Андрей Гугнин – это бесспорная звезда на горизонте современной виртуозности, обладающая прекрасным вкусом и глубоким знанием.
В интерпретации Андрея Гугнина Третий фортепианный концерт Рахманинова предстал во всем великолепии тембровых красок, мощи и блеска фортепианной техники. С первых же тактов проявилось столь замечательное качество артиста, как способность вести за собой и не позволять себе прятаться ни за единой нотой. Обратили на себя внимание и характерные для игры пианиста прозрачность фактуры, воздушность фортепианного звучания, идеальная отшлифованность и выверенность голосов. Безусловное главенство солирующего инструмента на сцене было во многом обусловлено артистической позицией музыканта, мужественностью и решительностью его характера. Эти качества идеально подошли и для воплощения драматических образов Третьего концерта.
Что касается лирики, в полной мере расцветшей в медленной части Концерта, то здесь вполне уместно привести реакцию слушателей на подаренный артистом бис (Прелюдия соль мажор соч. 32) – восторженный прием и всеобщее ликование. Да и было отчего прийти в восторг! Тонкость, чистота и красочность звучания воплотились в возвышенный и поэтичный образ, глубоко тронувший душу. Признаться, выступления, подобные этому, действительно способны вызвать столь сильные чувства и запомниться надолго!
Покинув тольяттинскую сцену, музыкант сразу отправился в Загреб, где выступил с сольной программой из произведений Гофмана, Скрябина и Стравинского. Андрей Гугнин уже довольно давно остановил свой выбор на Хорватии как на месте своего постоянного пребывания и регулярной концертной деятельности.
***
Во втором отделении концертной программы прозвучали «Энигма-вариации» Эдварда Элгара. Имя этого композитора известно тольяттинской публике несправедливо мало, хотя его замечательные концерты, симфонии и детская музыка вполне могли бы быть украшением не одного тематического вечера. В Великобритании конца XIX – начала XX века известность этого композитора не знала равных, а его «Вариации на оригинальную тему «Энигма», или «Энигма-вариации», долгое время считались самым выдающимся британским сочинением для оркестра.
Причин тому немало. По-видимому, главная из них заключалась в богатой образности этого произведения. Так, каждая из 14 вариаций представляет собой музыкальный портрет, на котором изображены члены семьи композитора, его знакомые, друзья по музицированию, интересные события из жизни (например, бегство от грозы) и даже собака!
Особое место среди этих вариаций принадлежит центральной – «Нимрод». Она посвящена близкому другу Элгара издателю Ягеру. Поводом к созданию этой вариации стало впечатление от их разговора, который состоялся одним летним вечером. Элгар был в расстроенных чувствах, и Ягер напомнил ему о Бетховене, о необычайной силе воли этого гения и о вершинах, которых тот достиг, невзирая на глухоту. Именно поэтому мелодия, открывающая эту вариацию, так похожа на начало Второй части «Патетической» сонаты.
По всей вероятности, «Нимрод» ныне можно считать кульминацией и главным образом всего сочинения. Очевиднее всего это проявляется после знакомства с финалом «Энигма-вариаций». По замыслу самого композитора, финальная вариация представляет собой групповой портрет, где запечатлены Элгар и все его друзья. Однако, преследуя этот замысел, композитор, судя по всему, потерял важное качество драматургии крупной формы – захватывающую, динамичную развязку. Это упущение привело к тому, что ожидаемого горячего отклика у публики это произведение не встретило. Слушатели отреагировали с благодарностью, пониманием, но без восторга. Каким правильным оказалось решение дирижера вновь исполнить вариацию «Нимрод»! Необыкновенная красота этой музыки, философская глубина ее образов, сопоставимая с лучшими образцами бетховенских симфонических Adagio, мгновенно растопили набежавший холодок – и благодарные тольяттинцы с удовольствием выразили свой восторг громкими аплодисментами и криками «Браво!».
Безусловно, имя Игоря Мокерова и дирижерские достоинства этого музыканта заслуживают особого внимания. Выпускник Московской консерватории (класс профессора Геннадия Рождественского), ныне – дирижер Ростовского академического симфонического оркестра. Среди значимых проектов, в которых музыкант принимал участие, – фестивали «МОСТ», «Бетховен. Неюбилей», а также выступления на концертах в рамках культурной программы к Чемпионату мира по футболу – 2018 и XVIII молодежные Дельфийские игры.

Игорь Мокеров

«Игорь неустанно совершенствуется как дирижер, я считаю, что у него большое будущее» (Анатолий Левин, профессор МГК имени Чайковского). «Игорь Мокеров – уникальный талантливейший музыкант. Ему подвластны все технологические трудности партитуры. Но главное, он видит и чувствует сердцем то, что хотел запечатлеть в своей работе композитор» (Кирилл Волков, профессор РАМ имени Гнесиных).
За время нового концертного сезона Игорь Мокеров выступает в Тольятти уже в третий раз. Под его руководством концертные программы «Вечера с большим оркестром: солист Никита Борисоглебский» и «Музыкальное путешествие: Италия» прошли с неописуемым блеском! Музыкант сразу встретил понимание и одобрение тольяттинской публики, а также завоевал уважение оркестрантов. Свойственные ему обаяние, спокойствие и доброжелательность прекрасно сочетаются с требовательностью и  целеустремленностью. Искренне верится, что Тольятти станет благодатной почвой для профессиональных и творческих проектов этого музыканта!
Тольяттинская филармония в нынешнем году празднует юбилейный 30-й сезон. Надеемся, что второе дыхание концертной жизни, так удачно совпавшее с чудом первого снега, одарит нас той же свежестью, чистотой и блеском концертных программ и новых впечатлений!

* Лектор-музыковед Тольяттинской филармонии, выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, победитель I Всероссийского конкурса имени Д. А. Блюма (Москва, 2016), лауреат XIII Всероссийского конкурса имени Ю. Н. Холопова (Москва, 2016).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 25 ноября 2021 года, № 22 (219)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Шекспир в подарок

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Театр «Самарская площадь» отпраздновал свой 34-й день рождения и по давно сложившейся традиции сам себе…

  • «Никогда не сдаваться должен истый джентльмен!»

    Ольга ЖУРЧЕВА * Фото Евгении СМИРНОВОЙ В свое время сочли грубым и непристойным, что я выбрал некоторых героев этого повествования из среды…

  • Блестящая идея

    Рубрика: По следам наших публикаций В следующем году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I Великого и 300 лет со дня его посещения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment