Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Пленительная сладость

С Днем музыки, уважаемые читатели!

Ольга КРИШТАЛЮК *

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
<…> Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.

Так в 1818 году писал юный и мудрый в своей гениальности Пушкин своему старшему уважаемому собрату и наставнику по перу Жуковскому. И сразу же ясно, что ценит поэт в искусстве слова: красота поэзии – «пленительная сладость», преодолевающая грани времен, – дарует утешение и призывает задуматься о высоком.
А если под поэтическим в широком смысле подразумевать изысканность, красоту, мастерство, приподнятый над обыденностью стиль, высоту духовных откровений, то исполнительское искусство Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова можно назвать не только блистательным по мастерству, но и в полном смысле слова поэтическим.


[Spoiler (click to open)]
Спиваков продолжает вести активнейшую гастрольную деятельность. За 14 лет своего существования оркестр стал мировой знаменитостью, с которой счастлив работать любой солист. В любом зале оркестр ждут аншлаг и сердечный прием, который, по мнению дирижера, отличается большой теплотой именно в российской провинции.
Для исполнительской манеры коллектива характерен особый звук, основанный на идеально выверенном балансе всех тембровых красок, необычайно одухотворенная, дышащая, кантиленная фразировка, абсолютнейшая точность расставленных акцентов, кульминаций и нечто большее – мудрое понимание высоких, духовных целей и задач большого искусства.
По мнению одного из австрийских критиков, это не фастфуд, а handmade. В. Спиваков убежден, что «сейчас функции искусства – утешение и соединение людей, а не просто создание чего-то прекрасного вне жизненных реалий». Искусство и исполнительская философия коллектива являются отражением личности и философских размышлений Маэстро. «При моем подходе к музыке нужно время, чтобы подготовить исполнение. Я должен вникнуть, полюбить, сделать так, чтобы у меня с этим композитором сложилась не просто дружба по каким-то житейским интересам, а духовная связь».
Маэстро мечтает в новых сезонах сыграть всего симфонического Скрябина, Рахманинова, симфонии Малера. На сцене оркестр должен оставлять «частичку своего сердца, души, энергии, крови», а «успех – это не аплодисменты, а логический экстаз». Несколько лет назад Маэстро озвучивал книгу далай-ламы «Этика XXI века», основная мысль которой состоит в том, что «люди созданы для того, чтобы их любили».
Музыканты в оркестре тоже подобраны не только по профессиональным критериям: дирижер не раз отмечал, что он собрал прекрасных профессионалов и замечательных людей, понимающих с полуслова и полужеста друг друга и своего художественного руководителя. И это слышно в момент исполнения оркестром произведений любого стиля! Подобное феноменальное свойство воодушевленности процессом поразило меня вновь на концерте НФОР в Самарской филармонии.
***
Концерт состоялся в рамках традиционного осеннего тура коллектива по городам Поволжья. В этом году музыканты побывают еще и в Тольятти, Саратове. Также по традиции во многих концертах принимают участие молодые солисты – талантливые исполнители, которых Маэстро поддерживает в творческой судьбе. В разные годы это были скрипачи Мария Дуэньяс, Даниэль Лозакович, Сергей Догадин (воспитанники фонда Спивакова), пианистка Ева Геворгян, молодые оперные певцы Айгуль Ахметшина, Алан Пингаррон. В концерте НФОР на сцене Самарской филармонии приняла участие замечательная молодая певица Екатерина Петрова, солистка московского театра «Новая опера» и Центра оперного пения Галины Вишневской (где она училась у Маквалы Касрашвили), приглашенная солистка Большого театра России. Она – обладательница лирического сопрано редкой красоты и нескольких премий на престижных вокальных конкурсах международного уровня. В московских театрах сложился солидный репертуар певицы: партии Татьяны и Иоланты в операх П. Чайковского «Евгений Онегин», «Иоланта», Микаэлы и Мерседес в «Кармен» Ж. Бизе, Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно, Наташи в «Войне и мире» С. Прокофьева.
Самарской публике это имя дорого еще и потому, что Екатерина наша соотечественница, получившая вокальное образование в Самарской государственной академии культуры и искусств, в классе Надежды Ильвес.
Сольный филармонический концерт Екатерины Петровой стал ее первым большим выступлением на родине после отъезда в Москву. В зале были не только искренние поклонники ее таланта, но и педагоги, трогательно переживавшие за успех выступления певицы.
Замечательную поддержку певице оказал оркестр во главе с маэстро Спиваковым, трепетно и предельно внимательно окружая мастерским аккомпанементом ее голос во всех сольных номерах концерта. Прозвучали виртуозные арии Норины из «Дона Паскуале» Г. Доницетти, Маргариты из «Фауста» Ш. Гуно. Виртуозный стиль сменила пленительная кантилена в ариях Адриены Лекуврер из одноименной оперы А. Чилеа и Мими из 1 акта «Богемы» Дж. Пуччини. И во всех этих ариях певица показала уверенное звуковедение, естественную фразировку, красивые верха, обаяние и артистизм.
Центральным номером концерта стала знаменитая Сцена письма Татьяны, в которой важно показать не только красоту лирического тембра, но и абсолютную естественность в интерпретации образа и поэтического текста. С этой задачей Екатерина справилась прекрасно. Но как аккомпанировал ей прославленный оркестр! В своеобразном диалоге с вокальными номерами оркестр исполнил несколько произведений, открыв концерт Увертюрой к «Норме» В. Беллини, а затем подарив публике одну из красивейших оркестровых мелодий – Интермеццо из оперы «Сельская честь» П. Масканьи. Какой утешающей, пленительной грации была исполнена эта знаменитая, парящая над миром тема в интерпретации маэстро! Несколько танцев из балета «Щелкунчик», Полонез из «Евгения Онегина» и три бесшабашно веселых польки И. Штрауса в исполнении оркестра – вот и всё, что уместилось в программе концерта, пронизанного невыразимой поэтичностью и той «пленительной сладостью», которая словно «дымка-невидимка» стелется вслед за ушедшей Музой…

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 сентября 2021 года, № 18 (215)
Tags: Музыка
Subscribe

  • В Самарской области построят новый зоопарк

    «В Самарской области появится новый зоопарк, отвечающий всем требованиям по содержанию животных. Строительство нового зоопарка будет…

  • Культурный код

    « Я не повел бы вас за собой в землю обетованную, даже если бы мог, потому что, если я сумею довести вас туда, кто-нибудь другой сумеет вас…

  • Испытание сентябрем

    В давние времена, когда мы всей страной регулярно смотрели в телевизор, мой старший товарищ – лучший на куйбышевском телевидении всех времен…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment