Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Попытка научить зрителей видеть современное искусство. Удалась!

Ксения ГАРАНИНА

В Самаре прошел, возможно, самый не ангажированный политической повесткой фестиваль этого лета – «НАЗАД В ГОРОД» от галереи «Виктория». Небольшой фестиваль для своих, на который не очень обращают внимание в медийном поле, но который сегодня в Самаре остается хорошей возможностью для начинающих художников, увлекающихся современным искусством, заявить о себе, а кураторам в очередной раз подчеркнуть, что для презентации искусства не нужны белые стены галереи и оно может быть везде, главное – увидеть или услышать.


[Spoiler (click to open)]
Открылся фестиваль достаточно светским мероприятием – выставкой Нади Ковбы «8 комнат» в шикарном внутреннем дворе на Молодогвардейской, 70. Здесь состоялись и показ фильма о выставке, и DJ-сет от Rattlecitadel, и лайв Zero Condition. Сюда, конечно, нужно было прийти хотя бы ради того, чтобы увидеть внутренний двор, но и история выставки интересна – как серьезная работа художницы, с вниманием относящейся и к презентации проекта, и к его концепции. Конечно, кто-то увидит в этом искусство, кто-то поиск молодой женщины своего места в мире, а кто-то эмоциональный аттракцион. В любом случае, «8 комнат» – серьезный и масштабный проект художницы с большим светским бэкграундом и страстным желанием быть активной участницей арт-рынка. Подробнее о проекте можно узнать на сайте 8rooms.art.
Дальше траектория программы фестиваля резко свернула от светских вечеринок в сторону практически андеграунда. Состоялось открытие выставки Кирилла Ермолина-Луговского «Трепет-панк: мемуары» в Штабе аут-группы «Муха».
«Техника трепет-панк представляет собой «мерцание» формы и содержания мемуаров, совмещение глубокой лирики и индивидуализма с хулиганским пафосом и эксцентричностью», – говорится в экспликации к проекту.
Выставка представляла собой композицию покрашенных в белый цвет привычных будничных предметов: велосипед, шахматы, рамка для фотографий... Судя по описанию, Кирилл Ермолин-Луговский пытался создать из каждого предмета лишенный индивидуальности образ и собрать их все в универсальную и понятную каждому историю: «В своих работах художник обращается к фиксации образов и пространства предметными маркерами, от живописных безликих образов людей до закрепленных на холсте природных и бытовых вещей, ничего не говорящих и ничего не означающих, кроме своего присутствия».
На следующий день зрителям предложили посетить выставку Анны Леденевой «Метаморфозы» на крыше знаменитого в узких кругах «Музея городских легенд». В перформансе принимала участие Вера Закржевская. У Анны Леденевой в творческом методе за несколько лет ничего не изменилось – те же манекены с головами животных или просто фигуры животных. А вот перформанс с нотами БДСМ внес флер легкого безумия в происходящее.
Но самое интересное в этот день – проект «Карманный авангард», когда в десять часов вечера на парковке перед ТЦ «Парк-хаус» была организована стихийная выставка: из открытых багажников машин выглядывало современное искусство.
Во время фестиваля 2019 года участники выставки «Карманный авангард» собирались рядом с трансформаторной подстанцией у дома «Рашпиль» на Осипенко. Тогда встреча получилась масштабной и на антивыставку пришло около ста человек. Может, в этом году гостей было и меньше, зато все происходящее имело более ироничное настроение. На стоянке рядом с ТЦ свои работы демонстрировали Максим Абрамов, Яна Арбузова, Виктория Большинская, Кирилл Гуров, Алина Каткова, Татьяна Кондратьева, Дмитрий Птицын, Максим Р.

«Выставка «Назад в город» проходила в этом году в багажниках машин на парковке, – рассказал куратор проекта Сергей Баландин. – И в какой-то момент, под музыку Кирилла Флегинского, участника объединения «НуМыЖы», раздававшейся из одного из автомобилей, появилось ощущение, что такие выставки нужно делать постоянно, ведь это так просто: съехаться машинами и тусоваться, как и многие другие на парковке, только во имя творчества. Наиболее неожиданными авторами на выставке я бы назвал Кирилла Гурова, который предлагал продегустировать соки из выкрашенных черным коробочек, и Дмитрия Птицына с его смелыми, панковскими фотографиями – сценами из жизни неприглядной, страшной и смешной Самары. Открытие «Карманного авангарда» – живопись Яны Арбузовой, выставившей прозаические натюрморты с продуктами из магазина».
В остальные дни программа была посвящена больше экскурсиям и виртуальным прогулкам, что стало отличительной особенностью фестиваля этого года. Например, театр «Самое свое» представил променад-спектакль «Провал». Режиссер Катя Мокшанкина и CG-artist Кирилл Зарубин создали в городе виртуальные монументы своим ошибкам и нелепым ситуациям, которые можно было увидеть с помощью телефона и «Инстаграма».

Серьезно заявить о себе решил «Театр быта». Проект существует уже какое-то время и выставляет в соцсетях сайт-специфик-подкасты – когда дается определенное руководство для действий в определенном месте и, следуя инструкции и слушая аудиозапись, можно узнать и увидеть какую-то историю. В проекте принимают участие молодые режиссеры, драматурги, композиторы.

На фестивале «Назад в город» было представлено сразу три подкаста-спектакля. Для спектакля «Свобода, вот что я люблю» зритель должен был пойти в любой соседний «МакДональдс» и заказать мак-комбо, дальше по инструкции ему рассказывалась история девушки, которая работает в ресторане быстрого питания. Проект создали режиссер Кирилл Люкевич, музыкант Серёга Рудаков и группа «Радиопомехи», актриса Алина Мурзагалиева, драматург Настасья Федорова. Куратор – Никита Славич.
Следующий спектакль зазывал зрителей в любой магазин игрушек, чтобы «встретиться со своим внутренним ребенком». В проекте приняли участие нейроотличные артисты театральной компании «Разговоры». За проект отвечали: режиссер и автор текста Настя Бабаева, актриса Яна Савицкая, голоса – Мария Жмурова, Павел Соломоник, Валерия Золотухина, Стас Бельский, музыка на гитаре – Мария Жмурова, музыка на бандуре – Катерина Таран, звукорежиссер Виктор Семёнов. Куратор – Никита Славич.
И третий спектакль – экскурсия в супермаркет «Человек-банан», срежиссированная Никитой Славичем. Местом действия являлся продуктовый магазин. Голос требовал кусать и все пробовать, но только не покупать. За все произошедшее в ответе: драматург Глеб Колондо, актриса Дарья Степанова, саунд-дизайнер Стас Редков, кураторы на этапе эскиза Семён Александровский и Любовь Винк.
Кстати, посмотреть/послушать спектакли «Театра быта» можно в любой момент, найдя их подкасты в соцсетях, например, во «ВКонтакте». Новые проекты выходят практически каждый месяц. Для сравнения можно вспомнить чудесный спектакль-променад «Прислоняться» Никиты Славича.
Еще один проект, для которого каждому зрителю нужен был телефон, – виртуальное кладбище нейроживотных от арт-группы SPDPLF. Все происходило во дворе галереи «Виктория»: через маски в «Инстаграме» на газоне появлялись маленькие надгробия. Наверное, самый неприятный опыт фестиваля «Назад в город».
«Откатиться к исконному» предлагал Савва Зорин, устроивший сеанс современного колокольного звона. Он профессиональный звонарь и не чужд современной музыке, работает в Вознесенском соборе на Степана Разина. Подняться с ним на колокольню можно было в понедельник. Несмотря на будничный день, на эту экскурсию был аншлаг.
Группа «НуМыЖы» – постоянные участники фестиваля – собирала камушки во дворе по улице Максима Горького, 19. Кирилл Гуров, Кирилл Флегинский, Михаил Гунько создавали из камушков и костей животных что-то наподобие алтарей с зооморфными элементами. В общем, весьма крипово. И не совсем ясно, почему самарских художников так влечет к обыгрыванию темы мертвых животных.
Абсолютными хитами фестиваля в этом году стали экскурсии Сергея Баландина «По истории самарского совриска». В социальных сетях даже появились просьбы сделать их регулярными и вывести за границы проведения фестиваля. На что их организатор пообещал: «Экскурсии непременно будем продолжать в следующем году».
Во время фестиваля была организована экскурсия по уже привычной ежегодной акции «На балконе», когда несколько музеев объединяются и на своих балконах устраивают небольшие экспозиции. В рамках акции галерея «Виктория» растянула ленту триколора с надписью из репертуара известного мемолога от совриска Сергея Рожина: «Россия – это и есть современное искусство». Может быть, оно и так, но замечать его еще надо научиться, чему как раз и способствуют подобные фестивали.
«В этом году в программе появились спектакли-променады и сайт-специфичные аудиоспектакли проекта «Театр быта», – рассказал Сергей Баландин. – Эти спектакли и променад от самарского театра-лаборатории «Самое свое» стали первыми ласточками современного «городского» театра в Самаре. И в связи с новой ковидной реальностью, и в связи с тем, что современный зритель гораздо больше хочет гулять и что-то делать сам, чем сидеть в кресле три часа, это еще и очень перспективное направление, которое галерея будет стремиться развивать».
Как поделились организаторы, в этом году на фестивале было чуть меньше событий, чем на прошлом – в 2019: «Самыми посещаемыми событиями стали открытия выставок Кирилла Ермолина-Луговского и Анны Леденевой – по 50 человек. Большой популярностью пользовались экскурсии «По истории самарского совриска», мы сделали четыре показа, и все четыре были аншлаги: от 15 до 50 человек. Изюминкой фестиваля стало посещение звонницы Вознесенского собора и сеансы авторского колокольного звона от Саввы Зорина. Сеансы были днем в понедельник, чтобы ограничить количество посетителей маленькой площадки колокольни, тем не менее за три сеанса через нее прошли также около пятидесяти человек».
***
Фестиваль однодневных выставок и перформансов «Назад в город» частично совпал с проведением Слета институций современного искусства и выгодно продемонстрировал себя на этом фоне – вне системы, свободным для всех, вне длинных представительных речей о важности современного искусства в актуальной повестке работы с молодежью.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 сентября 2021 года, № 17 (214)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment