Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Провинция как объект любви

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

В Тольяттинском Музее Актуального Реализма открылась новая симпатичная выставка «ПРОВИНЦИЯ», объединившая 78 живописных, графических и других работ 36 художников из Москвы, Самары, Тольятти, Ульяновска и Пензы.

Горбатов и другие

У выставки простая и разумная цель: показать, что изменилось во взглядах художников на противостояние между мегаполисом и маленьким городом за последние... сто лет. Эта выставка зовет к размышлениям, провоцирует легкую грусть и ностальгию, но отнюдь не возмущение – плохими дорогами, унылым сервисом и разрухой. В экспозиции много любви и любования настоящим, запечатленным в самых разных жанрах – от портрета до жанровой живописи и инсталляций. Критичность остается за кадром, нам предлагают радоваться тому, что имеем.

Николай Кузнецов и его портрет Константина Горбатова

[Spoiler (click to open)]
Дихотомия «столица – провинция», конечно, продолжает существовать в мозгах и сердцах, однако на выставке всё это без острого когнитивного диссонанса и надрыва насчет условий проживания, культурных возможностей и т. д.
На мой взгляд, пандемия словно прикрепила странников-искателей (вроде меня) к устойчивому месту дислокации, четко напомнила о корнях и дала понять: Париж, Лондон и Нью-Йорк пока отдохнут от нас. Экзотические Индия, Тай и Бали тоже. Давайте посмотрим, что прекрасного вокруг и как это нам поможет, ведь место силы там, где мы есть. Не иначе.
Именно в таком любопытно-примирительном настроении я отправилась на вернисаж и не прогадала с впечатлениями, еще раз убедившись, что в музее подобралась креативная команда, делающая восприятие изобразительного искусства занятием приятным и понятным. Без назидания и подыгрывания обывательским вкусам. Всё логично, обоснованно, созидательно.
Вообще выставка посвящена 145-летию Константина Горбатова, уроженца Ставрополя-на-Волге, певца русской провинции первой четверти XX века, по версии искусствоведов. В музейной коллекции появился новый экземпляр в дополнение к четырем другим – этюд 1911 года, выполненный маслом незадолго до отъезда художника из России.
На заре модерна, в период бурных революционных преобразований, он оставался верен великим реалистическим традициям, проявил себя в пейзаже – жанре политически более-менее нейтральном. За снопами, полями, нехитрым крестьянским бытом чувствуется, тем не менее, мастерское владение импрессионистскими приемами.
Позже при написании итальянских пейзажей Константин Горбатов продолжил воспевать образы провинциальных городов у воды – теперь уже в диалоге южной природы и вековой архитектуры. За рубежом он стал коммерчески успешным, значительную часть своего творческого наследия завещал России. Теперь его картины хранятся в историко-художественном музее Нового Иерусалима в Подмосковье.
Специально по случаю выставки тольяттинский художник и дизайнер Николай Кузнецов создал портрет живописца на основе фотографии. С образом Горбатова вступают в диалог другие портреты исторических персонажей провинции – аристократичного пивовара фон Вакано и инициатора создания Самарского художественного музея Константина Головкина. В трех локациях представлены работы аксакалов советского реалистического искусства из собрания музея – Андрея Тутунова, Гурия Захарова, Виктора Иванова, Ивана Полиенко.

Гараж против кирхи?

Из авторов на выставке есть имена как знакомые – Игорь Панов, Алексей Зуев, Дмитрий Анчуков, Ринат Бикташев, так и новые – Алексей Каменев, Джемма Мхеян, Алексей Головченко, Алексей Адамович.
В экспозиции наряду с универсальными образами российской провинции заметно проступают акценты двух городов – Самары и Тольятти. Почти у всех самарских авторов на полотнах фигурируют кирха и старые здания центра. Дышат умиротворением, спокойствием «Уходящая Самара» и другие пейзажи Татьяны Краснощековой, «Особняк купца Савельева» Дарьи Бондаренко впечатляет фактурой камня на фоне тихого снега и застывшей желтой луны. А вот Самара у Любови Егоровой в ее триптихе – веселая (даже в «Драме»), коллажно-озорная, архитектурно выпуклая. Впечатляют старые дома в тончайшей лессировке мудрого и интеллигентного Игоря Дония. Сразу захотелось посмотреть объекты вживую, сравнить свои ощущения с теми, что передали авторы.

Татьяна Краснощекова. Самара уходящая

Показалось, что тольяттинские художники либо идут по следам Репина («В ожидании переправы» Виктора Карамаликова), либо демонстрируют посыл «зато у нас красивая природа», с чем не поспоришь.
Ольга Левченко устремила свой взгляд на сочные пространства провинций в путешествиях по Индии и Узбекистану. Ольга Седых напомнила о французской провинции в изысканном натюрморте «Легкость Прованса». Марина Варфоломеева тонко поиграла с символизмом, а Татьяна Чирикова в инсталляции «Дедушкин сад» оживила деревья, забор, старый дом. Ее работу из раритетных железок стоит рассмотреть при выключенном свете с фонариком. Некоторые авторы фиксировали настоящее наших городов совсем не лестно, например, самарец Иван Ульянин в триптихе «Дороги».
Гараж – как тольяттинский паттерн – явно проигрывал самарской кирхе. Горизонталь и функциональность пейзажа Автограда не дотягивали до конкуренции с устремленными шпилями неоготической вертикали. Стало грустно. Вспомнилось, как несколько лет назад сотрудники краеведческого музея с упоением готовили выставку о гаражной культуре Тольятти, собирая местные артефакты, а в ТЮЗе «Дилижанс» даже поставили пьесу по мотивам гаражных баек. Если честно, данный культурный опыт совсем не зацепил, как его ни старались представить уникальным и территориально самобытным. Когда всё это вокруг, не хочется всматриваться и рефлексировать.
Но вот Анна Иванушкина сосредоточила внимание на том, что творится за ржавыми железными засовами, и тольяттинский «код» странным образом заинтриговал. Ее диптих «Священные врата» – только начало серии. «Как распознать человека из провинции? Спросить, где прошло его детство – «за гаражами» или «на плитах», – комментирует она. – Мои работы – своего рода утверждение того, что лирику можно встретить в обыденных вещах. Будь то ритм панельных домов или бесконечная череда гаражных ворот. Важнее отклик зрителя, который захотел или нет вступить в диалог с картиной, увидел родное-знакомое и желает узнать, что там прячут угрюмые рыцари в трикотажных латах с вытянутыми коленками».

Анна Иванушкина. Священные ворота

Ковер на стене

На всех выставках музейщики придумывают интересные фотозоны и сценарий открытия. На этот раз посетителям был адресован концерт молодого тольяттинского гитариста Даниила Матыгина, где обработки русских народных песен чередовались с Астором Пьяццоллой, а в конце все пришедшие запечатлелись на фоне настенного гэдээровского ковра и хрустальной горки.
«Зачем мне прикладывать лицо к фону, который у меня дома лежит на полу?» – возмутилась одна дама средних лет. В отличие от обладательницы экспоната из музея, молодежь с удовольствием позировала и гадала, какие мысли могли сформироваться перед сном у людей, рассматривающих мрачноватый узор ковра, и зачем столько посуды, если ею редко пользовались.
Любопытные посетители находили в картинах аналогии с советскими фильмами, присутствующие художники поясняли свои замыслы. Автор черно-белого фото Жигулевских гор Валерий Александров поделился ноябрьскими впечатлениями от походов на Муравьиные острова, когда гора вдруг предстала ему как древняя пирамида или символический Кайлас. «Привычное как необычное», «превращение рутины в мистерию», «активация оперативной памяти» – именно такие сравнения звучали от гостей вернисажа.
Выставка продлится до 9 сентября, в рамках «Провинции» пройдут лекции, выступление плейбэк-театра, концерт живой музыки и что-то еще – уютное, ассоциативное, спонтанное, непременно творческое. Именно так и проявляется дух любимой провинции.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment