Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Магия танца

Рубрика: К юбилею Елены Ивановны Брижинской

Анна ЛАЗАНЧИНА *

Она и облако на небе,
Она и паруса, и сеть.
Она и озеро, и лебедь,
Она и девушка, и смерть.
Игорь Саркисян. Танец Земли

В танце каждое движение наполнено мыслью и нет ничего лишнего – так считали древнегреческие философы, называвшие танцоров «мудрорукими». Продолжением этой идеи звучат слова заслуженной артистки России балерины Елены БРИЖИНСКОЙ, отмечающей этим летом юбилей: «В хореографическом спектакле всё должно быть драматургически целостно, напряженно, все подчинено мысли».

В сцене из балета «Поэма двух сердец» – Елена Брижинская, Александр Шнайдер, Андрей Насонов

[Spoiler (click to open)]
На сцене Куйбышевского/Самарского академического театра оперы и балета она создавала яркие образы, которые заставляли о многом подумать.
Она родилась в семье балетных танцовщиков, а потому ее грациозность и пластичность казались врожденными. Окончив Новосибирское хореографическое училище, она год проработала в Новосибирском театре оперы и балета, а потом переехала в наш город совершенствовать свой талант под началом выдающегося мастера – Аллы Шелест, возглавлявшей тогда куйбышевскую труппу.
С самого начала своей карьеры молодая балерина проявила качества будущей солистки: техничность, точность и музыкальность. Балетмейстер обратила внимание на изящную девушку с выразительными руками, высоким легким прыжком, стремительным вращением. Отметила – и доверила ей ведущие партии в своих спектаклях. Сначала это была Одетта–Одиллия, затем Жизель и Айша.
Классические партии Елена Брижинская танцевала по-своему, привнося в них что-то особенное. Это что-то проявлялось в способности балерины наполнить классический спектакль новой динамикой и энергетикой. Ее героини были на сцене живыми людьми с яркими и сильными характерами.
Актерскую индивидуальность Брижинской заметили и публика, и критики. Одна из статей, посвященных балерине, называлась «Улыбка «Шопенианы». Призрачно-сумеречную атмосферу балета Брижинская освещала своим солнечно-мажорным танцем. Такая трактовка не вносила в спектакль ощущения диссонанса, а передавала радость и полноту восприятия жизни, свойственные солистке.
Искренность и безоглядность чувства отличали лирических героинь, которых танцевала Елена Брижинская. Неповторимой была ее гордая и бесстрашная Айша; подлинно гриновской казалась Ассоль – с наивной и страстной жаждой счастья.
Во многих спектаклях балерина танцевала со своим сценическим партнером и мужем Михаилом Козловским. Их дуэт всегда был естественно гармоничным и романтически-вдохновенным. В «Алых парусах» же он выглядел особенно слитным, окрыленным.
Истинный расцвет балерины связан с периодом сотрудничества с Игорем Чернышевым. Яркий и самобытный спектакль «Помните!» на музыку программной симфонии А. Эшпая «Круг» стал заметным событием в истории российского балетного театра. Но, думается, он состоялся во многом потому, что хореограф увидел в Елене Брижинской исполнительницу главной роли.

Сцена из балета «Помните!». Она – Елена Брижинская, Он – Сергей Воробьев

Балет на обобщенно-философский сюжет, раскрывающий вневременную проблему войны и мира, стал гимном любви. Героиню назвали Она. Это была женщина, способная сотворить чудо: силой безграничной любви она воскрешала своего любимого и возвращала жизнь на Земле. На протяжении почти 30 минут солистка танцевала «на пальцах», держа зал в напряжении и внимании, – аналогов этому хореография еще не знала. Особую сложность этой роли балерина видела в необходимости воплощения в сольном танце всей гаммы переживаний. Обобщенный женский образ требовал отражения в едином комплексе движений девственной ласки, материнской нежности и жертвенной любви. Об этом спектакле, показанном на гастролях в Москве, много писали, а газета «Волжская заря» присудила артистке приз «Вдохновение».
Партия индийской танцовщицы Комде в балете «Поэма двух сердец» А. Мелехова стала еще одним творческим достижением Брижинской. Танец балерины, построенный хореографом на соединении классических движений и элементов восточной пластики, критик Ю. Тюрин сравнил с распускающимся лотосом, чудом пробуждающейся жизни, «расцветающей на глазах красоты».
В составе «звезд советского балета» Брижинская выступала в Португалии; вместе с самарской балетной труппой гастролировала в Испании и Болгарии. Она завершила свою сценическую карьеру, находясь в прекрасной профессиональной форме, уступив сцену новому поколению. На протяжении двух десятилетий ее легкий и пленительный танец волновал зрителей, демонстрируя силу и магию высокого искусства. И сегодня ее роли памятны многим ценителям балета.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Музыкальный театр
Subscribe

  • Рильке и Бруно Шульц

    Анна СИНИЦКАЯ * Поэтическая осень под знаком Райнера Марии Рильке продолжается. Международная исследовательская лаборатория чтения,…

  • Бурная жизнь Ильи Эренбурга

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на нее с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая…

  • Почему мы перестали слышать Блока?

    Валерий БОНДАРЕНКО * В августе исполнилось 100 лет со дня смерти БЛОКА. Не то чтобы при абсолютной тишине. Где-то как-то откликнулись. Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment