Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Самарские мистерии Валентина Пурыгина

Светлана ШАТУНОВА *

Самарский художественный музей не раз делал выставки (ретроспективные или тематические) самого яркого и неоднозначного художника Самары второй половины ХХ века Валентина Захаровича ПУРЫГИНА (1926–2002). ОТКРЫВАЮЩАЯСЯ ЗАВТРА экспозиция посвящена городу – Самаре/Куйбышеву, – с которым художник был прочно связан. Даже когда он в 1970-е годы жил в Москве и Подмосковье, образы Волги, узнаваемые символы Самары не уходили с его картин и рисунков (как Витебск, навсегда поселившийся в картинах Шагала).

[Spoiler (click to open)]

В Самару Валентин Пурыгин приехал в 4 года, когда семья бежала от раскулачивания из Саратовской области. Здесь художник впервые увидел Волгу, она покорила его своей мощью и красотой на всю жизнь. В этом городе он получил первые уроки рисования во Дворце пионеров, где преподавали Петр Антонович Краснов, Александр Иосифович Волков и Георгий Петрович Подбельский – ученик К. Ф. Юона и С. Ю. Жуковского. Помимо традиционных учебно-постановочных рисунков с гипсовых слепков античных скульптур, выходили на пленэр – писали берега Волги, дебаркадеры, гуляли по городу, посещали базары, делали наброски и зарисовки, вдохновляясь живыми впечатлениями.
Осенью 1939 года, когда Пурыгину было 13 лет, он уехал в столицу, поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В. И. Сурикова, организованную И. Э. Грабарем для одаренных детей. Ему довелось учиться с Виктором Ивановым, Гелием Коржевым, Андреем Тутуновым, Алексеем Ткачёвым, ставшими впоследствии известными художниками, а ныне – классиками советской живописи.
Люциан Шитов, одноклассник по детской художественной школе, в книге «Вундеркинды» описал первое впечатление от знакомства с Пурыгиным: «Этакий деревенский (в хорошем смысле) парень, со светлыми глазами, выцветшими волосами, бугорчатым лбом и носом… Из таких личностей и получаются, вероятнее всего, не эстетствующие болтуны об искусстве, а творцы, Суриковы».
Москва произвела на юного художника неизгладимое впечатление. На выставках в Третьяковской галерее Пурыгин впервые увидел «Боярыню Морозову» Сурикова, «Явление Христа народу» Иванова, а в Музее изобразительных искусств – малых голландцев, живопись Ренуара и ван Гога. Ткачев в воспоминаниях пишет, что «кумиром Вали был Врубель с его «Демонами» и «Паном».
В 1944 году образование продолжилось в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, где Пурыгин учился в мастерской известного советского художника Г. Г. Ряжского – одного из организаторов самарского ВХУТЕМАСа в 1920-е.
Окончив институт, художник вернулся на волжские берега, и всю жизнь потом Пурыгин метался между двумя городами – Самарой и Москвой. Окончательно Самара перетянула в 1979-м.
В 1954 году Валентин Захарович вступил в Союз художников, начал активно работать, участвовать во всесоюзных, республиканских и зональных художественных выставках. Ведущим жанром художника стал пейзаж, а главным учителем – натура. С одной стороны, художник изображает город, его окрестности, новостройки, с другой – уезжает от суеты за Волгу, где были любимые великаны осокори и тихие заволжские рощи. Необыкновенная работоспособность художника поражала: в любую погоду он отправлялся на этюды, чаще всего, переправляясь на пароме на ту сторону Волги.

Валентин Пурыгин

Валентин Пурыгин – художник, остро чувствующий ускоряющийся пульс времени. Одним из первых он обращает свой художнический взор на город, его динамичный рост и меняющийся облик с новыми микрорайонами и улицами.
В письме своему другу, искусствоведу Владимиру Володину, Пурыгин писал: «Я люблю свой город. Помню город еще старой Самарой, с пароходами, колеса которых придавали им вид сказочных мельниц… Город наш не очень красив, но я влюблен в него, и хочется найти видные и интересные места».
Такими местами для художника стали улицы, площади, строящаяся набережная и Семейкинское шоссе, мост через Самарку. Город Пурыгина очень разный: он пишет его в весенние дни и в ненастье, в осеннем кружеве и в стужу. Все эти мотивы нашли отражение в многочисленных натурных этюдах, представленных на выставке.
Одна из главных достопримечательностей города – площадь Куйбышева. Пурыгин писал ее много раз со стороны скверов, панораму с Дворцом культуры и в праздники, и в будни. Этюды художник традиционно пишет на картоне, составленном из двух частей; рисунки с видами Дворца культуры выполняет карандашом, тушью. На выставке можно увидеть картину «Площадь имени Куйбышева», которую раньше не показывали ввиду ее плохой сохранности до реставрации. Она была начата еще в 1957 году, а закончена через 30 лет. От первоначальной задумки осталась композиция, а цветовое и смысловое решение за годы значительно изменилось (надо сказать, что Пурыгин часто возвращался к уже начатым холстам, существенно их переписывая). Краски на полотне сгущаются, фактура делается густой и плотной. Главным героем становится небо над площадью – оно движется тяжелыми массами, грозя разразиться бурей.
Пурыгин создал своего рода портреты улиц, запечатлел Ленинградскую, Некрасовскую, Льва Толстого, те места, где сохранился дух старого города, на лавочках собираются соседки, а во дворах сушат белье и смолят лодки. На основе большого этюдного материала родилось полотно «Мой двор» (1967).
Полотна «Улица Ленинградская», «Льва Толстого», «Проезд Масленникова» написаны в 1960-е – во время увлечения французскими импрессионистами и постимпрессионистами. Поверхность холста лепится теперь экспрессивными раздельными цветными мазками, увеличивается в размере. Вообще для Пурыгина характерны большие форматы: «Осень. Аллея» (1956), встречающая гостей музея, больше четырех метров по горизонтали. В эти картины словно входишь, они втягивают в свое пространство, и зритель уже не просто зритель, а участник пурыгинской мистерии, где поначалу город предстает своей парадной стороной, но постепенно меняет свой облик.

Валентин Пурыгин. Весенняя Самара. Улица Ленинградская. 1960-е – начало 1970-х

Многие работы Пурыгина – уже документы времени, в них отражено строительство известной самарской набережной – сейчас самого популярного места притяжения гостей и горожан. Строительство Семейкинского (Московского) шоссе – свидетельство разрастания города, захвата новых территорий, которые человек отнимает у природы. На картинах Пурыгина – «Туман», «Семейкинское шоссе» – еще видны свободные незастроенные поля, но уже и заметны следы человеческой деятельности: высоковольтные столбы, провода, опутывающие небо. В наши дни Московское шоссе – это главная транспортная артерия города, вдоль которой кипит оживленная городская жизнь.

Валентин Пурыгин. Семейкинское шоссе. 1957

Где бы ни был Пурыгин, он всегда много рисовал, штудировал, делал зарисовки и наброски. В графике сохранились серии рисунков, бегло исполненные за один день, по ним буквально можно проследить путь художника.
Одна из них создана 7 марта 1975 года. Гуляя по городу, Пурыгин зарисовывал узнаваемые постройки, начиная от площади Чапаева с нарядными башенками драматического театра, затем шел вдоль набережной к площади Славы.
Другая серия, датированная 23 апреля 1980 года, выполнена в сепии и посвящена улице Вилоновской. На нескольких листах изображены спуск от Пушкинского сквера, вид на Рабочий городок и пивзавод. Выразительны эмоциональные ночные зарисовки горящих фонарей улицы Куйбышева с кирхой.
Впервые на выставке экспонируются листы, посвященные строительству набережной и мосту на Самарке. Эти же мотивы можно увидеть и в живописном воплощении. Большое полотно – 120 х 292 – «Мост через Самарку» художник начал писать еще в 1969 году, закончил в 1980-м, а в 1986-м опубликовал в каталоге. К сожалению, в таком виде картина не сохранилась. Пурыгин, в силу стихийности своего темперамента, дописал ее, точнее ввел дополнительных действующих лиц: играющего на дудочке лешего, стаю ворон, кружащих над Волгой, а фигуры горожан, идущих по мосту в ненастный день, обрели крылья.
Один из любимых мотивов художника – вид на город с противоположной стороны Волги. Это и пляж, где в знойные летние дни любят отдыхать горожане, переправившись на другой берег. Со стороны город рисуется в сиреневой дымке, где все же угадываются знаковые постройки.
90-е – годы потрясений (для Пурыгина осложнились еще и личной трагедией – один за другим погибли оба его сына) – отразились на творчестве. Тот же мотив города, увиденного с другой стороны реки, напоминает теперь извержение вулкана: в фейерверке полыхающих красок предстает город-фантом в свете зловещей луны.
Самара Пурыгина разная, облик ее меняется, как меняется время, в которое он жил. Валентин Захарович – один из тех художников, которые, помимо внешней красоты города, увидели его внутренний драматизм: с одной стороны, надвигающийся смерч новых застроек, разрушающих облик старой Самары, с другой – неприглядную изнанку дворов и жизни их обитателей. Он стал создавать уже не картины-реальность, а картины-сюрреальность, где узнаваемые улицы наводняются крысами, босховскими вылупляющимися из яиц существами, стаями ворон.
На картине «Разлив на Волге» в реку, выходящую из берегов, медленно погружаются автомобили, троллейбусы, подъемные краны, а люди-нелюди этого словно не замечают, продолжая играть в карты, решать бытовые проблемы – жить привычной потребительской жизнью. Героев своих картин художник делает звероподобными, наделяя гротескными чертами, акцентирует их духовную деградацию, в противовес наделяя силой и могуществом образы природы.
«Леший за работой» – это alter ego самого художника, он, несмотря на творящееся вокруг него человеческое зло, любуется красотой природы, ведь, в отличие от человека, она сохранила свою первозданность.
К эсхатологическим персонажам Пурыгина можно добавить огромного змея, удушающего город («Железный марш»), а огромный петух с картины «Весенний ветер», как средневековый глашатай, созывает на казнь. Это казнь города – он горит! В наши дни эта беда стала еще более очевидна, спасать и сохранять старый город от огня становится все сложнее.
Персонажи картин-мистерий Пурыгина словно сошли со средневековых романских порталов с изображением адских мучений.
А не напоминание ли нам это о Страшном суде?..

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 сентября 2021 года, № 17 (214)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment