Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Музыкальные радости автопрома

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *

В Тольятти завершился фестиваль искусств «Классика OPEN FEST» при участии Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

Девятнадцатая, успешная

Концертная программа традиционно собрала плоды оркестровых сессий. Она включила 10 камерных и симфонических выступлений, в которых приняли участие 80 музыкантов из 25 городов и 7 федеральных округов. Больше всего ребят приехало из городов ПФО и Центральной части России, Урал и Сибирь представляли Екатеринбург, Иркутск, Омск, Северо-Западный регион – Петрозаводск и Санкт-Петербург. Не смогли добраться из-за ограничений по коронавирусу представители Казахстана и Узбекистана, тем не менее, фестиваль не утратил своего международного статуса благодаря участникам из Беларуси и Приднестровской республики.

Струнный ансамбль на концерте-открытии фестиваля. Фото Фёдора Быстрова

[Spoiler (click to open)]
Напомню, что МСО Поволжья – один из первых молодежных сессионных оркестров РФ. Сейчас подобные коллективы образованы в Екатеринбурге и Новосибирске. Под патронажем Московской филармонии существует Российский национальный молодежный симфонический оркестр – самый массовый, а самый известный сейчас, пожалуй, Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета.
Как отдельный культурный проект МСО Поволжья родился в 2002 году по инициативе лауреата Фонда «Русское исполнительское искусство» Лидии Семеновой и профессора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Анатолия Левина. Базой проведения летней исполнительской практики студентов колледжей, консерваторий Поволжья и других регионов стала Тольяттинская филармония. Здесь проходили репетиции и концерты, также были и выездные мероприятия – на берегу Волги в районе турбазы «Волна», в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре в Винновке, в атриуме Православного института, на площадке технического музея имени Сахарова. В рамках фестиваля этого года симфонический вечер прошел в ДК «ТоАз», а оpen аir возле замка Гарибальди в Хрящевке отменили – музыканты исполнили камерную программу в филармонии.
Нынешняя девятнадцатая сессия, перенесенная с лета 2020 года из-за пандемии, уже в третий раз прошла при поддержке Фонда президентских грантов. В разные периоды сессионные встречи проводились не только летом, но и зимой. Собирались, как правило, камерный и симфонический составы. Урожайным получился 2019 год, когда к «молодежке» добавился юношеский коллектив с участниками в возрасте от 13 лет – всего образовалось четыре оркестровых состава (отдельный – для исполнения оперы) общей численностью 150 человек. За годы проект расширился, привлекая исполнителей стран СНГ и зарубежья, появился круг постоянных участников, партнеров.
Репутация кузницы дирижерских кадров сформировалась благодаря тому, что здесь впервые за пульт встали Валентин Урюпин, Максим Емельянычев, Азиз Шохакимов, Тимур Зангиев. Сейчас это самые яркие представители молодого поколения российских дирижеров, работающие с лучшими оркестрами мирового уровня. Впереди юбилейная сессия, у организаторов есть планы устроить Парад дирижеров, мастер-классы, творческие встречи. Кстати, главный дирижер и музыкальный руководитель «Новой оперы» Валентин Урюпин мимолетно посетил Тольятти и приветствовал молодых коллег, добавив событию интриги.

Концерт оркестра Тольяттинской филармонии. Дирижер Тимур Зангиев, солисты – Артём Ванян (кларнет) и Полина Зибарева (флейта). Фото Фёдора Быстрова

Каждый сезон дарил МСО свои изюминки – премьеры камерных опер или инструментальных, оркестровых сочинений современных авторов. Не стала исключением и нынешняя сессия. Впервые прозвучали Струнный квартет норвежского композитора Альфа Хурума (российская премьера), каприсы для скрипки соло, пьеса для 10 скрипок, дуэт для скрипки и виолончели американского композитора (бывшей тольяттинки) Полины Назайкинской, а также сочинение участницы МСО Поволжья Елены Шиповой из Казани.

«Все здоровы и увлечены музыкой»

Такими словами охарактеризовал сессию художественный руководитель МСО Поволжья заслуженный артист РФ Анатолий Левин. «А ведь могло быть всякое, – продолжил он. – Например, этим летом собрался оркестр в швейцарском Вербье, начали репетировать, а потом пришлось и сам фестиваль отменить: кто-то заболел». По мнению маэстро, в Тольятти ежегодно приезжают самые мотивированные молодые музыканты, настоящие будущие профессионалы: «Представьте – лето, разгар каникул, жара, а они готовы заниматься по 8 часов с краткими перерывами, еще и сыгрываться после ужина при необходимости».
Молодые исполнители от 18 до 28 лет прошли отбор через конкурсное прослушивание и начали прибывать в Тольятти в начале августа. Концерты запланированы, времени на раскачку почти нет, репетиции ежедневно, но никто не жаловался. 11 августа состоялось открытие, где зрители встретили как старых знакомых, так и новых музыкантов. Играли солисты и камерные составы, сразу обозначились фавориты – флейтисты и струнники.
Георгий Абросов показал себя в диапазоне от щебечущих пассажей на пикколо до широких мелодичных тем на большой флейте. В медитативном флейтовом трио современного английского автора Яна Кларка к нему присоединились Полина Зибарева и Александр Зайцев. Не отставали от деревянно-духовых собратьев фаготисты. Тольяттинец Иван Забегин и минчанка Анна Галкина привлекли необычной звуковой подвижностью своего громоздкого инструмента в трех пьесах Д. Шостаковича из переложенного цикла «Пять пьес для двух скрипок».
Дарья Попова, концертмейстер виолончельной группы, запомнилась пьесой «Лесная тишь» из сюиты Дворжака. Ее выразительное соло потом хорошо узнавалось в гала-концерте. Приглашенные солисты Александр Маломожнов (ГАСО имени Е. Ф. Светланова) и Дмитрий Денисов (САТОиБ) перенесли внимание на XVIII век, исполнив двойную сонату основоположника французской скрипичной традиции Ж.-М. Леклера.
Триумфом смычковых, на мой взгляд, стали два каприса Полины Назайкинской в исполнении Маломожнова и скрипачки Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, лауреата международных конкурсов Айсылу Сайфуллиной. Смысловое наполнение каждой пьесы отразило разный почерк этих музыкантов.
Завершился вечер премьерой, инсценированной под «Прощальную симфонию» Гайдна с эффектом наоборот. Автор и альтистка МСО Елена Шипова из Казани сначала просто раскладывала ноты по пюпитрам для струнного ансамбля, затем вдруг заиграла, и затем к ней на сцену выходили музыканты, вплетая свои партии в полифоническую ткань. Оригинальные вариации на русскую и татарскую песню объединили всех в нонет под названием «Портреты друзей».

В «ежовых рукавицах»

В череде камерных концертов заметно выделялись выступления ансамбля скрипачей МСО под управлением Александра Маломожнова и струнного квартета в составе самарцев Дмитрия Денисова, Натальи Пьянковой, Алексея Неутолимова и москвича Ильи Кононова.
Затем в фестиваль влился симфонический оркестр Тольяттинской филармонии с главным приглашенным дирижером заслуженным артистом Республики Северная Осетия – Алания Тимуром Зангиевым. Увертюры и сольно-симфонические произведения романтиков, в основном немецких, заполнили вечер. С грустью подумалось, что в межсезонье с уходом главного дирижера Алексея Верховена оркестр слегка поблек, но энергия и оптимизм неутомимого Зангиева сделали свое дело. После не совсем внятной «Весенней симфонии» Шумана «Гебриды» Мендельсона прозвучали полноценно и насыщенно – в красках, оттенках, зримых партитурных слоях.
Молодость в концерте представляли два солиста МСО. Студентка Московской консерватории Полина Зибарева (флейта), некогда обучавшаяся в Тольяттинском колледже имени Р. К. Щедрина, исполнила Первую часть концерта К. Райнеке – прозрачно, воздушно, с деликатной поддержкой оркестрантов. Кларнетист Артем Ванян – темпераментный, по-восточному артистичный – вдохновил дважды. Сначала в «Интродукции, теме и вариациях» Дж. Россини, где отлично звучал, – для капризного кларнета добиться технической стабильности в разных регистрах, знаю, непросто. Затем в заключительной «Тарантелле» К. Сен-Санса в дуэте с Полиной, где инструменты соревновались в виртуозных пируэтах между собой и с оркестром в быстром темпе.

Гала-концерт в Тольяттинской филармонии. Фото Анны Лукьянчиковой

Гала-концерты прошли в Тольятти и – с небольшими изменениями – в Самаре, Ульяновске и впервые – в Саранске. Это были уже результаты полноценной работы всего МСО с участием четырех дирижеров: Анатолия Левина, Тимура Зангиева, стажеров Антона Лемехова и Даны Муриевой из Москвы.
Тольяттинскую программу открывал «Эгмонт» Бетховена под управлением Даны. Несмотря на волнение, студентка III курса Московской консерватории, воспитанница владикавказской школы дирижирования (откуда вышел и Тимур Зангиев) и класса профессора Левина, создала цельный драматический образ. «Послушайте в записи, и вы никак не отличите исполнение зрелого дирижера и этой девушки с хвостиком», – похвалил учитель.
Антон Лемехов хорошо раскрылся в Интермеццо из оперы «Манон Леско» – Пуччини так умело заливает оркестр лирикой, что дирижеру остается только направлять музыкальные волны в нужное динамическое русло. Вторая часть Пятой симфонии Чайковского ему тоже удалась – во многом благодаря соло прекрасного валторниста, лауреата международных конкурсов Олега Егорова из Санкт-Петербурга. До этого Олег блестяще исполнил сложный концерт Р. Штрауса в первом отделении.
Завершил гала-вечер блок из произведений Прокофьева, посвященный 130-летию композитора. Редко звучащий Второй скрипичный концерт исполнила виртуозная Айсылу Сайфуллина, а пьесы из балета «Ромео и Джульетта» и фрагменты из оперы «Дуэнья» завершили гала-концерт. На бис музыканты разыграли сценку в «Непрерывном движении» Штрауса, и только удар гонга от Тимура Зангиева остановил эту веселую вакханалию.
…В закулисье мне довелось услышать инсайты от молодых исполнителей. «Здесь все делается на большом энтузиазме, – прокомментировал один из участников сессии. – Никто никого не заставляет, мы играем от души, кайфуем». «Понимаете, в руках Левина мы словно в ежовых рукавицах. Но здесь столько любви к музыке, что совершенно не хочется из них уходить», – дополнил другой.
***
Летняя открытая сессия МСО Поволжья была посвящена 50-летию выпуска первого автомобиля ВАЗ и 55-летию принятия решения о строительстве в Тольятти автозавода. Локально значимый повод отразился в громоподобном девизе «Музыкальный автопром: культурный альянс Автограда». Смею заметить, что сам фестиваль просто стал праздником музыкальной молодости без привязки к автомобильному бренду, но культурную среду города всполошил. То ли еще будет! В 2021-м организаторы выиграли очередной Президентский грант на проведение сессий молодежного русского и джазового оркестров, провести их разрешено летом 2022 года. Плюсом пойдет ХХ сессия МСО.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment