Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Образовательная реформа в интересах посредственности

Во вторник агентство SMBC со ссылкой на руководителя департамента образования администрации города Надежду Колесникова сообщило: слава Всевышнему, самарские муниципальные учреждения образования могут продолжать свою деятельность без боязни, что их закроют за плохое качество «оказываемых населению услуг».

В устах Надежды Борисовны эта мысль получила, безусловно, несколько иное оформление: все дома в Самаре закреплены за конкретными образовательными учреждениями, и ребенок гарантированно попадет в школу, которая его «закрепостила». Ежели же он задумает выбрать себе учреждение по другому критерию – по качеству работы, например, – то туда его возьмут без дополнительных испытаний, но только при наличии свободных мест.

Блеск! Очередная вершина фурсенковских реформ! Претензий к Надежде Борисовне у меня, разумеется, нет. Хотелось бы, конечно, понаблюдать, как она в публичном пространстве противится этому решению, но требовать от чиновника совершать подвиги… Я не столь бесчеловечен.

Но объясниться готов. До 2012 года была слабая надежда на то, что главный «фигурант» в процессе образования – учащийся (опекаемый в силу малости возраста своими родителями, которые, несомненно, желают ему только добра и принимают решения в его пользу) мог отказаться от потребления некачественного продукта.

Этот «фигурант», используя широчайшие источники разнообразной информации, делал выбор, где же ему учиться, принимая во внимание и «кредитную» историю педагогического коллектива, и материально-технические условия обучения, и удаленность школы от места проживания (с учетом трудностей транспортировки), и многое-многое другое.

Затем «фигурант» оформлял свой выбор документально. Загодя оформлял, чтобы участники образовательного процесса могли достойно подготовиться к его встрече: если не хватало учебных площадей – арендовать дополнительные, если нужно пополнить библиотеку – сделать соответствующий заказ, если не хватает учителей – нанять. Этот участник образовательного процесса мог себе всё это позволить, потому что государство гарантировало ему, что в условиях «подушевого» финансирования среднего образования денежек школа получит в зависимости от того, сколько семей выбрало ту или иную школу.

И чтобы денежек этих было больше, школы должны были стараться – искать не просто учителей, а хороших учителей, предлагать дополнительные предметы, заботиться об интересных и престижных местах прохождения практик в процессе профессионального ориентирования учащихся, вовремя делать ремонты и обновлять учебное оборудование.
Много чего школа должна была сделать, чтобы не остаться без учащихся, чтобы её не расформировали, чтобы преподаватели и обслуживающий персонал получал сытные надбавки.

Теперь всего этого можно и не делать. То есть делать, но согласно нормативам, в пределах возможного, в условиях, когда вместо конкурентной борьбы – гарантированная пайка. Равная для всех.

У каждой школы есть же «крепостные», которые никуда не денутся, так как в этом «набирать при наличии свободных мест» для жителя современной России заложен сигнал: готовьте подношения – деньгами, натуральными услугами и продуктами, лоббированием интересов.

Помните старый анекдот: «Мы не настолько богаты, чтобы получать бесплатное высшее образование». Теперь пространство этой очень бородатой истины значительно расширилось. Вобрало в себя и школы, и детские сады.

Но коррупция – полбеды. Политическое решение о «закрепощении» учащихся принято в интересах пассивного лоботряса. Представьте класс, в котором без отбора, без предварительных испытаний собрали всех подряд. «Продвинутых» и «олухов царя небесного». «По призыву». «Первачи» хотят и способны бежать вперед, а лоботрясы им мешают. Их тоже нужно учить, а пока их научишь, «первачи» скиснут.

Вот так страна наша модернизируется и стремится к космическим высотам цивилизации. Спасибо Фурсенко и тем, кто его, невесть зачем, холит и лелеет.

Текстовая версия радиопрограммы «Горчичник от Виктора Долонько» на «Эхе Москвы в Самаре» от 22 декабря 2011 года. Звуковая версия в ЖЖ по адресу: http://echosamara.livejournal.com/
Tags: Образование, Самара, Фурсенко
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments