Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Высказывания тела

Рубрика: К юбилею Павла Самохвалова

Елена ПОЛЗИКОВА *
Фото Евгении СМИРНОВОЙ

Студенты и бывшие студенты института культуры, ныне артисты СамАрта, называют его Паша Николаевич, и никак иначе. Официальное «Павел Николаевич» ему не идет. Рыжая шапочка, индийские штаны, серьга в ухе, ну очень добрая улыбка и лукавый взгляд. Хореограф Павел САМОХВАЛОВ – личность настолько яркая, что его не спутаешь ни с кем, ну разве только с БГ. И уж пластический почерк его не похож ни на чей.

Преподаватель современного танца в Самарском институте культуры Павел Самохвалов сотрудничает с СамАртом с 2011 года. Его появление в Самарском ТЮЗе как-то сразу стало заметно. Вспоминается спектакль «Сладкоголосая птица юности» – одна из первых пластических работ Паши Николаевича в нашем театре. В не совсем удачной постановке Теннесси Уильямса именно хореография стала открытием. Это был и интересный пластический рисунок, и возможность разглядеть в актерах что-то новое (так, оказалось, что Роман Сидоренко удивительно изящный и интересный в танце артист).
Сам наш герой в искусство сначала идти не хотел: на пару с мамой они решили, что Паша будет поваром. Но так как с семи лет мальчик занимался танцами, поступать решили в СГИК. Из Паши-бальника за четыре года педагоги сделали народника, а потом уже он заболел современным танцем. Проходил обучение у ведущих педагогов по различным техникам в России, США, Германии, Франции и Нидерландах.


[Spoiler (click to open)]
Студенты-хореографы Паши Николаевича работают в трех поставленных им на Новой сцене СамАрта спектаклях: «Рождественская история», «Маугли», «Орфей и Эвридика». Мечтают создать свою труппу Contemporary Dance (пусть у них всё получится!), а он говорит о них с большой любовью: «Этим летом выпустился особо дорогой для меня курс. Это и радостная, и грустная история: они улетают из гнезда и уносят часть меня. Но мы навсегда вместе».
Студенты-актеры/режиссеры очаровываются парой Самохвалов–Наумова и по стопам своих педагогов приходят работать в СамАрт. Давние коллеги по театру всегда стремятся участвовать в пластических занятиях и спектаклях, которые создает Павел Самохвалов.
Актер Сергей Дильдин: «Паша не просто ставит с нами танец. До того как приступить к работе над спектаклем, он занимается с нами тренингами, делает разминки. Прежде чем взять материал и выйти с ним на площадку, мы с ним разминаем мышцы, тело, наше сознание. Как хореограф, как человек, который знает, чего он хочет добиться в результате, Самохвалов запускает тело в материал. Мы не замечаем, как это происходит, а он потихонечку включает нас».
Работу в «Гамлете» Анатолия Праудина Павел Самохвалов называет вызовом: «Я удивился, когда режиссер назначил меня на Тень отца. Меня спрашивали: «Ты вообще понимаешь, что происходит? Это одна из знаковых возрастных ролей». Я просто отвечаю, что всего лишь хореограф и делаю то, что должен».
В самартовской черной комедии о принце датском в Тени отца Гамлета – невероятные сила и брутальность. Вот он своими большими ладонями, которые будто налились свинцом, ударяет себя в голову, в грудь, мастерски жонглирует цепью и издает нечеловеческие звуки. Гладит по голове маленького Гамлета (Павел Маркелов) и сажает его себе на загривок, затем на плечо. В этюде про детство Гамлета не сказано ни одного слова, но в пластике, сочиненной Павлом Самохваловым, – и нежность, и забота, и любование отца сыном.
Сцена встречи Гамлета (в белом) и Тени отца его (в черном) особенно завораживает в спектакле. Удар ладонью по грудной клетке Гамлета и в прямом смысле вдыхание в его тело духа отца: пластика рисует действо, которое осуществляет медиум, чтобы связаться с другим миром. Персонаж Самохвалова будто управляет движениями Гамлета. «Слушай, слушай!» – призывает Тень отца принца (голосом Маркелова), но мы в этот момент скорее не слушаем, а смотрим во все глаза за тем, как решена эта сцена пластически.
Паша Николаевич – человек в городе заметный: и в переносном, и в прямом смысле. Его работы идут в театре оперы и балета, театре драмы, СамАрте. А он идет по Самаре в своей яркой шапочке, обдумывает новую постановку. Вот в маршрутке замечает, как бабушка говорит маленькой внучке: «Дыши носом, смотри вдаль…» Потом рассказывает своим актерам, что неплохо бы так и жить: «Дыши носом, смотри вдаль. Наблюдай, отмечай, вдыхай, чувствуй тело – оно через пластику всё это передаст. И выразит всё».

* Руководитель литературно-драматической части театра «СамАрт».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Театр
Subscribe

  • Наследство

    Зоя КОБОЗЕВА * Мое наследство щедрое храня, Ты проживешь и долго, и достойно. Все это будет так. Ты видишь, я спокойна. Счастливой…

  • Что такое плохо, знает прокурор

    Рубрика: О, времена! О, нравы! * Герман ДЬЯКОНОВ ** Перед Законом все равны. Конечно, если это закон всемирного тяготения или правило…

  • Тряпочки

    Сегодня – день рождения Зои Михайловны! Зоя, солнечного настроения! Оптимизма! И много новых текстов – устных и письменных! А пока…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment