Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Над тобой только цветы…»

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают по одежде». И с музыкой встречаются, услышав в ней внешнюю благозвучность, не проникая подчас в ее туманную глубину. Но бывают произведения, чуть не с первого краткого мотива захватывающие наше сознание, заставляющие волноваться и следовать за повествованием, чувствовать многомерность символического звукового пространства. Не всякое произведение даже выдающегося автора способно на это…
Поэтому давайте сразу начнем знакомство с композитором, набрав в поисковой строке хостинга Youtube.com ссылку: Victoria de los Ángeles sings Damunt de tu només les flors («Над тобой только цветы»). Запись произведена в доме знаменитой певицы Виктории де лос Анхелес в Барселоне в 1971 году. За роялем композитор Федерико МОМПОУ (Frideric Mompou). Французские субтитры сопровождают песню на каталанском языке. Маленький видеоролик – своеобразный шедевр. Авторам записи удалось поймать столько чутких интонаций, тонких музыкальных и даже человеческих взаимоотношений, градаций просветленной скорби, сопроводить с помощью незамысловатых мизансцен напряженную драматургию музыкального произведения.

[Spoiler (click to open)]
Федерико Момпоу (1893–1987) большую часть своей долгой жизни прожил в родной Каталонии. Годы учебы с 1911 по 1914 и время между двумя мировыми войнами (1921–1941) провел во Франции. В роду Момпоу были и каталонцы, и французы. Своеобразный стиль, неповторимые узнаваемые черты музыкального языка Федерико Момпоу сформировались под влиянием народной музыки Каталонии и профессиональной музыкальной культуры Франции. Несмотря на отсутствие системы в начальном музыкальном образовании, Момпоу дал свой первый публичный концерт на фортепиано, когда ему было лишь восемь лет.
Уже тогда проявились редкие музыкальные способности Федерико, страсть к импровизации и своеобразный слух, отбиравший из звучащего мира фрагменты, становившиеся в непривычные сочетания: музыка как будто была очень знакомой и одновременно была притягательно новой. Необычной для созревающего артиста и музыканта была черта характера, которая своеобразно преломилась в его сочинениях: чрезвычайная скромность, застенчивость, стремление скрыться от нескромных взоров, уйти в свой особенный мир.
Еще в возрасте девяти лет маленький музыкант, получавший редкие уроки музыки в своем доме, услышал концерт Габриэля Форе, приехавшего в Барселону со своими камерными сочинениями. Потрясение от музыки и исполнения было так велико, что Федерико принял решение стать профессиональным музыкантом. Рекомендацию к поступлению в Парижскую консерваторию дал Энрике Гранадос, и в 1911 году Момпоу отправился во Францию.
Очутившись в фортепианной столице Европы, наводненной виртуозами, артистами, литераторами, поэтами, где успех был неотделим от публичности, Момпоу почувствовал, что стать артистом-виртуозом не в силах, но необычайный музыкальный дар диктовал свою волю, и Федерико обратился за помощью к прославленным музыкантам Франции – пианистам Исидору Филиппу и Фердинанду Мотт-Лакруа.
Тайны композиторского ремесла он постигал под руководством Марселя Самуэля-Руссо. Один из опусов того времени, уже характерный для Момпоу, – цикл фортепианных пьес Impressiones intimas (1911–1914). Малыми средствами он достигает неких пределов выразительности потаенного, из банальных на первый взгляд мелодических оборотов свивает тонкие нити интонаций глубоко личного, интимного характера.
Написанные в Барселоне во время войны «Детские сцены» часто исполнял в своих концертах Мотт-Лакруа. Фортепианный опус имел довольно шумный успех, что, в свою очередь, дало повод критику Эмилю Вильермозу в 1921 году назвать молодого автора «единственным учеником и преемником Клода Дебюсси». Вильермоз писал позже, что композитор способен «переносить в область звуков ощущения и впечатления, которые ускользают от любой музыкальной фиксации». Называя Момпоу поэтом и провидцем, отмечал в его музыке редкую элегантность и разнообразие в форме, лаконичность и свободу музыкального выражения.
Федерико Момпоу называли иногда каталонским Шопеном за пластичность мелоса, основанного на ярких фольклорных образцах, за емкий гармонический строй его произведений, за особую потаенную печаль, скрытую за чувственной красотой мелодий и характерной ритмикой танцевальных эпизодов, за медитативность погружений в медленно текущее время. Последнее качество выделяет Момпоу, пожалуй, среди всей новоевропейской традиции академической музыки.
Musica Callada («Голос Безмолвия») – цикл фортепианных пьес, музыка которого навеяна мистическими образами поэзии Иоанна Креста (XVI в.), – образец стиля и музыкального языка Федерико Момпоу. Чувствуя свое художественное родство с польским гением, Момпоу сочинил по-своему масштабное произведение – «Вариации на тему Шопена», которое стало одним из самых исполняемых его опусов. С тонким чувством стиля и существа этой музыки «Вариации» исполняет Даниил Трифонов.
Большая часть Вариаций на тему шопеновской Прелюдии ля мажор – медитативного характера. То и дело мы узнаем первоисточник, измененный гармоническими вкраплениями, прихотливой ритмикой, сменой тактовых размеров. Композитор искусно работает с фортепианной фактурой, чередуя образы света и тени, медленно разворачивающейся звуковой ткани и стремительно летящих виртуозных арабесок. При этом контрасты сглажены и неконфликтны, все окутано неким флером сновидения. Это музыка не гор и не равнин, не моря и не неба. Она обращена к самым потаенным глубинам человеческой психики.
Музыка Федерико Момпоу в высшей степени тонка и грациозна, пластична и по-особому гармонична. Подобно Эрику Сати, от которого, по мнению критиков, композитор многое воспринял, Момпоу работает с банальностью, превращая ее в уникальность. Будто бы берет в руки известный предмет, бытовую вещь, деликатным касанием наносит на ее поверхность еле заметный штрих и тем самым создает художественный шедевр. Дает хроматический ход в мелодии или терпкое сочетание гармоний, обостряет ритм или искусно разводит планы звуковой перспективы. Минимальными средствами вводит нас в волшебное состояние подлинного художества.
В Сети можно найти множество самых разных исполнений музыки Федерико Момпоу, удачных и не очень, талантливых и даже гениальных. Среди последних запись 1959 года: Артуро Бенедетти Микеланджели играет шестой номер из фортепианного цикла Canciónes y Danzas.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Наука логики и логика науки

    Герман ДЬЯКОНОВ * Ах, обмануть меня не трудно. А сам-то я рад ли обманываться, как утверждает Пушкин? Сегодня будем говорить о тех случаях,…

  • Точность – «вежливость плюс»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Некоторые из людей, далеких от естествознания, обычно удивляются, когда узнают, что существует только одна точная наука,…

  • Вычисляя ранг «Матрицы»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Рисунок Сергея САВИНА Знаменитый Илон Маск в 2016 году оказал на скучающую мировую общественность шокирующее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment