Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Испытание сентябрем

В давние времена, когда мы всей страной регулярно смотрели в телевизор, мой старший товарищ – лучший на куйбышевском телевидении всех времен – на занудный вопрос: «Когда вы, наконец, начнете снимать передачи для меня?» совершенно честно отвечал: «Никогда». А я, не веря столь пессимистическому исходу, продолжал и продолжал спрашивать.
Я давно не смотрю телепрограммы и уверился в абсолютной безысходности полученного когда-то ответа. И вдруг мне предлагают побывать на фестивале, который практически целиком – для меня. И не где-то, а в Самаре, и не когда-то, а в текущем сентябре. Я имею в виду фестиваль искусств имени Дмитрия Шостаковича. «Заработало?» Неужели?
Музыка, которую я слышал практически только в цифре. С исполнителями сложнее, однако нужно признать, что обошлись без Паваротти, но через одного – Доминги. Я не хотел никого обидеть и с равным пиететом отношусь к обоим, но всё-таки первый – Бог, а второй – Мастер.
И вдруг как обухом по голове: цены на билеты в моем любимом театре одним махом снизили на 70 %. Это прекрасно, что снизили: залы должны быть наполнены до предела, установленного высшей человеческой инстанцией – Роспотребнадзором, но почему цены были задраны изначально?

[Spoiler (click to open)]
Я никогда не был сторонником простенького: «Ну и дураки вы тут все» (потому меня частенько поругивали за любовь к конспирологии – «всё куда проще, старик»). Видимо, этот прекрасный фестиваль еще и испытание для Самары. Неконсерваторской Самары. Почти наверное, организаторы фестиваля ориентировались на опыт городов, в которых есть питательная прослойка профессиональных музыкантов, будущих профессиональных музыкантов и профессиональных любителей музыки (да чего там – искусств в целом). Та, которая есть в Саратове, Нижнем, Казани. В Самаре ее нет – взяться неоткуда. А жить хочется содержательно.
И как бороться за эту содержательность? Филармонические реалисты, понимая, что для борьбы в условиях сложившегося набора культурно-музыкальных институций нужны немалые ресурсы и недюжинная политическая воля, ежегодно предлагают ограничиться набором «редко исполняемых на р-р-родине» сочинений Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. А что они могут сделать одни?
И вот 22 концерта/спектакля за 16 дней в двух тугоухих городах – Самаре и Тольятти. Выдержим ли мы этот марафон? И хватит ли энергии 200–300 музыкальных фанатов для того, чтобы Власть сделала из итогов фестиваля мудрые выводы?
Почему я начал до окончания фестиваля? Потому что уверен: основные ошибки уже сделаны и если о них написать заранее, то не удастся свалить вину на неожиданные обстоятельства.
22 за 16 – много. Если с непривычки пять раз в день есть белужью икру – испортишь желудок. Это раз.
Фестиваль всегда – итог длительной каждодневной работы по формированию музыкального вкуса. Работы, которой в требуемом масштабе никто не занимается. А тут – сложнейшие тексты середины и второй половины ХХ века. Это два.
Парадоксально без устали подчеркивать близость Шостаковича и Самары, но при этом минимизировать участие местных музыкантов в фестивале. Даже концерт к 80-летию создания Шостаковичем Союза российских композиторов в Самаре не включен в программу, хотя и проходит в фестивальные дни. Этот парадокс со знаком «минус» способствует профессиональному размежеванию на «своих» и «чужих». Это три.
И четвертое. Уверен, что никто не ожидал, что фестиваль станет способствовать превращению академического театра оперы и балета в посмешище. Это оплеуха всем: и театральным людям, и верным зрителям, осознавшим и степень пофигизма начальников, и уровень беспомощности действующих структур. Но только ли театр в его нынешнем состоянии виноват в конфузе? Неужели учредители не догадывались о том, что театр, не занимающийся организацией концертной деятельности (которая совсем не прокатная для театра-дома), не сдюжит в главной роли организатора фестиваля? А ведь первый звонок прозвучал уже в начале августа, когда стало ясно, что огромное число проблем еще и не начинало решаться.
Похоже, первый тайм мы уже проиграли. Всухую. Но, надеюсь, опыт 52-го года не повторится. Забыли? Напомню. После поражения на Олимпиаде советских футболистов от «злобных» югославов «лучший друг физкультурников» распорядился распустить сборную. «Из сердца вон и с глаз долой».
***
За всё сказанное – я в ответе. Вернемся к разбору полетов 27-го, когда фестиваль завершится. А пока – ловите момент и до встречи в зрительном зале.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 сентября 2021 года, № 17 (214)
Tags: Культура Самары, Культурная политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment