Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Эрна Сэт: «Без музыки и театра не представляю своей жизни…»

Анна ЛАЗАНЧИНА *

В конце июля отметила свой юбилей Эрна Карловна СЭТ – кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования, театральный критик, член Союза театральных деятелей России, ученый, преподаватель и просветитель, внесший значительный вклад в развитие музыкально-хоровой культуры Самары. Ее многочисленные статьи, рецензии и монографии, связанные с Самарским театром оперы и балета, положили начало изучению его истории. Недаром А. И. Каган метко расшифровала фамилию Сэт: «Самарская энциклопедия театра».


[Spoiler (click to open)]
В судьбе Эрны Карловны многое связано со словом «первый». Она стала первой выпускницей Куйбышевского государственного педагогического института – преподавателем молодого музыкально-педагогического факультета, первым кандидатом наук на своем факультете, организатором любительского хора английской песни на факультете иностранных языков.
Круг ее интересов, определенный многогранным талантом, чрезвычайно разнообразен. Природная музыкальность поначалу проявилась в занятиях хореографией. Во Дворец пионеров маленькую девочку привел случай: гуляющих на улице подружек привлекла музыка, доносившаяся из окон; они зашли и записались в танцевальную студию.
На одном из концертов ее заметил Александр Павлович Нерославский и пригласил в студию балета при театре оперы и балета. Так она попала в театр, который полюбила сразу и навсегда. Серьезные занятия не отпугнули ее, а развили ценные качества: старательность, самодисциплину, ответственность. А уж целеустремленности ей было не занимать. Параллельно с классической хореографией она дополнительно обучалась игре на фортепиано.
Высокую девочку стали занимать и в балетных, и в оперных спектаклях. Она танцевала в марше из «Щелкунчика», позже – в сегидилье из «Дон Кихота», исполняла роли в мимансе. Цепкая детская память прочно запечатлела любимые образы, сцены и целые спектакли тех лет. Потому рассказы Эрны Карловны и ее статьи о солистах и артистах куйбышевского театра не только достоверны и информативны, но и наполнены личными впечатлениями.

Склонность к языкам привела ее после школы в педагогический институт. Новые знания и здесь давались ей легко, она уверенно шла на красный диплом. И вдруг – поворот судьбы. Она попала на занятия студенческого хора, которым руководил Николай Кузьмич Куранов. В один из вечеров хормейстер заметил девушку, скромно сидевшую в зале, и пригласил ее дополнить группу альтов. Петь в хоре ей очень понравилось: музыка не просто обволакивала или увлекала в горние дали, мелодия рождалась в ней и лилась, усиленная звучанием множества голосов.
Несколько месяцев занятий – и вот дирижер уже доверят ей разучить партии с новичками. Еще несколько месяцев – и он зовет ее поступать в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, к себе в класс. Теперь жизнь студентки несется в темпе Allegro: утром занятия в училище, затем в педагогическом институте, вечером – спектакль в театре или концерт в филармонии, которые невозможно пропустить. Сейчас это кажется невероятным, но она все успевала. Оба учебных заведения были окончены с красными дипломами. Дальнейший профессиональный путь определился ясно: ее ждала консерватория.

Училась Эрна Карловна много и с большим желанием. Годы в Горьковской консерватории и аспирантуре при Московской консерватории, наполненные яркими событиями, пролетели быстро. Они подарили радость общения с такими мастерами, как М. А. Саморукова, Е. Н. Горкунов, О. А. Апраксина, и многими другими.
А затем началась преподавательская деятельность. Трудно назвать число учеников класса Эрны Карловны Сэт – их, вероятно, гораздо более ста. Конечно, не все стали музыкантами, но думается, что каждый вспоминает ее уроки с благодарностью. Яркая, статная, эффектная, она привлекала студентов мощным педагогическим темпераментом, внутренней энергетикой, как бы сейчас сказали, харизмой. Своей фанатичной влюбленностью в музыку и театр она не просто щедро делилась, а буквально заряжала окружающих.
Освоение дирижерского ремесла в ее классе базировалось на методе погружения. Детально изучалась не только сама партитура, но и ее контекст: история создания произведения, его поэтический источник, творческий облик и стиль композитора, разнообразные исполнительские прочтения. Развитие профессиональных навыков на ее занятиях являлось лишь частью более важного процесса вовлечения молодого человека в активное самообразование, эти уроки способствовали воспитанию личности. Не случайно она сама очень тепло отзывается о своих студентах: «У меня были очень хорошие ученики, все по-разному. Одни в одном превосходили, другие – в ином. Со многими сложились прекрасные отношения, по-человечески близкие. Ирина Лаврентьева, Светлана Зоголь, Надежда Ануфрикова – всех не перечислить».
Она организовала студенческие хоры на факультете иностранных языков педагогического института и в медицинском институте, под ее руководством эти коллективы принимали участие в фестивалях и конкурсах, выступали в концертах и на городских мероприятиях.
Работа в вузе побудила заняться научной деятельностью. Способность к аналитическому мышлению и склонность к четкой систематизации информации нашли отражение в диссертации на тему «Формирование творческой активности студентов в классе хорового дирижирования». Эта работа Э. К. Сэт дала путевку в жизнь научным инициативам многих преподавателей и выпускников музыкально-педагогического факультета.
Все коллеги Эрны Карловны, с которыми мне удалось пообщаться в процессе подготовки этой статьи, отмечали высочайший уровень ее профессионализма и потрясающую энциклопедичность знаний, заинтересованность и дружелюбие по отношению ко всему новому, связанному с музыкальным творчеством и развитием хорового исполнительства в нашем городе. Вот только некоторые из огромного количества отзывов.
«В течение моей творческой жизни Эрна Карловна остается для меня одним из самых авторитетных критиков, чье мнение всегда профессионально, обоснованно и честно» (Наталья Герасимова).
«Эрна Карловна – открытый для общения человек, самоотверженный преподаватель и просветитель, принципиальный в профессиональном отношении» (Ирина Горбунцова).
«Прекрасный знаток хоровой литературы, добрый и мудрый наставник, для нашего хора «Апрель» она дорогой друг, пристрастный слушатель и счастливый талисман» (Марина Платонова).
Главной сферой творчества Эрны Карловны, вобравшей в себя все виды ее деятельности – просветительскую, научную, журналистскую и педагогическую, – является музыкальное краеведение. В журналах и газетах ею опубликовано огромное количество статей, посвященных истории Самарского академического театра оперы и балета, рецензий на его спектакли; более 10 очерков – в монументальном двухтомном издании «История в портретах». Ее учебно-методическое пособие «Пушкиниана на оперной сцене: история и современность» получило гриф УМО министерства образования РФ, а книга «Синяя птица Александра Дольского» – единственное издание об этом замечательном певце. Она автор и ведущая передач на радио и телевидении, посвященных артистам нашего оперного театра. Отзывы, рецензии и исторические статьи Эрны Карловны о самарском театре проникнуты искренней и бескорыстной любовью, глубоким знанием оперного искусства. В них ярко выражена нравственная позиция автора, осуждающего режиссерский произвол и выступающего за главенство музыки в оперном театре.

Говорят, что голос отражает характер и состояние души человека. Недаром итальянцы раньше вписывали эту характеристику в паспорт. Голос у Эрны Карловны по-прежнему молодой, чуть подрагивающий, когда она говорит на волнующие, близкие и важные для нее темы: «Так получилось, что меня попросили – и я стала писать о театре. Это я люблю. Я бы еще много могла написать».
Скоро начнется новый сезон, и вы обязательно встретите Эрну Карловну в оперном театре или в зале филармонии. Увидите и прочитаете ее статьи в газетах, услышите на радио – и попадете в ауру ее магического воздействия, почувствуете ее неповторимую интонацию и ритм речи. Пожелаем же ей здоровья, сил и долгие лета!

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Музыка, Музыкальный театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment