Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Мастер книги

Сегодня – день рождения художника Сергея Цедилова! С днем рождения, Сергей Георгиевич!
Публикуемая статья – из «Свежей газеты» 2018 года.

Валентина ЧЕРНОВА *
Фото Антона СЕНЬКО

В выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка произведений графики Сергея Георгиевича ЦЕДИЛОВА. Это его седьмая выставка, и она приурочена к 40-летию творческой деятельности.


[Spoiler (click to open)]
Хорошо, что персональная – седьмая: нет предательского страха дебютанта «а вдруг не понравится зрителю», зато есть прекрасный повод для показа новых работ. На выставке представлены иллюстрации к классическим произведениям, к сказкам разных народов, сделанные в последнее десятилетие, а также станковые листы графики на тему трансформации форм и интерпретации мифологем.
Экспозиция отмечена четкой конструктивностью. Она разделена на две части: книжная иллюстрация и оригинальные рисунки. Информации предоставлено более чем достаточно, но возникло настойчивое желание встретиться с автором и поговорить.

С Сергеем Цедиловым мы знакомы почти сорок лет, но не сказать, что коротко. Он обладает располагающей улыбкой и дружелюбной внешностью. Только недавно выяснилось, что художник – летний человек, родился летом, наверное, потому полно летних тем в его иллюстрациях.
Мы встретились во второй половине дня в помещении выставочного зала Союза художников и начали разговор, перебивая друг друга; вот что значит – из одного поколения. Вспоминали всё-всё. Начали беседовать о родителях, оказалось, они – участники войны (мама – лейтенант артиллерии), соответственно, он – сын победителей. После Победы обосновались в Куйбышеве, на Безымянке. В семье родилось трое детей, а поскольку его мама по профессии детский педагог, все дети стали читающими людьми.
«Читать я научился в пять лет, потом родные записали в нашу районную библиотеку. Там зимой топилась печь, и мне до сих пор не забыть непередаваемый аромат прогорающих дров, смешанный с запахом старых и новых книг».
Все те, кто живет на Безымянке, центр называют – Город. И существует выражение: поехать в Город. Когда Сергею было десять лет, отец взял его в Город, там на улице Ленинградской мальчик увидел магазин «Букинист» и развалы книг. Это настолько поразило, что приобретение книг стало насущной потребностью, страстью.
«У меня старший брат играл в футбол, а я постоянно рисовал. Мама спросила: «Хочешь учиться?» Я сказал: «Хочу». Знакомый родителей художник Анатолий Песигин посоветовал отдать в меня изостудию на улице Революционной, которой руководил Евгений Петрович Иванов, майор авиации. Он поставил передо мной куб, конус, цилиндр и молоток. Я старательно все нарисовал, но карандаш был чересчур мягкий – получилось неряшливо. А руководитель сказал: «Все сделал правильно». Меня так пронзило, это было осознание, что я обучаем».
Три года он проучился в изостудии, а потом поступил в Первую детскую художественную школу. Поскольку в изостудии и в школе все дети работали гуашью, акварелью, так надолго и осталась привязанность к графическим техникам. Его группа была первым выпуском у Вениамина Михайловича Клецеля, который очень ответственно и заботливо опекал детей и учил любить бубнововалетную живопись Петра Кончаловского.
Общее чувство неравнодушного единения проявляло само время. Сергей Георгиевич с теплом вспоминал свой двухэтажный дом на Безымянке, который построили пленные немцы, общий двор, где все семьи отмечали праздники, и дни рождения, и проводы в армию. С особым трепетом – 9 мая 1965 года, когда впервые торжественно страна отметила День Победы.
После Детской художественной школы, которую в начале 60-х годов основал морской офицер Григорий Ефимович Зингер, наступил черед Сергею Цедилову учиться в художественном училище, которое в 1973 году стараниями того же Зингера распахнуло двери в Куйбышеве. Сейчас это художественное училище имени К. С. Петрова-Водкина.
«Училище только открыли. Нашему, первому, выпуску в этом году исполнилось 45 лет. Педагоги были замечательные, отзывчивые люди. Но не хватало даже реквизита для натурных постановок натюрморта, где могли, мы собирали сами и приносили в классы. Не было методичек и какой-то установившейся программы. В большей степени учились друг у друга».
И всегда, где бы ни находился студент Сергей Цедилов, в том числе на занятиях по истории искусства, он рисовал книжные иллюстрации. Однокурсники помнят его как мальчика с книжкой в руках – неотъемлемая черта облика. Книги в большом количестве заполняют его дом, книги – отдельный предмет для разговора.
Жизнь сложилась так, что после окончания училища он работал много лет в производственных мастерских Художественного фонда.
В 2001 году художник уехал в Москву и пять лет работал главным художником издательства «Академкнига/учебник». На выставке представлены форзацы к учебнику Натальи Александровны Чураковой «Литературное чтение» (2001) в карандашной технике. Интересно было узнать, что наша коллега, в прошлом сотрудница Самарского художественного музея, написала школьный учебник. Об этом периоде художник говорит как о замечательной возможности работать с авторами, методистами.
После возвращения из Москвы он был в свободном поиске. Позднее узнал о наборе в Самарский государственный институт культуры, поступил и в 2014 году с отличием окончил факультет современного искусства и художественных коммуникаций.
***
Еще мы беседовали с художником о мечтах. Обнаружилось, что он мечтал быть художником-мультипликатором, даже пробовал поступать в институт кинематографии. Оказалось, оба наперечет знаем шедевры анимации Хаяо Миядзаки, любим «Ходячий замок» и очень ценим российских художников – мастеров анимации.
Знаменитый мультфильм «Заколдованный мальчик» по сказочной повести Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» спровоцировал Сергея на создание иллюстраций к замечательной книге. Они четко выделяются на выставке, почти монохромны, помимо красочной обложки, выдержаны в серовато-голубой тональности, как гризайль.
Нельзя сказать, что художник тяготеет к неярким цветам. Белорусские сказки «Два глупых котенка», «Лиса и лапоть», еврейская сказка «Мудрый мальчик» насыщены яркими красками, полны солнечных бликов и жизнерадостного настроения. А вот иллюстрации к книге «Огородная сказка» Валентина Брагина в силу скудных возможностей того времени не отличаются красочностью, но нисколько не теряют выразительности.
Вторая часть выставки – фантасмагорическая. Большие листы заполнили формы, преобразующие пространство листа и восприятие зрителя. Символы и знаки, архаика, мифология и этнография, все переплетенное и завязанное в один единый узел, все выглядит в высшей степени экспрессивно и абсурдистски. Органическое и неорганическое, все исполнено с использованием угля, белил и карандаша, реальное и нереальное, сюрреалистическое, все хорошо ложится на тексты современного литературного абсурда.

В беседе с автором мы вспомнили произведения Дмитрия Липскерова. Я читала только «Последний сон разума», а он прочел все его романы. Потом он посоветовал почитать книгу Донны Тарт «Щегол» (буду дочитывать) и посетовал, что не с кем обсуждать прочитанные книги. Быстро обменялись новостями в книжной сфере и именами открытых писателей.
Времени для беседы, в которой бы обсуждались судьбы книжной графики, не хватило. А было бы интересно. Повсюду увеличивается ассортимент книг, идет борьба за тиражи, но все это ведет к обеднению художественности в издательском деле. Книга стала продуктом потребления. Для большинства изданий оформление книги свелось к созданию завлекательной и многозначительной обложки. А ведь книга не только литература, но и зрелищный театр, который помогает восприятию текста.
Искусствовед Александр Каменский образно отметил: «Книга, прекраснейший цветок человеческой культуры, сочетает в себе многие творческие начала. Текст – ее душа. Но есть тело книги, материя зрительного воплощения».
Воплощение книги в изобразительном пространстве – соотношение шрифта, цвета, формата – это очень тонкое искусство. Оно требует души, руки и глаз художника. Книга Михаила Куншта «Сказы о Руси» потребовала зрительные композиции, отвечающие колориту произведения. Сергей Георгиевич Цедилов в 2011 году сделал красочные иллюстрации к ней, он с юных лет понимал, что книгу не только читают, но еще и смотрят, даже когда она раскрыта и просто лежит в комнате. Мы оба вспомнили, как в детстве любили картинки из книг серии «Библиотека приключений». Мало кто отдает отчет, что эмоциональное воздействие на человека производит не только чтение, но и внешний облик, декоративная основа.
Уместно ли говорить, что в современном мире стандартизации книжная иллюстрация потихоньку угасает? Она уходит из книги для взрослых, только в детской литературе художники продолжают создавать зрительные образы, параллельные тексту. Важно помнить, что иллюстратор ищет какие-то привязки в своем личном опыте – без них даже неуемная фантазия не пробьет дорогу к литературному образу – и опирается на наследие отечественной школы книжной графики. Таков художник Сергей Цедилов.
Персональная выставка Сергея Георгиевича Цедилова наполненной экспозицией вызывает чувство удовлетворения: видно, что в период, когда книгу отдают во власть рыночного конвейера и рыночного шаблона, сохраняется и развивается одна из важнейших традиций мировой культуры.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 19 апреля 2018 года, № 5 (135)
Tags: Изобразительные искусства, Литература
Subscribe

  • Бурная жизнь Ильи Эренбурга

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на нее с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая…

  • Почему мы перестали слышать Блока?

    Валерий БОНДАРЕНКО * В августе исполнилось 100 лет со дня смерти БЛОКА. Не то чтобы при абсолютной тишине. Где-то как-то откликнулись. Но…

  • Межи и водоразделы времени

    Сергей ГОЛУБКОВ * 1921 год… Россыпь фактов, мозаика разномасштабных событий, грандиозных и мелких, трагических и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment