Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«И взгляд, затянутый в водоворот…»

Анна СИНИЦКАЯ *
Текст иллюстрирован картиной Робера Делоне «Марсово поле» (1911–1923)

Пусть, отраженный на дне,
Образ расплылся:
Образ познай.


[Spoiler (click to open)]
Самарская муниципальная информационно-библиотечная система продолжает работу над проектом «Общество Рильке». Работа над ним началась в 2019 году и ознаменовалась международным литературным фестивалем «Рильке. Мелодия вещей».
Проект, посвященный творчеству Рильке, обращен не только к профессиональной, но и к массовой аудитории, если только у поэзии модернизма вообще может быть массовый читатель. Проект – своеобразный эксперимент, который все время предлагает нам испытывать глубину своего читательского восприятия. И то обстоятельство, что проект родился в стенах библиотеки, позволяет надеяться, что чисто читательские усилия, поддерживающие ценность книжной культуры, все-таки возможны на библиотечных площадках.
Проект включает три направления:

  • международная исследовательская лаборатория чтения, понимания и перевода Р. М. Рильке;

  • лекторий «Рильке. Поэзия как опыт бытия» Николая Рымаря, доктора филологических наук, профессора Самарского университета, германиста с мировым именем;

  • литературный конкурс, который проводится при партнерской поддержке Австрийского культурного форума (посольство Австрии в России) в номинациях: «Перевод», «Понимание» (эссе по произведению «Записки Мальте Лауридса Бригге») и «Чтение».


«Сонеты к Орфею» – ключевой стихотворный цикл в творчестве Рильке. Слово «ключевой» здесь не случайно: всевозможные ключи к тайнам рилькевской поэзии искали многие. Занятие трудное и неблагодарное, потому что, если слишком доверять своему впечатлению, ключи превратятся в отмычки, но ничего не откроют. Однако мы все-таки рискнем. Но поговорим не только и не столько об Орфее и не только об одном поэтическом цикле, сколько о зрении и взгляде.
Но вот одна из кошек, взяв мишенью
Блуждающий по ней тревожно взгляд,
Его вбирает в свой огромный глаз,
И взгляд, затянутый в водоворот
Зрачка, захлебываясь и кружась,
Ко дну навстречу гибели идет,
Когда притворно спящий глаз, на миг
Открывшись, вновь смыкается поспешно,
Чтоб жертву в недрах утопить своих…
Р. М. Рильке. Окно-роза
Само имя Орфея, которое обозначено в заголовке цикла, – не просто напоминание об образе поэта из античной мифологии, это указание на особую творческую энергию, которая преображает мир, на квинтэссенцию поэтического. Свое имя легендарный поэт Древней Греции подарил не только словесному или музыкальному творчеству, но и живописному мастерству. Орфизм – направление в живописи импрессионизма. Само слово использовал Гийом Аполлинер. Художники-«орфисты» совсем иначе увидели мир красок: цвет и свет обнаружили тысячи своих граней и слоев.
«Орфисты» разбирали цвет и вновь собирали его, как головоломку. Цветовая мозаика состояла из точек цветовой контрастности. В 1912 году французский художник Робер Делоне обосновал новое направление в живописи, симультанизм, опираясь на идеи орфизма. В программной работе «О свете», которую перевел на немецкий художник Пауль Клее, Делоне пишет: «Симультанность в цвете – есть гармония, иначе говоря, цветовые ритмы, в которых рождается видение Человека. Будем учиться видеть… синхроматическое движение (симультанность) света, эту единственную реальность».
Когда мы смотрим на полотна импрессионистов – видим волны света, колебания теней. Если мы стоим к картине слишком близко – ничего, кроме цветовых пятен, мы не разберем. Но стоит отойти чуть дальше и погрузиться в созерцание с дистанции – мы увидим живой цвет. Глаз художника-«орфиста» видит все одновременно: и лучи света, и игру мельчайших оттенков, и колебание ветра, и заход и восход солнца. Орфей помогает видеть мир целостно: вся палитра дана зрителю, вся и сразу. Возможность такого мастерства зрения, несомненно, многое помогает понять и в поэзии Рильке.
Когда ж герой в неистовстве души,
на видимости разъярясь, как маски,
срывает их и обнажает нам
забытое лицо вещей, то это
есть зрелище и зрелище навек.
Р. М. Рильке. Реквием. Пер. Б. Пастернака
Даже если мир состоит из изломанных линий – его образ дан весь целиком. Вглядитесь в образы города или в пейзажи у Рильке в «Записках Мальте Лауридса Бригге», или в цикле «Окна», или в «Сонетах..», или в «Новых стихотворениях»: это разломанные плоскости, углы, причудливая, неземная геометрия.
Иногда – пульсирующий свет, который высвечивает изнанку вещей. Образ распластован, как в кубизме, но при этом одухотворен.
«В эти дни все вокруг нас легко, прозрачно, едва прихвачено яркостью воздуха и, однако, отчетливо. Близь вбирает цвета дали, льнет к ней и сама ею прикидывается. И все, что рвется в простор: река, мосты, безоглядно себя расточающая площадь, – как рисунок на шелку, закреплено на этом просторе. И уже не разобрать, что обернется светло-зеленой каретой на Pont-neuf, красной неуемной вспышкой или просто плакатом на брандмауэре жемчужно-серого дома. Все упрощено, сведено к ясным, четким планам, как лицо на одном портрете Мане. Ничего мелкого, случайного. Букинисты на набережной раскладывают свой товар: свежая блеклая желтизна листов, лиловая темь переплетов, обширная зелень карт – все дружит, все сообща создает полноту, где ни в чем нет недостатка» («Записки Мальте Лауридса Бригге»).
А потом посмотрите на картины того же Мане, Делоне или Мондриана. Очень схожее впечатление, не правда ли?

* Кандидат филологических наук, главный библиограф СМИБС.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Библиотечное дело, Литература
Subscribe

  • Рильке и Бруно Шульц

    Анна СИНИЦКАЯ * Поэтическая осень под знаком Райнера Марии Рильке продолжается. Международная исследовательская лаборатория чтения,…

  • Бурная жизнь Ильи Эренбурга

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на нее с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая…

  • Почему мы перестали слышать Блока?

    Валерий БОНДАРЕНКО * В августе исполнилось 100 лет со дня смерти БЛОКА. Не то чтобы при абсолютной тишине. Где-то как-то откликнулись. Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment