Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Фортепианный Олимп Николая Луганского

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Национальный парк Олимпа характеризуется огромным биоразнообразием.
Из Википедии

Концерт выдающегося российского пианиста Николая ЛУГАНСКОГО, прошедший в рамках филармонического абонемента «Steinway приглашает», был назван «Фортепианный Олимп». Составители абонемента, стараясь как можно точнее определить суть предстоящего события, нашли лучшее из возможного. По всей видимости, они имели в виду как программу, составленную из произведений классиков музыкального искусства Бетховена, Дебюсси и Рахманинова (большая часть наследия которых посвящена фортепиано), так и исполнителя, которого самарская публика прямо называет «небожителем». Выступления Николая Луганского в Самаре ждут, загодя выкупая все места в зале филармонии…


[Spoiler (click to open)]
«Лунная» Бетховена (Соната № 14 до-диез минор), открывшая первое отделение концерта, вызвала некоторое недоумение у завзятых меломанов. Где мечтательная грусть, дымка печали, романтическая атмосфера ночного пейзажа?.. Ничего этого нет. Ни мистического тумана, ни тени медитативности, ни опьянения таинством ночи. Напротив, звуковая картина, представленная мастером, оказалась удивительно трезвой. Несколько задержанные пунктиры мелодии казались поначалу манерными. Однако быстро стало ясно, что музыкант понимает и исполняет эту тему как речитацию, почти мелодекламацию. Он не создает некую обобщенную звуковую картину, но говорит со сцены, произносит трагический монолог героя. Всякий тональный поворот несет новый смысл, новое значение разыгрываемой драмы.
Искусно сплетенные линии грациозного танца второй части сонаты напоминали чередование групп струнных и духовых, но не оркестра, а камерного ансамбля. Будто антифоном перекликались звучания струнного и духового квинтета. И всегда в кулисах стоял герой драмы, с горечью наблюдая за грациозными движениями и характерными ритмами хорала.
Без перерыва внезапно начался стремительный бег финала. И здесь более всего запомнилось патетически приподнятое произнесение побочной партии.
Итак, мелодекламация… С нее же началась и до-минорная фортепианная соната Бетховена № 32. И здесь это было более чем уместно. Органично переходя от одного типа изложения к другому, выпукло сопоставляя контрасты, пианист искусно руководил своей аудиторией, обращая внимание (посредством агогики или динамики) на то или иное изменение интонационного сюжета. И всякий раз это было абсолютно понятно и художественно оправдано. А вот Ариетта (вторая и последняя часть сонаты), на которую волей или неволей был перенесен декламационный способ произнесения, оказалась слишком реальной, слишком рациональной, слишком трезвой. Пожалуй, лишь ее начало – проведение хоральной темы и звучание последнего до-мажорного аккорда с чрезвычайно долгой ферматой – оказалось по-настоящему таинственным, исчезающе нереальным, божественно светоносным…
Можно ли на рояле играть с иностранным акцентом? Странный вопрос – конечно, нет. Ведь звучание фортепиано – не речь. В нем, даже учитывая известную членораздельность, трудно расслышать слово с определенным и точным значением. А уж разобрать, имеем ли мы дело с носителем языка или перед нами иностранец, который хорошо и грамотно строит свою речь, но говорит с акцентом, вряд ли возможно. Однако, слушая «Эстампы» Клода Дебюсси в исполнении Николая Луганского, ловишь себя на мысли, что слишком это всё звучит по-русски. Это, конечно, метафора. Но, зная музыку, огорчаешься тем, что так много в ней не расслышано, не рассмотрено… Всё блекло, немногоцветно, почти даже грубо (учитывая рафинированную тонкость этой музыки). Дебюсси называл свою музыку символичной (восставал против наименования «импрессионизм»). А раз так, то за ней должна угадываться, брезжить глубокая и далекая содержательная, смысловая перспектива. А здесь – трезвость, рациональность и… высокий профессионализм. Кто-то скажет: покажите, где артист не следовал тексту? Отвечу: везде следовал, абсолютно точно исполнял «букву» этой музыки, но ведь где-то есть еще и дух.
И вот, словно встретившись с давно знакомым и родным, музыкант бросился, как с обрыва, смело и отважно в бурлящие воды рахманиновской музыки. Насколько здесь он был аутентичен и правдив, художественно убедителен и артистически свободен! Шесть этюдов-картин соч. 39 составили незабываемую панораму картин русского пейзажа и тончайшей лирики, явлений природных стихий, запечатленных в звуках. Здесь, в рахманиновской музыке, рояль артиста дышал и плакал, патетически восклицал и с упоением пел у бездны на краю. Мы не только слышали, но в синестезии чувств видели картины летней грозы и зимнего праздника, осязали жар летнего полдня и предутреннюю прохладу, обоняли ароматы морской воды и полевых цветов, входили в таинственную и буйную мистерию колокольного звона.
Терпеливый слушатель был всецело вознагражден, а поклонники артиста в очередной раз убедились в необыкновенных и удивительных качествах любимого музыканта. Волшебное исполнение на бис Фантазии-экспромта Фридерика Шопена вызвало почти экстатическую реакцию на своеобразное приглашение Горé имéим сердцá, возвело на «музыкальный Олимп» всех присутствовавших в концертном зале.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 октября 2021 года, № 19 (216)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Шекспир в подарок

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Театр «Самарская площадь» отпраздновал свой 34-й день рождения и по давно сложившейся традиции сам себе…

  • «Никогда не сдаваться должен истый джентльмен!»

    Ольга ЖУРЧЕВА * Фото Евгении СМИРНОВОЙ В свое время сочли грубым и непристойным, что я выбрал некоторых героев этого повествования из среды…

  • Блестящая идея

    Рубрика: По следам наших публикаций В следующем году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I Великого и 300 лет со дня его посещения…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment