Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«И дольше века длится день»

Светлана ШАТУНОВА *

Под таким названием в новокуйбышевской галерее «Виктория» открылась персональная выставка Любови ЕГОРОВОЙ. В экспозиции максимально разнообразно представлено творчество художника: живописные пейзажи, портреты, натюрморты, авангардные городские мотивы. Творческая жизнь долгая, поэтому переменчивая. Люба не останавливается на одном, пробуя разное. Сейчас вот, например, увлеклась акварелью.

Любовь Егорова
[Spoiler (click to open)]

Когда я впервые с ней познакомилась, она создавала картины в стиле Аристарха Лентулова, его «Василия Блаженного» и «Нового Иерусалима», участвовала в 2018 году в музейной акции «Арт-шаг в авангард». Тогда же на улице Куйбышева перед зданием музея развернулась небольшая выставка вместе с ее же коллекцией «Авангард – революция в искусстве», занявшей в 2017 году призовое место в «Поволжских сезонах Александра Васильева», с этой же коллекцией она прошла в финал международного конкурса «Русский силуэт». Тогда для меня стало открытием, что Любовь Егорова еще и модельер!
Второй раз она меня так удивила в 2019 году, представив на «Поволжских сезонах» коллекцию «Солярис», которая очень выделялась из всех. На головах ряда моделей были надеты балаклавы, из прорезей которых видны только глаза. Пресса тогда насмешливо спрашивала: «Что, так будут ходить в 2020 году?!» Не прошло и полугода, и мы все стали смотреть на мир сквозь маски.
В этом году Самарский академический театр оперы и балета выпустил премьеру – балет-couture Юрия Смекалова Back to Life, началом представления стал показ коллекции Л. Егоровой «Солярис». Вот так в творчестве Любови гармонично сочетается художник-станковист и художник-модельер.
На выставке же зрителя встречает автопортрет «Зимний вечер» (2016), написанный в манере дивы ар-деко Тамары Лемпицки. Зеленоглазая женщина-вамп 20-х годов прошлого века, с пикантной родинкой над верхней губой, укутанная в меховое боа. В экспозиции в пандан есть еще картина «Актриса» – образ очаровательной эмансипе за рулем кабриолета на фоне здания театра оперы и балета. Свободные, красивые горожанки из авангардного прошлого.
Стилистика русского авангарда особенно любима художником – сломы форм, контрастные цвета, декоративная плоскость придают городским образам вневременность. Дома в старой части Самары, так нуждающиеся в реставрации, на картинах Любы выглядят фантастически сказочными еще и потому, что от них расходятся цветные лучи, словно они подсвечены прожектором. Узнаваемые постройки города – драматический театр, синагога, Иверский монастырь – как герои на сцене: вот занавес открылся, сверкнули софиты, началось действо, где каждый герой-дом играет свою важную роль в архитектурном пространстве города.

Любовь Егорова. Желтые облака. 2014

10 лет назад одно из заветных желаний Любы сбылось – она побывала в паломнической поездке на Святой Земле, жила в женском монастыре и посетила главные христианские святыни. Творческим результатом путешествия стали картины, написанные уже потом с быстрых натурных зарисовок и фотографий, но ярко передающие впечатления. Часть работ также представлена в экспозиции выставки.
Вспоминается цикл работ Василия Поленова «Из жизни Христа». Видимо, свет и воздух Святой Земли роднят их. На своих полотнах Любовь Егорова выбирала такие ракурсы, чтобы максимально отразить особенности местности. В картинах «Хеврон», «Иудейская пустыня», «Монастырь св. Георгия Хозевита», «Гора Искушения» чувствуешь аскезу каменной пустыни, глубокую синь неба, яркую зелень деревьев, контрастные холодные тени по отношению к теплому свету. Одним из сильнейших впечатлений для автора стала вода в реке Иордан – хрустально-прозрачная, с обилием самой разнообразной живности. Автору удалось передать колорит места – такого сложного и переменчивого. Люба увидела Святую Землю в серебристом свете, в красоте без пестроты.
В 2020 году, во время пандемийного сидения дома, Люба увлеклась натюрмортами. Неудивительно: натура всегда под рукой, она замирает на нужное художнику время, не капризничает и не вертится. Так возникла серия обильных натюрмортов «Русский чай», представленная на выставке. Рябиновый и майский чай, чай из узбекской посуды, красивые скатерти, чашки, сушки – все прелести чаепития.
Одна из работ – «Субботний вечер» (2021) – отсылает к кустодиевским красавицам. Фикус, перекидной календарь, обои, вязаные салфеточки – создающие уют мещанские радости (так обруганные в советское время). Только один предмет возвращает к современности, мобильный телефон – непременный атрибут, без которого жизнь сейчас немыслима.
Натюрморт «И дольше века длится день» (2021), написанный с натуры, больше, чем натюрморт, здесь особую роль играет и городской пейзаж с видом на синагогу. Пустые стеклянные сосуды выступают символами хрупкости человеческой жизни и быстротечности времени. Строка из стихотворения Б. Пастернака, давшая название не только картине, но и всей выставке, – попытка объединить все представленное разнообразие жанров, стилей и форм, в которых работает Любовь Егорова. Она говорит: «Если художник не меняется и не растет, значит, он не работает».

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment