Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Что такое искусство?..

Рубрика: К юбилею Павла Назарова

Дмитрий ДЯТЛОВ *

«Что такое искусство? Изображение и постижение человеческого при посредстве образов и лирического чувства». Эти слова замечательного русского философа Алексея Федоровича Лосева отражают, как нам кажется, сущность исполнительского искусства Павла НАЗАРОВА.

Нет, пожалуй, ни одного самарского музыканта, кто бы не знал этого имени, кто бы при упоминании его не выразил своего теплого, а чаще восторженного отношения. И секрет такого успеха, если не сказать популярности, – в яркости образов, глубине лирического чувства, искреннем человеческом участии в исполнении музыки. У Назарова – виртуозный блеск, всегда подчиненный художественному содержанию, безоглядные погружения в стихию демонического, экстатические кульминации, спонтанность выражения на грани импровизационности в буффонных эпизодах или фрагментах интимно-личного характера.


[Spoiler (click to open)]
Последнее качество, пожалуй, самое важное и заметное в игре артиста. Даже в музыке И. С. Баха, в моторных частях его клавирных концертов, где объективная отстраненность диктуется самим материалом, Павел Назаров играет с подчеркнуто личным участием, горячностью человеческого чувства.
Не чужда артисту и мистика, он легко переходит границу между рациональным и инфернальным. Скажем, его исполнение первой прелюдии из 67-го опуса Александра Скрябина проникнуто поистине темным очарованием. Волхвование над странно повисающими гармониями и прихотливо извивающимися фразами вводит слушающего в некий транс, из которого он неохотно возвращается. Пианист будто с трудом освобождается от этого морока и сам.
Подвластны артисту и монументальные полотна Скрябина (Концерт для фортепиано с оркестром), Сергея Рахманинова (концерты и Рапсодия на тему Паганини), Людвига ван Бетховена (его «Хаммерклавир», подобно горной вершине, покорен на самарской земле лишь Павлом Назаровым). Масштабность – качество, присущее не всякому музыканту, особенно если соседствует с чрезвычайной тонкостью и глубиной лирического начала.
Масштабность музыкантского мышления позволяет Назарову даже в непротяженных пьесах создавать картины большого содержательного объема и выразительной силы. Такова в его исполнении, к примеру, знаменитая рахманиновская Прелюдия до-диез минор. Метнеровские сонаты и миниатюры, полные тончайшего и сложнейшего полифонического плетения голосов, в исполнении Назарова подобны рекам, в которых стихия неудержимого движения большой массы сменяется таинственными затонами, а бурное волнение перемежается таинственной глубиной, просматриваемой насквозь.
Квинтэссенция назаровского исполнительского искусства – лирическая миниатюра. В ней – исток тонкой человеческой чувственности самых разных градаций, обольстительная красота фортепианного звука, органичное балансирование на волне упруго изгибающегося мелоса, очарование свободно дышащего звукового колорита. И всюду воздух, дыхание и свет!
Доцент Назаров – прекрасный педагог. Слушая его студентов, всегда отмечаешь художественный подход ко всему, что делается за роялем. Кто присутствовал на открытых уроках Павла Назарова, тот помнит его точные характеристики, образные сравнения, спонтанную, но внятную при этом речь, каскады примеров из игры разных знаменитостей и тут же – показ, довершающий все сказанное.
«Влажность», «воздух», «проветривание правой педалью», «песчаный матовый блеск левой педали», «естественное дыхание», «непрерывность», «рябь на воде», «деревья, отраженные в реке», «далеко бегущие тропинки в поле». Не счесть всех образов и технических терминов, которыми искусно пользуется Назаров-педагог. И, конечно, убеждает и покоряет своей игрой, своим особенным красочным обволакивающим звучанием, своей бешеной энергией, точной, будто чеканной артикуляцией характерных тематических построений.
Неотразимо действуют на публику, на студентов Павла Назарова его артистическая харизма и бескорыстная любовь к сцене (любой), музыке (всякой), к художеству как таковому. Когда-то он стал пианистом. Но могло быть и не так. Павел Назаров мог стать скрипачом, певцом, драматическим артистом. Всему этому в свое время он отдал массу своего времени, энергии и сил. Но он стал пианистом, практически всеядным для любого репертуара (вплоть до ультрарадикального) и форм бытования музыки (до бардовской песни включительно).
Назаров-ансамблист известен не меньше, чем Назаров-солист. Он участник концертов с редко исполняемой музыкой, первый исполнитель произведений самарских композиторов, инициатор местных и мировых премьер новой или утраченной некогда музыки.
Спросите Павла: везде ли он чувствует радость и полноту творчества? В роли скромного оркестрового музыканта или аккомпаниатора ученика детской школы искусств, участника большого ансамбля музыкантов или солиста камерного ансамбля, настройщика рояля (и в этом знает толк) или концертмейстера оперного певца? Что для него выступить в качестве солиста с симфоническим оркестром или сыграть клавирабенд в два отделения? В ответ услышим глубокий назаровский риторический вздох.
Однако ведь он всё это делает! Да, конечно, силы иногда оставляют артиста, и кажется, что начинается выгорание музыканта. Но любовь и уважение профессионального цеха музыкантов, филармонической публики, учеников и студентов таковы, что не бывать этому! Музыкант и Артист Павел Назаров всегда будет чувствовать поддержку своей аудитории, всегда может услышать слова восхищения его творчеством, услышать горячие аплодисменты и крики «браво» публики, увидеть глаза своих учеников, полные любви и признательности.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Устный гоблинский

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное С понедельника по субботу я работала с утра до вечера. В воскресенье педагогическая инерция еще не…

  • Много музыки из ничего

    Константин ПОЗДНЯКОВ * Раньше книги про поп-музыку ХХ века выходили редко, сейчас их полно. Дурно переведенные, изданные на плохой бумаге с…

  • Патетическая симфония Александра Мелик-Пашаева

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Один из редчайших документов отечественного исполнительского искусства – видеозапись Шестой симфонии П. Чайковского в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment