Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Переулки Самарканда

Татьяна ПЕТРОВА *
Фото Сергея БАРАНОВА

Выставка «Переулки Самарканда», открытая в Самарском художественном музее, приурочена к 80-летнему юбилею замечательного самарского художника Геннадия ТИБУШКИНА.

Геннадий Васильевич родился в городе Чимкенте (Южный Казахстан) в 1941 году. Окончил живописно-педагогическое отделение Ташкентского художественного училища имени П. П. Бенькова (1963), затем – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1971), где обучался в мастерской народного художника СССР Евсея Моисеенко. В Самаре (Куйбышеве) живет с 1972 года.

Геннадий Тибушкин

[Spoiler (click to open)]
Помимо творческой деятельности, художник занимается преподавательской работой: в 1972–1991 гг. – на архитектурном факультете Куйбышевского инженерно-строительного института, с 1994 г. – на факультете художественного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время – кафедра ИЗО и ДПИ Поволжского государственного социально-педагогического университета).
В 1977-м Геннадия Васильевича приняли в члены Союза художников СССР, и с тех пор он принял участие во многих областных, региональных и республиканских выставках. В 1993 году состоялась его первая персональная ретроспектива в Самарском художественном музее; в 2003-м – персональная выставка в зале Самарского отделения Союза художников России. В 2016-м на выставочной площадке Самарского государственного института культуры была развернута его выставка «Эстетика Самарканда в художественном колорите Востока: образы, смыслы, переживания». Работы автора участвуют в экспозициях «Товарищества передвижных художественных выставок XXI века» (Санкт-Петербург), их можно увидеть в собрании Самарского художественного музея, а также в частных собраниях в России и за рубежом.
***
«Восток – дело тонкое, Петруха!» – эти слова из культового фильма «Белое солнце пустыни» мы подчас произносим в ситуациях, когда речь заходит об ускользающем от нашего понимания, но при этом манящем и интригующем, парадоксальном Востоке. На Восток отправлялись за вдохновением, обретением гармонии с миром, прозрением неких вечных истин и, конечно же, экзотикой. Не будем углубляться в века и страны, достаточно России и такого колосса отечественной живописи, как Василий Верещагин. На рубеже XIXXX веков в Азии работала когорта отечественных мастеров, отдавших дань ориентализму: Мартирос Сарьян, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Евгений Лансере, Александр Древин, Надежда Удальцова, Роберт Фальк, Александр Шевченко и многие-многие другие.
Восток в лице республик Средней Азии недавно еще был частью нашего советского мира. На протяжении ХХ века туда за вдохновением ездили многие художники, там сформировались местные творческие школы. Значительную роль в воспитании творческих кадров сыграло Ташкентское художественное училище имени П. П. Бенькова, живописно-педагогическое отделение которого в 1950-е – начале 1960-х окончили Геннадий Тибушкин и Вениамин Клецель – мастера, которые, каждый по-своему, раскрыли тему Востока в изобразительном искусстве Самары.

Из воспоминаний Геннадия Васильевича Тибушкина:
Ощущение детства – постоянство и неподвижность Времени, длительность его протяженности. История Древнего мира, походы полководцев, перемещения народов и торговых караванов воспринимались как вечно длящаяся бесконечность через золотую пыль Времени. Средняя Азия зарядила меня впечатлениями и образами мира, учеба в Ленинграде с его музеями открыла глаза на живопись, пробудила желание выразить этот мир.
Для меня Средняя Азия – неисчерпаемый источник для поиска новых решений, новых «других» картин. Художник сродни археологу: в современной действительности находит глубокие связи с прошедшей жизнью. Средняя Азия колоритом, характером строений, лабиринтами жилищ и контрастирующими с ними историческими памятниками привлекает, вдохновляет художников. Интересно все: и обилие шумных базаров, и пустыри со скудной растительностью и раскаленной почвой, солнце и тени. С детства остались в памяти издревле знакомые человеку способы передвижения: лошади, ишаки, верблюды, телеги.

Вот он перед нами, завораживающий тибушкинский Восток, Средняя Азия, полотна, с которых на нас отрешенно, сосредоточенно смотрят женщины и дети в национальных одеждах, тянут шеи горделивые верблюды, на которых высятся величественные минареты, опрокинуты в вековечный сон глинобитные дома и дувалы. Восток суверенен и непостижим.
Горизонтальное полотно, давшее название всей выставке, «Переулки Самарканда», выставлено в центр круглой конструкции зала. Пространство в нем разделяется на два «рукава» – переулки, по одному из которых, погруженному в тень, от виднеющегося в перспективе улицы минарета Гур-Эмир в нашу сторону движется понурая, задрапированная женская фигура, справа в центр композиции как бы наперерез движению женщины врывается бегущий, жестикулирующий мальчик. Экспрессия его фигуры подчеркивается ярко-красными отсветами на стенах домов. Незыблемые, вековечные жизненные устои Востока и энергичный юношеский порыв освоить этот мир, занять в нем свое место сосуществуют в одном пространстве, не противореча друг другу.

На выставке

Кажется, что персонажи Тибушкина увидены не столько глазами художника, сколь его внутренним взором. Они постоянно погружены в свою жизнь, они куда-то идут, спешат («Женщина с платком», «Встреча», «Оброненные яблоки»), не подозревая, что мы наблюдаем за ними. Собственно, весь этот восточный мир воспринимается как некий проносящийся мимо нас бесконечный цветной световой сгусток, спроецированный на экран, в него невозможно войти, его невозможно осязать, в нем отсутствует понятие «здесь и сейчас».
Как волшебный вибрирующий мираж смотрятся небесно-голубые, фисташковые, купоросные в своих оттенках силуэты минаретов, облицованных керамическими изразцами. Главный герой здесь – прекрасный и величественный Гур-Эмир.

Из воспоминаний Геннадия Васильевича Тибушкина:
Для меня как художника мерилом совершенства в архитектуре Самарканда являлось искусство художественного преображения пространства. Эталоном такой красоты был, прежде всего, купол Гур-Эмира. Я всегда стремился написать его, приблизиться в своем изобразительном творчестве к его неподражаемым гармониям линий, декора, цвета и идеальной пространственной композиции.

Анализируя стилистику работ, созданных на протяжении полувека – с 1960-х до 2010-х гг., вступаешь в мир разнообразных аллюзий. Тут и любование декоративными сочетаниями, навеянными вышитыми восточными коврами сюзане, и особый пиетет художника по отношению к французскому искусству начала ХХ века – Дерену, группе «Наби», Пикассо. Не чужды автору, судя по всему, и мексиканцы с их муралами и линогравюрой. Но иначе и быть не может: художник, работающий во второй половине ХХ века, автоматически усваивает ингредиенты культурного рассола предшествующих эпох, ведь «идеи-формы», привнесенные в цивилизационное культурное сознание, как известно, носятся в воздухе.

Геннадий Тибушкин. Ночной экспресс. 1970-е

Подключаясь к этому стремительному потоку движущихся форм, неожиданно обнаруживаешь среди восточных работ 1990-х картины, не связанные с восточной тематикой; на первый взгляд, это изображение домашних животных: «Пятнистая корова. На берегу Волги», «Сумерки. Звездная корова», «Ребенок с собакой» (1990-е). Однако эти вещи нагружены смыслами, бока гигантской пятнистой коровы выглядят как горный хребет; звездная корова вписывается в небо и занимает половину небесного свода, а ребенок с собакой выглядит Ромулом (или Ремом), вскормленным волчицей. Художник философствует, его искусство, как и сама его творческая личность, в какой-то степени герметично, замкнуто, рассчитано на вдумчивое созерцание.
В последние десятилетия Тибушкин уделяет много внимания самарскому пейзажу, Жигулям, Волге. Среди работ самарского цикла – «Лодки у берега», «Пляж». Центральное место в экспозиции заняла картина «Заправка теплохода» – динамичная, своеобразная, по мотиву она перекликается с работами Николая Шеина, в продвижении творческого наследия которого Тибушкин, как и два других его друга – художники Александр Ковалев и Владимир Булеков, принял большое и важное участие. Надеемся, что это произведение вскоре украсит коллекцию нашего художественного музея.
Хочется сказать спасибо Геннадию Васильевичу за выставку и пожелать ему, нашему самарскому классику, доброго здоровья и продолжения творческой работы на благо Самары.

Работа выставки
Геннадий Тибушкин. Переулки Самарканда
продлится до 5 сентября

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment