Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Два имени на обложке

Маргарита ПЕТРОВА *

Русский писатель АРТЕМ ВЕСЕЛЫЙ (настоящее имя – Николай Кочкуров), родившийся в 1899 году в Самаре, всей душой полюбил родной край с малых лет. «Когда он попал на Волгу впервые, он был просто ошарашен красотой, вольностью и просторами», – пишет его дочь Гайра Веселая. К сожалению, историческая родина не ответила ему взаимностью, и на долгие десятилетия его имя было вычеркнуто из культурного поля.


[Spoiler (click to open)]
По этому поводу его вторая дочь Заяра Веселая высказывала свое недоумение в письме, написанном в 1973 году: «Я очень рада, что в Куйбышеве выйдет книга об отце. Вообще-то, как это ни странно, они его не слишком-то жалуют: я не раз предлагала Куйбышевскому издательству книгу самого Артема Веселого, но они упорно, и не затрудняя себя мотивировкой (кроме самых общих отговорок), отказываются».
Человеком, который взялся исправить историческую несправедливость и восстановить абрис творческого наследия Артема Веселого, был профессор Самарского университета Владислав СКОБЕЛЕВ.
На обложке книги «Реки огненные Артема Веселого. Проблемы изучения биографии и творчества. К 90-летию профессора В. П. Скобелева» **, увидевшей свет весной этого года благодаря средствам Губернского гранта в области науки и техники, рядом стоят два имени: Артема Веселого и Владислава Скобелева. Их связывает не только многолетний труд Владислава Петровича, посвященный исследованию наследия писателя, биографию и творчество которого старательно вымарывали со страниц истории ХХ века. Но также драматизм судьбы обеих фигур, занимающих видное место в культуре нашего города.
Автор вступительной статьи доктор филологических наук Нина Малыгина указывает на то, что именно неприемлемость для советского литературоведения персоны Артема Веселого, приговоренного к расстрелу в 1938 году, препятствовала появлению научных трудов Владислава Скобелева: «Усилиями недоброжелателей на десять лет была отодвинута защита докторской диссертации В. П. Скобелева, подготовленной и впервые представленной к защите в 1973 году. Увы, диссертацию ученому пришлось защищать повторно десять лет спустя. Жесткое сопротивление появлению исследований о русской литературе 1920-х годов было закономерным. Советская литература этого десятилетия замалчивалась еще с 1930-х годов, поскольку многие писатели этого периода были репрессированы. На три десятка лет имена Александра Воронского, Артема Веселого, Исаака Бабеля и многих других литераторов, расстрелянных в годы репрессий, были вычеркнуты из истории литературы».
Более подробно жизненный и исследовательский путь своего учителя и коллеги очерчивает профессор Сергей Голубков: «Круг научных интересов ученого был чрезвычайно широким. В этот круг входили литературные явления и XVIII столетия, и XIX, и XX. Он увлеченно писал и об огромных романах-эпопеях, и о крохотных новеллах, выросших из зерна анекдота, интересовался поэзией разных эпох и живо, свежо писал о современных театральных постановках. <…> Особенно интересовала ученого русская литература 1920-х годов – эта своеобразная бурлящая «лаборатория художественных форм». В отечественном искусстве слова данной поры центральное место занимало изображение человека, живущего в эпоху массовых движений (войны, мятежи, революции, миграции…)».
Приведенные в статье Сергея Голубкова цитаты исследований позволяют поближе узнать профессора Скобелева как ученого, а опубликованная в монографии переписка Владислава Петровича с дочерью Артема Веселого Заярой дает возможность услышать его человеческий голос.
Уникальный материал содержится в воспоминаниях дочери писателя Гайры Веселой. Ее высказывание «О некоторых ошибках в биографии Артема Веселого» призвано исправить неточности, которые влияют на восприятие автора и его творчества. Помимо интересных данных о жизни писателя, в тексте содержится масса увлекательных сведений об истории Самары начала ХХ века.
Внучка Артема Веселого доктор философии Елена Говор дала в книге эмоционально емкую характеристику судьбы своего деда: «17 (29) сентября 1899 года в семье самарского крючника Ивана Николаевича Кочкурова родился сын Николай. Ему будет немногим более 20 лет, когда он станет Артемом Веселым, название его романа «Россия, кровью умытая» станет символом эпохи, книги его разойдутся по всей стране многотысячными тиражами, переводчики будут ломать перья, пытаясь перевести его взвихренную речь на иностранные языки, и советские и западные критики начнут писать о нем, как об одном из самых ярких и талантливых представителей молодой советской литературы. Ему не будет еще сорока, когда прах его смешается с прахом других жертв сталинщины в подмосковной Коммунарке».
В ее статье более подробно создается образ детства и семьи писателя, говорится об истоках формирования его личности и творческих мотивов. Елену Говор поражает, как «юноша, «первый грамотный в роду», получивший четырехклассное образование в городском училище, настолько свободно владел литературным языком, образностью, сложностью мышления». Кроме того, исследователь семейного древа погружает читателей и в более отдаленную историю, рассказывая о судьбе всех известных ей предков Артема Веселого.
Кандидат филологических наук Максим Еремин изучает следы «липяговского текста» в рассказах Веселого, написанных на рубеже 1910–1920-х годов, и в романе «Россия, кровью умытая». Автор подтверждает ставшее общим местом в отечественной гуманитарной науке утверждение «о конструктивной силе взаимодействия физического пространства (природного, урбанистического, бытового), внутри которого живет человек, и творческого воображения, художественно преображающего среду его обитания».
Бытописанием подвига исследователя выглядит глава «Материалы об Артеме Веселом в фондах Самарского литературного музея». Доктор филологических наук Михаил Перепелкин детально и последовательно воссоздает этапы пути кропотливого восстановления литературного наследия. Дипломатичность в общении с родственниками и обладателями личных вещей писателя, терпение и тщательность при работе с архивами, смелость и настойчивость в отстаивании своей точки зрения – всё это отражает Михаил Анатольевич в своем обзоре материалов по Артему Веселому, собранных в Самарском литературном музее.
Важное место в монографии занимает анализ творчества Артема Веселого в контексте литературных произведений его современников – Алексея Толстого, Павла Дорохова, Исаака Бабеля, – выполненный самарскими литературоведами Михаилом Перепелкиным и доктором филологических наук Константином Поздняковым.
Исследованию главного литературного труда всей жизни Артема Веселого, романа «Россия, кровью умытая», посвящены включенные в монографию тексты докторов филологических наук Николая Рымаря и Сергея Голубкова. Причем последний анализирует текст с точки зрения кинопоэтики: «При перечитывании романа «Россия, кровью умытая» у читателя XXI века неизбежно возникает ощущение, что он читает сценарий какого-то масштабного фильма-эпопеи либо о великом переселении народов, либо о грандиозных военных баталиях. В сознании возникают динамичные сменяющие друг друга кадры, впечатляющие панорамы бесконечных людских потоков, череда общих, средних и крупных планов. Видимо, причина возникновения такого устойчивого ощущения кроется в специфике самой поэтики произведения Артема Веселого, в построении этого сложного экспериментального повествования».
К другой грани творчества Артема Веселого – его драматургии – обращается доктор филологических наук Лариса Тютелова. Она анализирует пьесу «Мы», отражающую гражданскую войну, фронтовую обстановку, ситуацию в деревне. Автор рассматривает произведение как эпическую драму «об истории и ее основной движущей силе, ее неостановимом движении».
По словам Нины Малыгиной, «авторы обозначили перспективные направления дальнейшей работы, продолжению которой, несомненно, будет способствовать доступность части архива Артема Веселого, хранившейся в семье и недавно переданной его наследниками в РГАЛИ». Таким образом, книга о «создателе образа простонародной революции» (как определяли личность Артема Веселого исследователи) и «пролетарии умственного труда» (как сам себя называл Владислав Скобелев) имеет шансы стать первым томом на пути освоения наследия этих знаковых для самарской и российской культуры фигур.

* Член Союза журналистов России.
** Реки огненные Артема Веселого. Проблемы изучения биографии и творчества: К 90-летию профессора В. П. Скобелева. – Самара: Научно-технический центр, ИП Зуев С. А., 2021. – 241 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment