Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Прыжок в ширину

В российской культуре новый тренд – культурные индустрии. Новый тренд, а не новое явление. Помню, что спецкурс по творческим индустриям я начал читать в середине «нулевых» сразу после выхода в русском переводе труда социологического хулигана и шутника Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» и за год до знакомства с Чарльзом Лэндри и его публицистической книгой «Креативный город». За всё это большое спасибо Лене Зеленцовой и ее ежегодному форуму «Культура и бизнес».
Акцент на термине «креативный» взамен «творческого» с иронией объясняли ссылкой на советский анекдот: «Почему социализм развито́й? Чтобы не путать с ра́звитым капитализмом».
Никакой угрозы от всей этой креативности не ощущалось: замечательная схема, доступная к тому же пониманию поколения бухгалтеров, ставших у руля нашей многострадальной родины. Но главное – индустрии эти самые не претендовали на первенство в культурном процессе. Было высокое искусство и всё остальное – культура light. Тень беспрекословно знала свое место. К тому же театрально-концертная деятельность никак под эти индустрии не подходила, что признал даже отец стандартизированного маркетинга Филипп Котлер, написавший «Все билеты проданы».
И вот теперь тренд, то есть основная тенденция. И начали повсеместно возникать площадки для креатива, что было бы прекрасно, если бы не одно но: их нужно чем-то заполнить. Площадки строятся, а подготовкой творцов никто не озабочен. Федеральное министерство культуры наложило (извините за мой французский) запрет на открытие творческих вузов в провинции (консерваторий прежде прочего), обоснуя это тем, что они не могут отвечать высоким требованиям, каковым отвечают столичные вузы. И те, кто успел до запрета.
Это бред. Для того, чтобы Московский университет стал, простите, «топовым», прошло два с лишним века, а ведь Елизавете Петровне куда проще было отправить дюжину отроков по Болоньям и Парижам, чем начинать многотрудный путь развития. Но до этой простой мысли культуртрегерам и их начальникам, уничтожившим остатки воспитательных процессов в учебных заведениях всех типов и рангов, дела, конечно, нет.

И что же в итоге? Уверенно превратить креативные площадки в места для художественного мыловарения и искусства украшать обеденный стол. Либо другой вариант – отдаться на откуп столичным миссионерам, которым дела нет до развития культуры «на местах». Они озабочены продвижением своих личных проектов. Хороших, плохих – неважно, поскольку в самом механизме заложен принцип отрицательного отбора: никто не занимается взращиванием культуры зрителей/слушателей и т. п., они безальтернативно превращаются в потребителей, и тогда выставка ржавого металлолома на пляже конгениальна Эль Греко и Тициану.
Что делать? Признать очевидное: уроки живописи, пения и танца столь же обязательны в общеобразовательных учреждениях, как физика и математика (это я как математик по первому базовому образованию смело утверждаю). Что без МХК (мировая художественная культура, кто забыл) нельзя обойтись, даже если всё образование настроено на выпуск специалистов по «чесанию пяток» у элиты. Что уроки МХК – это в первую очередь знакомство с произведениями искусства, а не лекции с пересказыванием того, что кто-то видел и как-то слышал. И что никакая цифровизация не заменит живых чувств.
А что с креативными индустриями? Развивать! Они же – прямое продолжение «клубов по интересам и любительских объединений». Так это называлось в 70–80-е. Потом о них по недомыслию забыли, а теперь, естественно, выдают за революционный шаг в стратосферу.
Кстати, забавно, но киноиндустрией – «номером первым» в чреде креативных собратьев – никто (кроме руководства Якутии и Бурятии) всерьез в провинции и не занимается. Даже кинолетописью – кивают на телепрограммы, но, скорее всего, просто боятся: вдруг кто-то там, в вечности, увидит, что мы тут натворили. Ведь когда речь идет о вечном, и агностикам страшно, не говоря уж об атеистах.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 августа 2021 года, № 15–16 (212–213)
Tags: Культурная политика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment