Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Культурный код

«Я не повел бы вас за собой в землю обетованную, даже если бы мог, потому что, если я сумею довести вас туда, кто-нибудь другой сумеет вас оттуда вывести». Это из романа «42-я параллель» Джона Дос Пассоса.
Вот, собственно, за это я и не люблю большевиков. Не большевиков-ленинцев, а большевиков вообще – тех, кто оказался во власти и немедленно уверовал в собственную непогрешимость, в то, что это возвышение/восхождение – результат их исключительного интеллекта. В памяти, правда, остаются те, кто позволял себе сомневаться и советоваться. В доброй памяти. Но большевики, как правило, успевают столько всего натворить – переделать, раскурочить…
Главная беда в том, что Они начинают ускоренными темпами менять базовые жизненные принципы, этическую систему, традиционный уклад. А как же иначе: Они же самые лучшие, Они победители и уверены в том, что все остальные – «лузеры» – мечтают походить на них. И понеслось! Реформируем систему образования – ведь Они вполне себе обходятся без ее излишеств. Снижаем до неприличного стипендии – ведь Они вместо не обязательных занятий грузили в свое время мешки на железнодорожных станциях (и выжили!). Делаем необязательным художественное воспитание в общеобразовательных школах – Они же вполне без этого обходятся!


[Spoiler (click to open)]
Еще печальнее, когда под руку Им попадается что-то, что дорого тебе с детства. Например, городской ландшафт, в котором ты вырос. Тут уж большевики беспощадны и в ход идет сарказм – издевательская гипербола в отношении замшелых двориков старого города, злая ирония – «да какой это памятник истории, что вы носитесь с этой развалюхой? Вот в столице, вот в Петербурге, вот… вот…»
И уже «Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след», а ты живешь внутри ультрасовременных дворов-колодцев, окантованных высотками из стекла и бетона, ходишь на выставки сломанных в дремучем лесу веток, слушаешь сонаты для двух водосточных труб, пилы-болгарки и скрипучей входной двери. А главное – тратишь прорву усилий на то, чтобы не оказаться в потоке вечно куда-то мчащихся земляков, потому что «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Зачем страна всё время куда-то бежит? Или это не страна, а только ее срез, который я вижу? Но ведь из всех производств развиваются только нанофабрики и прокатные станы в цифре, однако не цифрой же единой…
***
Вот это и есть смена культурного кода р-р-революционным путем. Конечно, не след щи лаптем хлебать, за водой с коромыслом всякий раз к колодцу ходить и каждую выгребную яму XVI века ограждать охранными грамотами, свидетельствующими о ее уникальности, но зачем же верить рецептам всех докторов кряду, ведь может оказаться, что свои дипломы они купили в каком-нибудь переходе метро или вместо лекций грузили где-нибудь апельсины бочками, а репутация – всего лишь результат пиара, самого божественного из всех искусств и наук.
Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь пекла и ада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо
Об этом мы с Сергеем Лейбградом, поэтом, культурологом, публицистом, говорили на дискуссии «Культурный код региона: формирование и особенности», проходившей в Струковском саду в рамках фестиваля «Время читать» (подробно о нем – на 20-й странице).
Вот, кстати, один их самых удачных примеров культурной практики последнего времени. Из всех причин успешности книжного форума главная – в том, что его делали профессионалы, а вмешательство функционеров касалось исключительно их компетенции – ресурсной поддержки.
И не о страхах мы с Сергеем говорили, а о том, что, минимизируя учебные нагрузки и сокращая время обучения – и количество обучающихся, – мы как манкуртовым обручем рихтуем целое поколение, а исключая из его обязательного круга высокое искусство, мы еще и расшатываем и без того хрупкую этическую систему.
Это ведь генералам нельзя доверять принятие решения о начале войны, а решения в сфере образования и художественной культуры имеют право принимать только профессионалы.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 23 сентября 2021 года, № 18 (215)
Tags: Культурная политика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment