Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Новатор

Елена ЖИДКОВА

В октябре исполняется 150 лет со дня рождения архитектора и педагога Александра Устиновича ЗЕЛЕНКО (1871–1953). В 1902-м в Самаре по его проекту был построен особняк купцов Курлиных. Построен в модном архитектурном стиле, который еще не имел названия и именовался просто новым стилем.

Александр Устинович Зеленко
[Spoiler (click to open)]
Почти девять лет назад в бывшей купеческой усадьбе открыт Музей Модерна. Затем распахнул двери музей для детей «Зелёнка», в названии обыгрывающий имя основоположника музейной педагогики А. У. Зеленко.
Когда нас спрашивают: «Где это?», достаточно краткого ответа: «Где ворота бабочкой». Вот так одна архитектурная находка, одна яркая деталь сделала Музей Модерна узнаваемым и запоминающимся. Так же, как и слоны на даче Константина Головкина – ровесника Зеленко и во многом единомышленника. Первый мечтал о Доме наук и искусств, а второй – о Дворце ребенка.
Зеленко – достаточно успешный московский зодчий начала ХХ века, вошедший в различные архитектурные антологии. Есть он и в книге «100 московских архитекторов». Увы, надо признать, о Зеленко-архитекторе никогда не напишут монографию, хотя специалисты и восторгаются «напоминанием хитроумных форм Гауди и предвосхищением будущей холмистой этажности Хундертвассера». Да, были находки, но Зеленко не посвятил себя архитектуре полностью, не создал свое бюро, школу, не оставил учеников и последователей.
***
И если для Москвы Зеленко – один из мастеров модерна, стоящих за спинами таких гениев эпохи, как Федор Шехтель и Лев Кекушев, то для Самары его опыт обучения в Европе оказался ценным подарком. В нашем городе Зеленко можно назвать самым именитым архитектором, строившим, помимо Самары и Москвы, в Подмосковье, США и Грузии. Не случайно первая статья о Зеленко была опубликована Натальей Мельниковой 30 лет назад в сборнике «Самарский краевед».
Зеленко провел в Самаре всего несколько лет в начале своей карьеры. Уехал, когда ему не было и тридцати. Впереди – полвека активного творчества. В своем учетном листке, заполненном для Союза советских архитекторов, он указывает, что в Самаре им было реализовано 10 проектов (из общего списка в 27). Согласитесь, цифра внушительная, особенно если учесть, что проработал-то он всего с 1897 года по 1900-й.
Однако в графе «Осуществленные проекты» Зеленко перечисляет не все постройки: корпус больницы, три частных жилых дома. Вероятно, речь о собственном доме архитектора на улице Самарской (ныне – Дом журналиста) и особняке Курлиных. Что за третий жилой дом – пока неясно. Далее упомянуты проекты: перестройка здания банка (ныне туберкулезный диспансер на углу улиц Куйбышева и Пионерской), земская управа (ныне колледж, улица Фрунзе, 116), два моста через реку Самару (в Самаре и Бузулуке – не сохранились), а также неосуществленный проект Пушкинского народного дома. Здание Торгового дома А. Н. Пермяковой и сыновей (ул. Молодогвардейская, 70) не названо вовсе. Впрочем, список был составлен в 1945 году, он сбивчив, даты прыгают и, скорее всего, Зеленко не счел нужным дотошно перечислить всё. Например, в отношении публикаций он не обременял себя точными подсчетами, ограничившись фразой: «Не менее сотни журнальных и газетных статей по вопросам архитектуры и культурной работы».
Архитектор указывает, что был задействован в строительстве всех названных объектов. Это означает, что составив, к примеру, проект дома для Александра Курлина, Зеленко не просто отдал его заказчику, а наблюдал за строительством и отделкой, приезжая из Москвы, что подтверждается письмами архитектора из Самары, датированными 1901–1902 гг.
К этому списку можно добавить здание коммерческого училища, возведенного стараниями Самарского биржевого комитета в 1905 году. В 1930-е здание будет надстроено тремя этажами для размещения строительного института (ул. Молодогвардейская, 194). Зеленко его в учетном листке не указал. Возможно, забыл по прошествии 40 лет или не считал «своим» проект, в осуществлении которого не принимал участия, так как в то время находился в кругосветном путешествии. Известно, что надзор за строительством вел архитектор Ф. А. Черноморченко, и зачастую авторство здания приписывают ему. Хотя в 1914 году в юбилейном сборнике очерков о деятельности Самарского биржевого комитета автором проекта училища назван «московский архитектор Зеленко».
Можем ли мы теперь включить училище в список Зеленко? Считаю, что да. Попечитель Самарского коммерческого училища Александр Георгиевич Курлин хорошо знал Зеленко по строительству собственного особняка, точнее, целого комплекса городской усадьбы с домом, коваными оградой и воротами, хозяйственными постройками и даже фонтаном в небольшом саду. Логично предположить, что Курлин рекомендовал пригласить Зеленко для проектирования нового здания училища.
Более того, у архитектора за плечами уже был опыт строительства учебного заведения. В 1902 году он спроектировал коммерческое училище для Московского общества распространения коммерческого образования (МОРКО). Это была первая большая удача Зеленко в Москве, после чего о нем заговорили. Сегодня там находится Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, знаменитая «плешка».
Архитектор справился со сложной задачей, продумав до мелочей здание под только что появившееся в России коммерческое образование – с мастерскими, рекреационными зонами, лабораториями, гимнастическими залами... Неудивительно, что Самарский биржевой комитет пригласил Зеленко спроектировать подобное заведение в хорошо знакомой ему Самаре.
Как ему тут работалось? Судя по сохранившимся письмам, тяжело. Расстраивала монотонная работа в дорожно-строительном отделе, тяготила должность городского архитектора. И среда, люди в его окружении, надо признать, тоже не вдохновляли творческую и порывистую натуру Зеленко-художника: «Вы хотите знать обо мне? Утром – работа, она дает кусок хлеба и, поверьте, не менее тяжела, чем другая: нужны силы, ум, находчивость и знания, чтобы бороться и вести свое дело честно. Среда низкая и нагло-бессовестная и поставить себя так, чтобы уважали и старались и имели хороший пример – ох, как трудно!»
***
Зеленко уехал из Самары в конце 1900 года, но связи с городом не порывал, возвращался сюда неоднократно, и не только из-за незавершенных проектов. Дело в том, что в июле 1898 г. он женился на молодой вдове Нине Юльевне Шлегер – дочери самарского дворянина, землевладельца из военных и кумысника Юлия Антоновича Гинча. Так как в семье росли дети от первого брака Нины с Владимиром Карловичем Шлегером, Зеленки оказались тесно связаны с обширным семейным кланом Шлегеров–Кеницеров.
Знакомство с этой семьей стало судьбоносным, особое влияние на Зеленко оказала старшая сестра рано ушедшего из жизни Владимира Шлегера Луиза (1863–1942). Уже в 1905-м учительствующая в Москве Луиза Карловна считалась «старой знакомой Зеленко». Она была старше по возрасту и имела солидный педагогический стаж. Ее популярные книги «Практическая работа в детском саду» и «Особенности работы с детьми семилетнего возраста» стали классикой, выдержали множество переизданий. Сегодня, пожалуй, нет такого учебника по истории отечественной педагогики, где бы не было рассказано о Луизе Карловне Шлегер и ее букварях. Похоже, что именно она увлекла Зеленко педагогикой, они были коллегами до самой смерти Шлегер в 1942 году (хотя брак с Ниной распался уже к 1904 году).
Зеленко же привел в педагогику другого будущего корифея советского образования – Станислава Шацкого (1878–1934), на момент их знакомства – студента. Летом 1905-го Зеленко и Шацкий – «кит и акула», как прозвали их дети, – начали свой первый педагогический эксперимент с подростками. К 1907-му вокруг Зеленко, затеявшего создание в Москве первого клуба для детей улицы, уже сложился коллектив единомышленников в 50 человек! Зеленко руководит ремесленными мастерскими, Шлегер – детским садом и школой, Шацкий был одним из педагогов.

Идея Зеленко, подсмотренная им во время путешествий, состояла в создании «культурного поселка», «сетлемента» по-английски, где бы интеллигенты занимались с детьми из бедных слоев. Зеленко – первый «внешкольник», так и были подписаны его фотокарточки. Но в истории педагогики остались имена его ближайших коллег: Луизы Шлегер и Станислава Шацкого, который был последовательнее Зеленко и создал свою педагогическую школу, написал несколько томов педагогических сочинений.
«Александр Устинович был деятелем широкого практического размаха, обладал умением обрастать людьми, увлекать их передовыми педагогическими идеями и вовлекать в педагогические дела. Он увлекал молодежь, был зачинателем в Москве аудиторий для подростков, детских клубов, детских площадок. По натуре своей он, в противоположность своему другу Шацкому, не останавливался на годы на одной и той же работе, на одном и том же опыте. Находя себе преемника, он переходил на другую работу для проведения нового опыта», – точно подметил эту особенность своего учителя-новатора Александр Феоктистович Родин, известный москвовед.
В чем же проявилось новаторство Зеленко, какие еще свои начинания он щедро передал своим товарищам («ценил бодрый товарищеский дух» – говорили о нем)? Назову лишь несколько:

  • юннатское движение. Первая дореволюционная «Зеленая школа» в Сокольниках – инициатива Зеленко, а вовсе не «красного доктора» тов. Русакова, как утверждала советская историография;

  • первые в России курсы для библиотечных работников – предтеча Библиотечного института;

  • разработка новой типологии зданий – культурно-просветительных. К ним относятся народные дома (будущие Дворцы культуры), детские сады и площадки, детские библиотеки и клубы (будущие Дома пионеров), детские музеи;

  • первый детский клуб «Сетлемент» в советское время стал Первой опытной станцией Наркомпроса. Заведовал станцией Станислав Шацкий, Центральным детским садом в ее составе – Луиза Шлегер. Имя Зеленко ушло в тень, он порой упоминается лишь как архитектор, спроектировавший здание;

  • первые отечественные проекты библиотечной, музейной и больничной мебели («новым зданиям – новая мебель»);

  • Музей детской книги. Александр Зеленко стал его соавтором, рисовал сам («новым советским издательствам – новая книжная иллюстрация») – например, для «экспериментального букваря»;

  • первые занятия с детьми в Музее изящных искусств. «Еще в 1926 г. выдающийся ученый, директор МИИ Николай Ильич Романов призвал развивать в нашей стране занятия с детьми». Романов считается инициатором музейной педагогики, что отчасти справедливо: он поддержал идею Зеленко и разрешил ему проводить занятия;

  • даже модный ныне сторителлинг в России начался с Зеленко! С «часов рассказывания», которые он проводил в Грибоедовской библиотеке. Сформировал актив, обучил первых рассказчиков, написал методички и опросники, наладил курсы – и передал дело в надежные руки супругов Покровских, известных библиотечных работников. В советское время эта методика применена в борьбе с неграмотностью под названием «беседчики».

***
Столько всего Александр Зеленко придумал за свои почти 82! Масштаб его личности, масштаб одаренности не позволяют нам забыть о нем. В октябре 2021 года Музей Модерна планирует открыть посвященную А. У. Зеленко выставку на основе двух семейных архивов, обнаруженных недавно в Москве.

Сергей Рахманинов в гостях у Анны и Александра Зеленко. Пасадена, США, период 1919–1923

* Старший научный сотрудник Музея Модерна.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Архитектура, История Самары, Образование
Subscribe

  • Прямая речь. Алексей Вишневецкий

    – В период локдауна Союз журналистов совместно с другими общественными организациями предпринял ряд шагов, и мы с вами знаем, что…

  • Испытание сентябрем

    В давние времена, когда мы всей страной регулярно смотрели в телевизор, мой старший товарищ – лучший на куйбышевском телевидении всех времен…

  • Галесник, в которого верит Бог

    Вопросы задавала Светлана ВНУКОВА * Неделя – и меня тянет обратно в Самару. Где бы я ни была. Потому, может, что отлучаюсь из Самары…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments