Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Профессионализм и жизненный опыт. Следует приобрести

К Дню отечественного кино

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото предоставлены Film Company UNICORN

Надо ли смотреть новинки тольяттинского кино? Не спешите с ответом. Понятно, что физически невозможно увидеть все шедевры мирового киноискусства, поэтому до периферийного кинематографа могут вообще руки не дойти. Но, например, в моей библиотеке есть каталог дореволюционных российских фильмов, из них примерно 90 % не сохранились до нашего времени. Так и с тольяттинским кино: у вас была возможность увидеть лучшие ли, худшие ли его образчики, но вы предпочли всю жизнь смотреть то, что смотрят все зрители во всем мире. И, кстати, в истории тольяттинского кинематографа уже есть утраченные фильмы, которые вы теперь никогда не увидите: в основном речь идет о таких носителях, как кино- и видеопленка.

Кадр из фильма "Трудно быть ребенком"

[Spoiler (click to open)]В конце июля кинокомпания Unicorn («Единорог») впервые представила публике результат своей работы с 2019 по 2021 год: в «Аэрохолле» прошел закрытый показ, а в «Космосе» – открытый. Были показаны четыре микробюджетных короткометражки, продюсером которых выступил Григорий Божедомов. Еще несколько лет назад кинокомпания, запустившая тогда свой первый проект, называлась AM FILMS. Но любое название сменить легче, чем девичью фамилию.
Драма «ТРУДНО БЫТЬ РЕБЕНКОМ», режиссер Григорий Божедомов. На начальной стадии аннотация фильма была следующей: «Правильно ли, что младшие братья и сестры во всем слушают старших? Может быть, за этим скрывается эгоизм одних и слабость других? А дружба, разве она стоит родственных отношений?»
В принципе, суть окончательного варианта фильма такой и осталась. Только придется как следует сосредоточиться, чтобы пересказать содержание картины. Итак, в особняке проживает многодетная семья, которая постоянно собирается за обеденным столом и всякий раз ест, на мой взгляд, скудную невкусную пищу-реквизит. В соседний частный дом въезжают новые жильцы – мама и два ее сына, зачатые искусственным способом от двух разных доноров. Не напрягайтесь: фильм насыщен множеством деталей, которые никак не используются в сюжете. Например, при знакомстве двух семей всех персонажей перечисляют по именам. После этого вам больше никогда не пригодится эта информация, которую вы все равно не запомнили. И, похоже, родители многочисленных детей полны нереализованных затей, поскольку кем нужно быть, чтобы назвать ребят Майкл, Алам, Артур и т. д.? Но мне ли ворчать? Со мной в школе учились люди с фамилиями Гросс, Лейс, Блейве и Шнайдер – и никого это не напрягало.
Но это полбеды. Главная проблема короткометражки – подспудный гомосексуальный контекст, от которого зритель никак не может отвязаться при просмотре фильма с возрастной категорией «0+». От этой мысли не отвлекает даже сцена, когда юные спортсмены после тренировки моются в душе, шалят, их футбольный тренер заходит в душевую, делает им замечание, но развеселившиеся пубертаты направляют струи воды в сторону тренера, чья мокрая футболка прилипает к телу… Тренер – молодая женщина. Но я все равно задумался: чьим школьным фантазиям здесь было уделено столько времени?
***
Драма «МАЛЫШКА ДЖУ», режиссер Данила Петушков. Здесь тоже есть сцена, которая заставляет задуматься: ради чего снимался фильм? Во время откровенной фотосессии фотографиня (фотографесса?) нарушает личное пространство, чуть ближе наклоняется к главной героине, и вот уже их губы сливаются в поцелуе, хронометраж постельной сцены перекрывает по времени все остальные эпизоды фильма.

Кадр из фильма "Малышка Джу"

В короткометражке еще ничего не успело произойти, а картина уже закончилась. И все же попробую описать сюжет – как я его понял. Героиня делает закладки по городу, то есть распространяет наркотики. Всё для того, чтобы заработать деньги на лечение смертельно больной мамы. Но близкого человека она так и не смогла спасти.
Возрастная категория фильма «18+», но, честно говоря, я постоянно советую создателям и фильмов, и спектаклей прежде изучить детали законодательства, а потом уж градуировать зрителей. Кстати, в короткометражке в большинстве эпизодов хорошо поставлен свет, это отметили многие. И вообще, во всех увиденных в тот вечер фильмах техническая сторона превалирует над сюжетом, идеей.
***
Драма «ПО ГРИБЫ», режиссер Андрей Гаянков. Здесь хотя бы присутствует актерская игра, к тому же актеры не переозвучены, говорят своими голосами. И всё равно, техническая составляющая, в частности спецэффекты, вновь становится важнее драматургии. Это оглупляет и упрощает сюжет. Но давайте расскажу, о чем там.

Кадр из фильма "По грибы"

Парень расстался с девушкой, друг предложил развеяться, сходить с палатками в лес. Первое, что они находят по дороге, – псилоцибиновые грибы. Ставят палатку, разжигают костер, готовят добычу. Вот тут-то и пригождаются спецэффекты, которые становятся заменой и сюжета, и диалоговых конструкций, и самой идеи фильма. Появляется лесник, который в финале окажется не просто лесником. Но герои смотрят то ли на него, то ли друг на друга – и видят довольно протяженную сцену женского стриптиза. Невольно закрадывается мысль: неужели сюжет сейчас начнет стремительно развиваться по мотивам оскароносного фильма «Горбатая гора»?
На этот раз возрастная категория картины «16+», не ждите поцелуев и постельных сцен. Но, в отличие от двух первых фильмов, испытываешь желание хоть что-то рассмотреть в этой короткометражке.
***
Драма, комедия «ЛЮБОВНИКИ», режиссер Данила Петушков. Здесь наконец-то присутствуют какое-никакое развитие сюжета, интересные повороты и даже почти непредсказуемый финал. Итак, ведущий специалист PR-агентства и директор автомобильного салона наутро знакомятся в постели. Просто накануне незнакомые ранее парень и девушка отправляются в ночной клуб, танцуют, выпивают, знакомятся, продолжают знакомство, только наутро не все детали сохраняются в памяти. Быстро выясняется, что парень – обычный альфонс на содержании у страстной всем обеспечивающей его дамы. А девушка, вот совпадение, любовница мужа этой женщины. Влюбленных это не смущает, богатый папик неожиданно умирает, наш герой рвет со своей покровительницей. Новым любовникам от прежних любовников достается немного недвижимости и движимости (каких-то пара-тройка автомобилей). Парень предлагает все это продать, махнуть в теплые края на теплые моря, там на вырученные деньги купить домик и открыть свой маленький бизнес. «Ты оставь мне ключи от машин и квартиры, я сам все сделаю», – кажется, после этих слов зритель начинает догадываться, чем закончится фильм.

Кадр из фильма "Любовники"

Возможно, из-за пары необязательных слов, не являющихся инвективными, но произнесенных в определенном контексте, возрастная категория фильма выросла до «18+». Можно было обойтись и без этих слов, они не несли смысловую нагрузку.
***
Какой итог? Технические возможности нынешних начинающих кинематографистов необычайно выросли. Но нет у них позитивной повестки и не хватает собственного опыта, чтобы наполнить свои фильмы хоть каким-то содержанием. Абсолютно во всех случаях из сценариев можно выбросить первые 2–3 страницы текста и начать фильм с какой-то поступательной, динамичной сцены, не разжевывать предысторию, а сразу показывать героев в гуще событий, в окружении проблем.
Мы увидели четыре фильма – каждый из них стал определенным эволюционным этапом для их создателей. Но если эволюция будет двигаться такими темпами – подлинный шедевр мы увидим лишь через сотни лет. Тут бы не только жизненного опыта поднабраться, но и профильное образование получить. Несмотря на отсутствие и того, и другого, в планах начинающих кинематографистов – запуск полнометражного кинопроекта и открытие киношколы.
Надо, надо ходить на местные кинопоказы и отслеживать состояние регионального кинематографа. Чтобы иметь представление о происходящих процессах и адекватно оценивать увиденное – на основе опыта множества предыдущих просмотров.
Не стоит рассматривать мой нынешний обзор как негативную оценку – люди же хотят, наверное, услышать мое мнение, а не мой пересказ их мнения. К тому же для участников процесса это все равно незабываемый опыт. Да и мало у кого из окружающих есть такое причудливое home video на память.
Формируются группы специалистов, которых все чаще задействуют в развивающихся процессах, некоторых почти в каждом проекте. Есть профессиональные актеры и даже актеры массовки, которые ставят собственные количественные рекорды по участию во всё новых и новых фильмах. Ну, красота же.
Когда-нибудь количественные показатели перерастут в качественные. Я уже сейчас могу назвать целый ряд интересных работ. Снятых другими режиссерами и кинокомпаниями.

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Кино
Subscribe

  • Прямая речь. Алексей Вишневецкий

    – В период локдауна Союз журналистов совместно с другими общественными организациями предпринял ряд шагов, и мы с вами знаем, что…

  • Испытание сентябрем

    В давние времена, когда мы всей страной регулярно смотрели в телевизор, мой старший товарищ – лучший на куйбышевском телевидении всех времен…

  • Галесник, в которого верит Бог

    Вопросы задавала Светлана ВНУКОВА * Неделя – и меня тянет обратно в Самару. Где бы я ни была. Потому, может, что отлучаюсь из Самары…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment