Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Прекрасный союз единомышленников

Валентина ЧЕРНОВА *
Фото предоставлены галереей «Новое пространство»

В Центре культуры и творчества «Новое пространство» областной универсальной научной библиотеки состоялось открытие выставки «ТОЛЬЯТТИНСКИЕ КЛАССИКИ». Несмотря на жаркий день, пришли многие ценители искусства, художники, вокруг царила по-настоящему теплая задушевная атмосфера.

[Spoiler (click to open)]

Экспозиция, в которой представлено около ста произведений, посвящена 30-летию Тольяттинского отделения Союза художников России, объединяющего 38 художников, работающих в различных видах, жанрах и техниках изобразительного искусства.
Первый же осмотр залов галереи подтвердил приверженность тольяттинцев реализму. Мастера из Автограда своими работами показали стремление к разнообразию композиций и стремление к развитию возможностей этого стилевого направления. Они стремятся к вдумчивому отображению и интерпретации увиденной действительности, ее авторской трактовке. Каждый по-своему решает художественные задачи, обращаясь к собственному языку символов и метафор, экспериментируя с материалами и техниками.
Основной костяк художников, с работами которых зритель ознакомился в «Новом пространстве», в Тольятти называют «классиками» – за приверженность классическому направлению в живописи. Когда в 90-е годы в Тольятти стали появляться сообщества приверженцев совриска, представители союза остались верны своей эстетике, хотя терпимы и к коллегам, работающим в авангардных направлениях.
Возглавляет Союз тольяттинских художников заслуженный художник России скульптор Алексей Кузнецов – автор известных в городе монументальных работ, также он создал ряд глубоких и пластически выразительных композиций, представленных на различных региональных и всероссийских выставках. На выставке он представил не только вдохновленную поэзией фигуру Александра Пушкина, но и барельефную композицию, посвященную Валентину Пурыгину, где невольно запоминается подвижное лицо нашего прославленного пейзажиста в берете.

К старшему поколению творческого объединения из Автограда принадлежат заслуженный художник России Валерий Филиппов, Виктор Петров, Николай Чекмарев, Владимир Шевченко, Кетдус Гайнуллин.
Запомнилась живопись Николая Зубкова «В Луна-парке» (2002), «Золото осени» (2019). «Пленэр в Лазаревском» (2017) скорее можно отнести к бытовому жанру. Зубков любит живописать множество фигур в городской среде, в пейзаже, в интерьере, наполняя жизнь людей в стилизованной среде гармонией и теплом.
Глядя на работы мастеров, представляющих на выставке тематическую картину, понимаешь, что в станковой живописи присутствуют как минимум три пространства: двухмерное пространство изобразительной плоскости, воображаемое пространство «за» материальной плоскостью картины и иллюзорное пространство перед ней. Третий вид пространства возникает в процессе коммуникации между живописной плоскостью картины и взглядом художника или зрителя.

Экспозиция выставки благородная, точно выверенная, нет тесноты, у каждой работы вокруг много свободного пространства. Выделяются работы выпускников Российской академии художеств, а ныне – профессоров кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинского государственного университета Игоря Панова и Владимира Ротмистрова. Они играют заметную роль в художественной жизни своего города, в наполнении его культурного пространства активной творческой деятельностью.
Выставка лауреата национальной премии «Русская галерея – XXI век» Игоря Панова не так давно была представлена в Самарском художественном музее. Игорь – художник, который умеет создать образ в первую очередь с помощью тонального колорита, где цвет собирает композицию и задает настроение. Он – один из немногих мастеров, кто в наше время занимается жанровой реалистической картиной.
Все мы понимаем, что творчество – индивидуальный, во многом интуитивный процесс, в котором находят свое отражение эстетические, морально-этические и духовные качества Художника. В то же время понимание закономерностей организации изобразительного пространства, логики композиционного мышления расширяет возможности художника, создает условия успешной творческой работы, полета фантазии, без которого искусство мертво. Эти черты присущи искусству Игоря Панова.
Основой успешной творческой работы является композиционное мышление художника. Композиционное мышление является одной из главных составляющих творческого процесса, его движущей силой в ходе создания произведения искусства. Оно определяет общую структуру картины, ее сюжетную, эмоциональную, эстетическую и мировоззренческую направленность. Потому так хороши его композиции «Ожидание» (2005), «Первый снег» (2010), «Летние дни. Тарзанка» (2014).
У Панова интересны и натюрморты, наполненные воспоминаниями, символами, аллюзиями: «Ушедший мир» (2010), «Праздничное чаепитие» (2012), «Вспоминая Китай» (2016). В реалистическом искусстве значимым является не только сюжет, но и то, с помощью каких изобразительных средств он облекается в художественную форму – ту изобразительную оболочку духовного наполнения, с помощью которой художник создает художественный образ произведения – главную цель своей работы. Что и делает успешно этот мастер.
Также интересны работы Владимира Ротмистрова, который в своем творчестве не только обращается к жанру реалистического пейзажа («Сгоревший лес», 2016), но и использует образы славянской мифологии («В ночь на Ивана Купала», 2016), «Степная охота» (2017) и христианские мотивы. Создание композиции в искусстве – это не математический расчет, где все понятно. Творчество очень индивидуально. Здесь много личного как в форме и стилистике изображения, так и в вопросах философии творчества. Каждый художник по-своему рассматривает эти проблемы, имеет свой взгляд на многие вопросы, возникающие в процессе творческой жизни. Отсюда такой жанровый разброс в творчестве Владимира Ротмистрова.
В отделении союза работает молодежная секция. Это в большинстве своем выпускники факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета: Алексей Зуев, Евгений Уткин, Дмитрий Анчуков, Юлия Маслова, Денис Елисеенко, Асия Петрова...
Графика выделена отдельным пространством. Замечательны листы из серий «ВАЗ», «Лето», «Акробаты Тольятти», «Миражи Жигулей» Владислава Пашко, прозрачны акварели Нины Надеиной, величественна графика Элеоноры Григорьевой, представляющая суровый Север.
На выставке сразу же обратила на себя внимание графика Алексея Зуева. Он в 2008 году вступил в Союз художников России, лауреат премии имени Репина «за актуальность в академическом искусстве».
В одном из интервью художник так высказался о своем творчестве: «Для себя важным в творчестве я считаю свободу выбора. Свободу в выборе сюжета будущих картин, в выборе материала и техники для наилучшего раскрытия образа, в выборе того, отдавать ли картину на суд зрителя или оставить только «для себя». Зависимость от обстоятельств угнетает все ростки чего-то прекрасного и по-настоящему нового».
На выставке привлекли внимание его работы, сделанные после поездки на Север в 2020-м: «Карелия», «Карельский иван-чай», но особенно заворожили рисунки тушью: «Острова. Ладога», «Облака. Ладога», «Камень. Ладога».
В целом выставка стала своеобразным отчетом о творческой работе за тридцать лет. Она показывает, что тольяттинская школа – это, прежде всего, школа тематической картины, а не волжского пейзажа, как в Самаре. Эта школа более активно отображает нашу современность, ее реалии и устремления. Верится, что и в дальнейшем она будет усиливать и развивать свои позиции.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Тольятти
Subscribe

  • Рильке и Бруно Шульц

    Анна СИНИЦКАЯ * Поэтическая осень под знаком Райнера Марии Рильке продолжается. Международная исследовательская лаборатория чтения,…

  • Бурная жизнь Ильи Эренбурга

    Татьяна ЖУРЧЕВА * Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на нее с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая…

  • Почему мы перестали слышать Блока?

    Валерий БОНДАРЕНКО * В августе исполнилось 100 лет со дня смерти БЛОКА. Не то чтобы при абсолютной тишине. Где-то как-то откликнулись. Но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments