Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Артефакты Вячеслава Сайкова

Светлана ШАТУНОВА *

В Самарском художественном музее состоялся вернисаж выставки «Артефакты нашего времени». Художник из Ульяновска Вячеслав САЙКОВ представил зрителям свои живописные произведения. Главные герои его картин – привычные предметы, с которыми мы встречаемся каждый день, но зачастую не обращаем на них внимания: ложки, вилки, мясорубки, пластиковые бутылки, батареи...

[Spoiler (click to open)]
На первый взгляд кажется, что это обманки, предметы предстают гиперреалистично, но размер предметов далек от реальности. Половники, вилки, ножи, тарелки увеличены в десятки раз.
Художник начал писать такие картины с конца 2000-х. Какие-то работы любит больше, какие-то вовсе записывает. Он долго шел и к соразмерному формату – остановился на размере 100 х 120 см. Такая выверенность у художника во всем: в технике и технологии, в композиции, в цветовом решении. Всё, что не устраивает, – не сохраняет.
Вячеслав Сайков немногословен, даже названия картинам не дает, считает, что они должны говорить сами за себя. И правильно считает, любое название ограничивает и задает вполне конкретную трактовку и совсем не заставляет зрителя думать. А картины Сайкова – это мощная работа интеллекта. При всей видимой простоте и минимализме, казалось бы, а что в них? Что может быть в алюминиевой тарелке? Или вареном яйце? Смысловое наполнение и эмоциональные ассоциации – вопрос личного бэкграунда.

Вячеслав Викторович Сайков родился в 1954 году в Ульяновске. Окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого. С 1976 года принимал участие в художественных выставках – сначала областного, а позднее и международного значения: в выставке «Соц-Арт» 1989 года в Польше, «АРТ-Москва» в 2010 и в 2012 годах. Сотрудничал с ведущими галереями страны: в 2010 году в Восточной галерее состоялась персональная выставка художника. Работы Вячеслава Сайкова представлены в частных коллекциях в России и за рубежом.

Вырванные из бытового обихода, увеличенные в размере предметы на картинах обретают символическое значение. Мясорубка становится не только бытовым прибором для приготовления фарша, а символом прокрустова ложа или мясорубки человеческой жизни, перемалывающей судьбы или смешивающей их. Пустая алюминиевая тарелка – не просто предмет советской столовой: а может, это чаша Грааля? Надписи на кирпичных стенах «хрущёвок» не напоминают ли о пещерных росписях? Сложенные друг на друга кирпичи – древний дольмен? А чугунная батарея выглядит вовсе чередой слепцов, навевая образы из мирового искусства. Сбившиеся ложки – как люди в час пик в набитом транспорте. В общем, поле для интерпретаций широкое.
Художника привлекают и живописные особенности предметов, он выписывает их фактуру внимательнейшим образом. Ничто не ускользает от его взгляда: следы изношенности, царапины, вмятины, ржавчина, штампы...
Воссоздавая материальную плоть объектов, он придает им вес и почти скульптурный объем. Сайков работает вдумчиво, сосредоточенно, прозрачно накладывая мазки краски. В его работах преобладает серо-охристый колорит, на его фоне акцентно выделяются блики на посуде, темные тени. Иногда Сайков экспериментирует с цветом, делая фоны ярче, но они как будто проигрывают монохромным – цвет отвлекает от главного, от идеи, и много берет на себя.
Предметы на картинах статичны, время здесь как будто застыло, его нет, есть только его артефакты. Валяющаяся пластиковая бутылка, например. Куда теперь от них деться?
В экспозиции представлен триптих, выполненный в стилистике поп-арта. На центральной части изображен фрагмент проезжающего автобуса с привычной рекламой на нем – лицо улыбающейся длинноволосой девушки. На другой – также фрагментированное изображение окна трамвая, в нем виден женский профиль в скромной одежде и платке. Яркая надпись «ВХОД» на ярко-красном внушает зрителю оптимизм, который некоторым образом развеивается при виде этой уставшей женщины.
Одна работа на выставке отличается бо́льшим форматом и наличием драматического содержания – символический автопортрет художника. Справа изображена обнаженная мужская фигура, сидящая на корточках. Из одежды на нем только шапка-ушанка, надев которую, он словно становится невидим в толпе. Мотив одиночества в городе так явно и болезненно здесь ощутим. При отсутствии явных признаков города лишь брошенные окурки на тротуарной плитке и вазон с цветущими петуниями напоминают о нем. Этот же мотив звучит и в картине, единственный герой которой смотрит на зрителя – это дворовый пес, явно напуганный, загнанный, стоящий у ажурной ограды на подтаявшем снегу. В этих картинах нет сюжета, нет бытовой ситуации, есть лишь предметы, вносящие вполне определенное значение, зацепившись за которые, можно выстроить сценарий с завязкой и финалом.
Смотря на картину с изображением железной дороги, вспомнила, что любила наблюдать из окна поезда, как перед глазами мелькают рельсы – символ жизненного пути, скоротечности и бесконечности времени.
Интересна серия стен домов и строительных лесов. Серые кирпичи, местами замшелые, с остатками расклеенных объявлений. Их горизонтальный спокойный ритм разрушается вертикалями водопроводных труб, а красивая живописная фактура досок с обшарпанной поверхностью – торчащими кривыми гвоздями.
Картины Сайкова требуют всматривания, их размер и статичность изображения завораживают или удивляют, но не оставляют равнодушным. Воссоздавая подробно все особенности предмета, вырывая его из привычного обихода, художник выносит его в формат вечности.
Вячеслав Сайков сумел в малом увидеть большое, а в простом – сложное.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Наука логики и логика науки

    Герман ДЬЯКОНОВ * Ах, обмануть меня не трудно. А сам-то я рад ли обманываться, как утверждает Пушкин? Сегодня будем говорить о тех случаях,…

  • Точность – «вежливость плюс»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Некоторые из людей, далеких от естествознания, обычно удивляются, когда узнают, что существует только одна точная наука,…

  • Вычисляя ранг «Матрицы»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Рисунок Сергея САВИНА Знаменитый Илон Маск в 2016 году оказал на скучающую мировую общественность шокирующее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment