Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Культура и Поток. Экстаз = исступление?

Вадим РЯБИКОВ *

Вот скажите, должен же был французский философ Анри-Луи Бергсон (1859–1941), утверждавший, что первоначальная реальность – это не дух и не материя, а пребывающая в непрерывности и целостности жизнь, неоднократно испытывать состояние экстаза? В том значении, в котором экстаз определен в «Новой философской энциклопедии». Там сказано, что в древнегреческой философии этот термин означал выход человека за пределы вещественно-психической данности. Термин зафиксирован в античной литературе, в текстах Аристотеля, Плутарха, Плотина и заимствован из области религиозных мистерий.
Бергсон утверждал, что материя и дух являются не реальностью, а продуктами ее распада. Значит, он должен был хотя бы временами покидать пределы «вещественно-психической данности», чтобы как-то эту реальность воспринимать. Он не мог развивать философию жизни, только лишь «ломая голову» над ней. Бергсон настаивал, что интеллектом непрерывность ухватить невозможно, это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность». А интуитивное постижение реальности, не сводимой ни к духу, ни к материи, разве может не сопровождаться экстатическими переживаниями?
Слово «экстаз» используется в Книге для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности. В русскоязычных переводах библейских текстов вместо слова «экстаз» используется либо «изумление», либо «исступление».


[Spoiler (click to open)]
Например, Евангелие от Марка:
5:42 «И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление». В греческом варианте текста: «великое изумление» – ἔκστασις, экстаз.
Деяние апостолов:
10:9 – 10:11 «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление. И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В греческом варианте текста: «исступление» – ἔκστασις, экстаз.
Слово «исступление» является словообразовательной калькой греческого extasis, где ex – из, stasis – ступление. Слово «ступление» употреблялось в значении «шаг» и в значении «схватка», «ближний бой».
Однако в современном русском языке слово «исступление» наполнилось смыслами, отличными от значения слова «экстаз», как оно понималось в античности, в Ветхом и Новом заветах. Исступление понимается как необузданное проявление какого-либо, чаще разрушительного, чувства, сопровождающееся крайне возбужденным душевным состоянием, потерей самообладания и осознанности.
«Он приходит в исступление: брызжет слюной, изрыгает ругательства, хватается за револьвер» (Евгения Гинзбург, «Крутой маршрут»).
«Он впадает в исступление и бьет тростью молодого человека по рукам, по лицу, по голове» (Борис Васильев, «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт»).
Совершенно невозможно применить слово «исступление» к интуитивным опытам лауреата Нобелевской премии по литературе Анри Бергсона, который вел преимущественно тихую, спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Писал, читал курсы лекций в США, Англии, Испании и умер в оккупированном немцами Париже от пневмонии. Причем очень достойно умер. После капитуляции Франции в 1940 году Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, будучи евреем, в знак солидарности с соплеменниками отвергнул предложение властей вывести его из-под действия антиеврейских эдиктов. Он простоял больным в холодных коридорах гестапо в многочасовой очереди, чтобы зарегистрироваться евреем, и это окончательно подорвало его здоровье и привело к смерти.

***
На границе сред свет преломляется. Степень преломления световой волны зависит от ее длины. В видимом диапазоне у световых волн красного спектра коэффициент преломления минимален, а у более коротких фиолетовых максимален. Вследствие этого, проходя через призму, дневной свет раскладывается на цвета, образуя в зрительном диапазоне спектр от красного до фиолетового цвета. При этом интенсивность световых волн разной длины волны в спектре может быть различной.
Зрение выделяет наиболее интенсивные цвета, пренебрегая переходами. Кажется, что спектр разделен на отдельные цветовые полосы. Однако, будучи пропущенным через призму, он по-прежнему остается непрерывным и представляет собой континуум. Только в отличие от белого дневного света, где все цвета смешаны, он разделен на составляющие, которые, будучи выстроены по принципу постепенного возрастания/убывания длины волны, и образуют спектр, но непрерывность не нарушается.
Кстати, дисперсию (разложение) света впервые экспериментально исследовал Исаак Ньютон, скрываясь в своем родном Вулсторпе от эпидемии чумы, которая в то время свирепствовала в Англии. Это я к тому, что самоизоляция может быть вполне продуктивной, даже в обстоятельствах более отчаянных, чем пандемия COVID-19.
К слову, сейчас в России распространяется очередная волна. На этот раз тяжело болеют молодежь и средний возраст. Многие болеют повторно, несмотря на наличие антител. COVID-19 – новое заболевание. Дефицит надежных данных о нем создает условия для возникновения всякого рода когнитивных искажений.
Для того, чтобы адекватно тестировать реальность, нужна хорошая оптика. Но это я уже не про COVID. Я про разум вообще.
Когда речь идет о разуме, под оптикой (в метафорическом смысле) подразумевается система категорий, которая позволяет разделять в восприятии непрерывный поток реальности (внешне-внутренней) на конечные множества и подмножества, объединяя их по какому-то выделенному признаку в рода, семейства, классы, царства и наименовывая. Хорошая оптика позволяет настраивать резкость в соответствии с решаемой задачей. Иногда для адекватной оценки ситуации необходимо отчетливо видеть (в ментальном плане это значит – «точно называть») все включенные в нее детали. Иногда же деталями следует пренебречь, чтобы увидеть картину в целом.
Но чтобы фокус сознания работал исправно, необходимо вырастить в нем кристалл разума, который срабатывал бы как призма, раскладывая реальность в спектр. То есть улавливал бы в потоке непрерывности разное, группировал это разное по каким-то общим признакам, располагал сгруппированное на логических уровнях, отличающихся по степени обобщения, и таким образом расслаивал в сознании реальность, помогая следовать нарастающему пониманию организующих ее принципов.

***
Ну, к примеру, если уж речь пошла о болезнях, то для того, чтобы адекватно реагировать на мир, в котором они случаются, необходимо увидеть весь спектр патологий в их генезисе и развитии. Для этого необходимо на протяжении многих поколений пропускать через эту ментальную призму, одновременно развивая ее, поток различных состояний большого количества разных людей.
Для начала необходимо в самом общем виде научиться различать в этом потоке проявления болезни и здоровья. Для этого нужны наблюдения, наблюдения и еще раз наблюдения. Провести границу между болезнью и здоровьем внутри этого потока не так уж просто. Ощущения, вплоть до сильной боли (при родах, к примеру), совершенно не обязательно являются признаком расстройства. И граница между болезнью и здоровьем не может разорвать континуум состояний. Любая взятая на этой границе условная точка будет принадлежать как «здоровью», так и «болезни». Когда начинается болезнь и когда заканчивается, чаще всего точно определить невозможно.
К примеру, когда начинается алкоголизм? С первого запоя или с синдрома похмелья? Когда нужно бить тревогу и приступать к лечению? Когда появляется тяга к алкоголю или когда обнаруживаются первые признаки радостного предвкушения при виде этанолсодержащей жидкости? Или же болезнь уже проявляет себя влечением подростка, когда он еще не знает, что такое опьянение, но его ментальное состояние побуждает его вожделеть вещество, изменяющее сознание, как средство преодоления генерализованной неудовлетворенности? Или алкоголизм начинается еще в материнской утробе, когда отец абьюзит беременную мать, эпигенетически предопределяя у своего будущего ребенка синдром дефицита удовлетворенности?
Точно так же можно увидеть развернутую во времени картину развития сахарного диабета и других расстройств обмена веществ, да и вообще всех заболеваний, включая инфекционные, которые можно рассматривать как результат нарушения иммунного статуса. Те состояния, которые принято называть болезнями, скрыто или полускрыто развиваются годами и никогда не проходят полностью.
Но существует момент в развитии заболевания, когда необходимость медицинского вмешательства становится очевидной. Этот момент называется диагностическим порогом. Хотя, если смотреть правде в лицо, то следует признать, что представления о нем строятся не столько на основе очевидности, сколько на основе договоренности в профессиональном сообществе. Договоренность возникает в том числе и вследствие того, что переход состояния человека через диагностический порог предполагает необходимость медицинского вмешательства, то есть оказания больному услуги, которая должна кем-то оплачиваться (больным, его родственниками, страховой компанией или бюджетом).
Основываясь исключительно на своем собственном опыте, человек не может дать адекватную оценку состоянию даже собственного здоровья. Опыт каждого отдельного человека ограничен и не может включать даже возрастные изменения, если они только грядут и еще не пережиты, не говоря уж о множестве инфекционных, эндокринных, неврологических и прочих заболеваний, всевозможных расстройств, ранений и травм, с которыми он не сталкивался, но может столкнуться.
Представления о болезни включены в картину мира и носят конвенциональный характер. Оценка здоровья человека производится на основе применения к анализу его состояния критериев болезни, которые закреплены в конвенциональной картине мира, поддерживаемой сообществом. Одно и то же состояние в различных культурах может быть признано как проявлением здоровья, так и проявлением болезни.
Таким образом, чтобы решить задачу оценки состояния своего здоровья, необходимо применять оптику, которая создавалась и продолжает создаваться многими поколениями. Без этой оптики естественный физиологический процесс, с которым человек сталкивается впервые, может неправильно восприниматься и вызывать большую тревогу, а то и вредные действия. И наоборот, человек может недооценивать опасность чего-то приятного, к примеру, опьяняющего или сладкого.

***
Структура кристалла разума как ментальной призмы, позволяющей в сознании раскладывать реальность на категории, должна сохранять устойчивость во времени-пространстве и передаваться из поколения в поколение посредством знаковых систем и различных коммуникативных практик, которые лежат в основе любой культуры. Изменение структуры этой призмы происходит как эволюционным путем, в результате углубления понимания реальности и развития самой системы, описывающих ее категорий, так и революционным – в случае ее неприменимости для исследования ранее неизвестных диапазонов действительности.
Нуждаясь в определенности субъективных представлений о себе, человек разглядывает через эту призму и свою собственную природу, постепенно синтезируя свою идентичность. Формирование трансвременной идентичности, благодаря которой человек стабилизирует представления о своих ценностях, мотивах и целях, как правило, является итогом продолжительной внутренней работы, особенно напряженной в юношеском возрасте. Этот долгий и постепенный процесс, который начинается с детства, представляет собой череду попыток создать по своему собственному поводу определенность. Эти попытки завершаются успехом далеко не сразу. Поток непрерывности вновь и вновь размывает не выдержавшую столкновения с действительностью конструкцию личности новыми неожиданными водоворотами ранее неведомых страстей и желаний. Можно сказать, что с момента возникновения относительно устойчивой трансвременной идентичности человек становится чем-то вырванным из потока непрерывности и заинтересованным в том, чтобы длить не просто свое биологическое существование, но определенную структуру своей личности.
Но дискретный человек обречен испытывать тоску по непрерывности и время от времени возвращаться к ней. Аполлоническое начало, выраженное в стремлении к гармонии, ясности и порядку, противостоит стихии и хаосу дионисийского начала, отрицающего принцип индивидуальности и сливающего вместе тела и предметы. Но, как утверждал Ф. Ницше, оба начала не могут существовать друг без друга. Природа преобразует и обновляет саму себя, объединяя их.
Каждый раз после экстатического погружения в непрерывность личность может вновь возвращаться в дискретное состояние обновленной, обогащенной, наполненной смыслами и еще более тонко и удачно организованной. А может деградировать, утрачивая и без того невысокий уровень дифференциации и разрушая способность руководствоваться интеллектуально закрепленными принципами и принятыми на их основе решениями.
***
Одним из самых доступных опытов непрерывности является эротический опыт, в котором преодолевается отдельность индивидов.
«Принципом любой эротической практики является разрушение структуры замкнутого существа, которым является каждый участник игры в нормальном состоянии, – утверждал Жорж Батай. – За непрерывностью любовного слияния двух индивидов скрывается другая, более общая непрерывность – непрерывность трупа, не отделенного более от внешней среды. Соответственно эротический опыт не сладостен, а тревожен, им обозначается возврат в природную непрерывность».
Вот такое восприятие сексуальности. Применение другой, возможно, более изощренной и точной оптики, позволяет различать в потоке эротических переживаний другой спектр.
Исследования, проведенные Абрахамом Маслоу, показывают, что этот спектр включает в себя как минимум следующие диапазоны:

  • секс грязный; пагубный: односторонний; переходящий (на другой объект); эксплуатирующий;

  • секс естественный: десакрализованный;

  • секс, наполненный любовью. Экстаз. Радость;

  • секс сакрализованный; путь на небеса; тантрический секс;

  • секс небесный – бытийное состояние. Транссексуальная эротика.

Каждый из этих диапазонов, а стало быть, и само сексуальное поведение, по Маслоу коррелирует с другими особенностями личности. В частности, уровнем личностного развития, степенью человечности, а также с предпочтительным стилем отношений между мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным и т. п.
Нетрудно догадаться, что пагубный, эксплуатирующий секс связан с задержкой человечности, свободой от ценностей, предпочтительными приказами в общении, стремлением к господству в отношениях с людьми и с противоположным полом, авторитарным стилем руководства, ориентацией работника – послушание, преобладание страха над мужеством.
Секс естественный, десакрализованный также коррелирует со снижением человечности, но уже с дочеловеческими ценностями, предпочтительными приказами в общении, в отношениях с людьми, особенно противоположного пола; кроме стремления к господству, выражены ответственность и привязанность, стиль руководства – сохраняющий, ориентация работника – безопасность, преобладание мужества над страхом.
Секс, наполненный любовью, экстазом и радостью, коррелирует всё с некоторой задержкой человечности, гуманистическими ценностями, поддерживающим стилем руководства; ориентация работника – на успешность; в отношениях с противоположным полом предпочтительна доброта, обусловленная любовью: взаимное удовлетворение потребностей, преобладание мужества над страхом.
Секс сакрализованный коррелирует с полной человечностью, гуманистическими ценностями, взаимностью в общении, в отношениях с противоположным полом взаимное уважение; равенство; бытийная любовь, полная суверенность, коллегиальный стиль управления; ориентация работника – ответственность, преобладание мужества над страхом.
И наконец, секс небесный коррелирует с трансперсональными уровнями человечности, с космическими, бытийными ценностями, в отношениях с людьми противоположного пола бытийная любовь: духовное слияние; непринужденность, предпочтительный стиль руководства организацией в соответствии с теорией Z; трансцендирование организации; ориентация работника – восхищение; любовь; признание фактического превосходства, превосхождение мужества и страха; по ту сторону мужества и страха.
Нетрудно предположить, что характер эротических переживаний указывает на отношения человека с Потоком в целом. Если существо с задержкой человечности, склонное к пагубному, грязному сексу и лишенное кристалла разума, способного разлагать Поток на спектр, включающий в себя диапазоны бытийных и трансперсональных переживаний, покинет предметно-психическую данность, то, скорее всего, оно впадет в сон, ступор или исступление. В зависимости от баланса процессов возбуждения/торможения в ЦНС. Каждый эпизод растворения, особенно связанный с исступлением, будет изнурять и способствовать его деградации.
И наоборот: существо, вооруженное кристаллом разума, способное увидеть в непрерывности диапазоны гуманистических, бытийных, трансперсональных ценностей, оказавшись в потоке вне предметно-психической данности, будет насыщаться силами, смыслом и возвращаться в дискретное состояние усовершенствованным и лучше организованным.
***
Последний поступок Анри Бергсона позволяет судить о ценностях, которых он придерживался. Вероятнее всего, он находился по ту строну страха и мужества, и, возвращаясь в первичную реальность, которая еще не распалась на дух и материю и о которой он знал не понаслышке, он не страдал. А когда он жил, непрерывность поддерживала его и делала сильнее и богаче.

Продолжение следует

Продолжение. Начало в «Свежей газете. Культуре» № 24 за 2020 год и № 1–2, 4–5, 7, 9, 11 за 2021 год.

* Психолог, путешественник, музыкант. Директор Института Развития Личности «Синхронисити 8».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Психология, Философия культуры
Subscribe

  • Устный гоблинский

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное С понедельника по субботу я работала с утра до вечера. В воскресенье педагогическая инерция еще не…

  • Много музыки из ничего

    Константин ПОЗДНЯКОВ * Раньше книги про поп-музыку ХХ века выходили редко, сейчас их полно. Дурно переведенные, изданные на плохой бумаге с…

  • Патетическая симфония Александра Мелик-Пашаева

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Один из редчайших документов отечественного исполнительского искусства – видеозапись Шестой симфонии П. Чайковского в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment