Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Посмотри на меня

Екатерина АВЕРЬЯНОВА *
Фото Алены ОСТАНКОВОЙ

Самарский театр «Город» завершил 36-й театральный сезон премьерой по пьесе Мориса Панича «Соглядатай» в постановке Ольги Рябовой.


[Spoiler (click to open)]
Морис Панич – современный канадский драматург, автор более двадцати пьес. На российской сцене Панич не особенно популярен и известен главным образом именно абсурдистским «Соглядатаем», написанным четверть века назад – в 1995-м. Пьеса состоит из тридцати семи сцен, значительное место в которых занимают авторские ремарки, а главное лежит в молчании между сценами.
«Соглядатай» – о том, что жизнь всегда обманывает наши ожидания. Несимпатичный банковский служащий Кэмп с неудавшейся жизнью и массой внутренних проблем приезжает к умирающей тетушке в надежде получить в наследство ее имущество. Тетка оказывается на удивление живучей и молчаливой, что позволяет Кэмпу месяцами вести монологи о своей печально прошедшей жизни. Спустя год этого бесконечного стендапа с претензиями к миру случайным образом выясняется, что герой перепутал адрес и все это время жил у незнакомой женщины.
Перед началом режиссер Ольга Рябова предлагает нескольким зрителям-добровольцам перейти из зрительного зала на сцену и, таким образом, не только стать активными участниками действия, но и, возможно, даже как-то повлиять на ход спектакля.
Двое становятся операторами: с камер транслируется видео в режиме реального времени; еще пятеро распределяются на сцене в роли молчаливых наблюдателей-соглядатаев. Повлиять или более-менее активно включиться в происходящее на сцене, кажется, удалось только операторам: их ракурс видения действия транслировался на декорации. Вероятнее всего, от спектакля к спектаклю этот прием будет отрабатываться и становиться более функциональным и интересным.
Кто именно находится перед зрителями и в каких отношениях персонажи – становится понятно не сразу. В спектакле двое: Кэмп (Борис Трейбич) и Грейс (Татьяна Быкова). Грейс – пожилая женщина болезненного вида – молчит практически на протяжении всего спектакля, она внимательно наблюдает за Кэмпом, будто исследует и оценивает его. Ее сценическая активность в основном строится на мимике.
В сущности, это моноспектакль, в котором Грейс становится вместилищем всех разочарований, комплексов и обид Кэмпа. Герой Бориса Трейбича находится в каком-то нервном возбуждении: он постоянно перемещается по сцене, один его монолог почти безостановочно сменяется другим. В его интонациях – отчаяние озлобленного на мир человека. При динамике сцен, смене тем и историй явных переходов между психологическими состояниями нет: Кэмп – обижен и зол, Грейс – меланхолична и тиха.
Кто за кем наблюдает, кто соглядатай в этом спектакле – вопрос сложный. «Я – соглядатай», – говорит персонаж Бориса Трейбича, но только ли он? Грейс наблюдает за Кэмпом, Кэмп – за женщиной в доме напротив, зрители в зале – за актерами и соседями по креслу, зрители на сцене – не только за актерами, но и за людьми в зале. Так все, вольно или нет, подсматривают за жизнью других.
Следуя той же логике, сценография выступает проекцией внутреннего мира Кэмпа и Грейс, устанавливая вполне простую и понятную связь внутреннего и внешнего. Материально-предметный мир спектакля – это набор знаков. Предметы и объекты никак не связаны с положением персонажей в обществе. Их функция – в оформлении универсальной среды и визуализации монологов, подкреплении слов и образами. На сцене – белая угловая стена с восьмью окнами, через которые подсматривают зрители, согласившиеся перейти из зала на сцену. На белую стену в прямом эфире транслируется черно-белое видео со сцены в том плане (крупном, среднем, общем), который выбирает один из двух зрителей за камерой. Такой ход, вероятно, призван показать зрителю разность ракурсов видения одной и той же ситуации разными людьми. В центре площадки – кровать с белым постельным бельем, будто из больницы. Эта кровать с ее металлическим каркасом становится и тюремной решеткой, и убежищем, под которым можно спрятаться. Таким же способом маскировки от враждебного внешнего мира является темно-синяя одежда Грейс – цвета одиночества. Физические свойства декораций, их цвета призваны подчеркнуть приметы душевной организации героев.
«Соглядатай» – живо рассказанная история об одиночестве, поиске близкой души и неизбежных потерях на этом пути. Режиссер создает условную, вневременную среду, в которой все подчинено универсальному закону людского общежития: человеку нужен человек.

Театр «Город»
Морис Панич
Соглядатай
Трагикомедия эпохи пандемии
Перевод Павла Руднева
Режиссер – Ольга Рябова

* Магистр направления «Театрально-экспертная деятельность» РГИСИ (СПб).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment