Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Klasse? Klasse!

Екатерина АВЕРЬЯНОВА *
Фото предоставлено театром Strahl

Берлинский театр для молодежи Strahl при поддержке Гете-института показал спектакль Klasse? Klasse! на Новой сцене театра «СамАрт». Показ предварялся творческой встречей с артистами и руководством Strahl, посвященной постановке и современным процессам в детском театре Германии. Знакомил самарскую публику с гастролирующей труппой актер и режиссер театра «СамАрт» Алексей ЕЛХИМОВ.


[Spoiler (click to open)]
Strahl ориентирован на детскую и молодежную аудиторию, в его репертуаре почти все названия – «6 +» или «12 +». Сегодня это театр, с которого зрители в Берлине начинают свой театральный путь – этакий аналог ТЮЗа. Значительная часть спектаклей Strahl напрямую соотносится с социальной повесткой с ее проблемами и громкими темами. Таков и Klasse? Klasse!.

Помните ли вы проблемы, с которыми сталкивались в школе? Трудности в общении, непонимание со стороны окружающих, боязнь проявить себя, неудачная влюбленность – вот часть тем, которые поднимаются в постановке. Klasse? Klasse! – спектакль о подростках, который, извините, сам уже достиг подросткового возраста: премьера состоялась в далеком 2007 году. Несмотря на долгие 14 лет сценической жизни, темы, заявленные в Klasse? Klasse!, не утратили актуальности и по-прежнему остро отзываются в зале.
Всё начинается еще в фойе: артисты в масках и костюмах знакомятся со зрителями, раздают им открытки – фото персонажей на фоне достопримечательностей Берлина – и приглашают пройти в «класс» – зал. На каждом актере маска – школьное клише, гротесковый типаж (отличник, первая красавица класса, хулиган, спортсмен, шут и неудачник), который поддерживается костюмом, намекающим на подростковую моду 2010-х: джинсовые куртки, высокие ботинки, цветные вязаные шапочки.
Зрители становятся свидетелями нескольких историй, разыгранных в пределах школы. Вернее, в универсальном пространстве – черной классной комнате. Вообще, слово «универсальный» как нельзя лучше подходит этому спектаклю: в нем говорится о проблемах немецких школьников/учителей и о проблемах школьников/учителей вообще, в любой точке мира. Истории напоминают пазлы, разрозненные части целого. Драматургия здесь сочинялась творческой командой – артистами и режиссером Михаэлем Фогелем. Он же – автор очень точных и ярких масок, которые составляют главное выразительное средство в спектакле. В какой-то момент зрительский глаз принимает правила игры, и кажется, что это и не маски вовсе, а вполне живые лица.
Звуковое пространство в спектакле организовано с помощью битбокса и звукоподражания. Именно эти ритмичные звуки от чемпиона Европы по битбоксу Мандо (Даниэля Мандолини) определяют кардиограмму спектакля, его темпоритм. За час сорок на сцене – ни одной реплики от артистов, только комментарии Мандо, озвучивающего все действия на площадке, включая голос учителя. Хотя на сцене всего шесть артистов, персонажей намного больше – тринадцать масок и человек-оркестр Мандо. Битбокс здесь настолько органичен, что любое другое музыкальное сопровождение было бы странно слышать: живой «саундтрек» с первой минуты включает зрителей в ритм спектакля, дает ощущение сопричастности к действию.
Сюжет строится на универсальных ситуациях: процессе списывания контрольной у отличника, ссоре одноклассников, кокетстве популярной девочки перед всем классом. При этом встречается история, в которой физрук пристает к старшеклассницам, а те собирают на него компромат и отдают его руководству школы – не та тема, на которую привык говорить российский школьный зритель. Во встрече с этим непривычным, вероятно, и заключается особая ценность гастрольных спектаклей – есть возможность для диалога двух разных зрительских культур. Klasse? Klasse! оказался настолько популярным среди школьников, что спектакль получил продолжение – Klasse Tour, в котором те же персонажи выезжают на школьную экскурсию.
Klasse? Klasse! не дает подросткам готовых инструкций по действиям в непростых моментах, но показывает: эти ситуации универсальны и выход из них есть.

Театр для молодежи Strahl (Берлин)
Klasse? Klasse!
Режиссер – Михаэль Фогель
Художественный консультант – Штефан Лохау
Художники – Михаэль Фогель, Михаэль Оттопаль
Костюмы – Элизеу Р. Вейде
Композитор – Даниэль Мандолини
Исполнители: Вольфганг Штусель, Альфред Хартунг, Дана Шмидт, Анне Валльнер, Даниэль Мандолини, Яна Хайльманн

* Магистрантка по направлению «Театрально-экспертная деятельность» РГИСИ (СПб), педагог, руководитель инклюзивных программ театра «СамАрт».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 11 ноября 2021 года, № 21 (218)
Tags: Театр
Subscribe

  • Шекспир в подарок

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Театр «Самарская площадь» отпраздновал свой 34-й день рождения и по давно сложившейся традиции сам себе…

  • «Никогда не сдаваться должен истый джентльмен!»

    Ольга ЖУРЧЕВА * Фото Евгении СМИРНОВОЙ В свое время сочли грубым и непристойным, что я выбрал некоторых героев этого повествования из среды…

  • Блестящая идея

    Рубрика: По следам наших публикаций В следующем году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I Великого и 300 лет со дня его посещения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment