Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Музыка на сопках Маньчжурии

Игорь ВОЩИНИН *
Фото предоставлены департаментом культуры и молодежной политики администрации г. о. Самара

Взаимоотношения с жанром духовой музыки у каждого складываются по-своему. Детство автора проходило в Куйбышеве в коммунальной квартире в двух кварталах от старого, деревянного, но изящного речного вокзала. Именно с ним у меня и ассоциируется музыка духового оркестра.

В 40–50-х годах Волжское пассажирское пароходство было очень развитым, и летом через открытые окна квартиры я постоянно слышал громкое вокзальное радио: «Внимание! С причала № 3 отправляется пароход, следующий вниз до Астрахани (или вверх до Москвы, Ярославля)». Вслед за этим как приветствие обязательно звучала запись легендарного марша «Прощание славянки», давно ставшего символом жанра духовой музыки. И эта процедура повторялась ежедневно до десяти раз. Так что часть моего детства проходила исключительно под духовой оркестр. А рядом, на Некрасовской, в клубе швейников – ныне театре «Камерная сцена» – по выходным выставлялся фанерный щит: «Вечер танцев. Играет духовой оркестр».


[Spoiler (click to open)]
Но со временем построили новый современный комплекс речного вокзала, на месте старого на Некрасовском спуске появилась прекрасная набережная, а па-де-катр и танго «Брызги шампанского» сменили рок-энд-ролл и твист. Духовые оркестры остались разве что в штате конвойного полка и пожарной службы, хотя «Марш энтузиастов» продолжал звучать на первомайской демонстрации, а траурный марш Шопена стал воистину бессмертным кодом погребальной церемонии. Духовой оркестр продолжал жить с функциями военной маршевой музыки, но сопровождал воинские и гражданские ритуалы и торжественные церемонии.
В разные годы в духовой музыке звучали и сочинения известных композиторов-академистов. Можно вспомнить Верди, Мясковского, Стравинского, Хиндемита, Мийо, хотя для них это были всего лишь эпизоды творчества. Но духовой оркестр – это всегда ярко, радостно, красиво, и одновременно этот музыкальный жанр едва ли не самый демократичный вид музицирования. Тем не менее духовой жанр начал отходить на второй план, становиться прикладным. Спал его бум, резко уменьшилось и количество музыкальных коллективов.
Но в конце ХХ века духовая музыка стала входить в большое искусство. Вспомнили, что она имеет эмоциональную силу воздействия на человека, помогает глубже проникнуть в его мысли и чувства, а духовой оркестр обладает огромными выразительными возможностями. Появились новые высокопрофессиональные коллективы, и вполне стало можно говорить о возрождении жанра.
***
В этот благотворный процесс включилась и Самара. И нужно отметить, что в рядах активистов движения у нас в городе оказалось немало высоких профессионалов. В институте культуры благодаря стараниям профессора Анатолия Майорова была создана кафедра духовых инструментов, много сделали музыканты и организаторы Михаил Куликов, Владимир Гузиев, Геннадий Крючков, Михаил Олейников, а профессор СГИК доктор искусствоведения Дмитрий Дятлов написал книгу об истории духовой музыки в Самаре.
В 1992-м было создано бюджетное учреждение городского округа Самара «Духовой оркестр» – лидер в процессе развития и популяризации жанра. Бессменный художественный руководитель и главный дирижер оркестра – опытный музыкант, заслуженный артист Самарской области Марк Львович Коган, а оркестр находится под постоянным вниманием и заботой департамента культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара. Муниципальный оркестр всегда среди активных организаторов и непосредственных участников больших музыкальных праздников. Один из них – Всероссийский фестиваль духовых оркестров «НА СОПКАХ МАНЬЧЖУРИИ» – в конце июня прошел в Самаре с приглашением известных коллективов всей страны.

И это не случайно. Ведь именно в Самаре в Струковском саду 24 сентября 1908 года впервые прозвучал знаменитый вальс с таким названием. Причем его исполнением дирижировал автор, капельмейстер 214-го Мокшанского пехотного полка Илья Шатров. Вальс был посвящен памяти воинов полка, которые в ходе русско-японской войны 11 дней вели кровопролитные бои под Мукденом и почти все погибли.
В 1906 г. оставшиеся в живых вошли во вновь сформированный полк, который разместился в Самаре. Участник того сражения Илья Шатров был награжден орденом Святого Станислава с мечами и, находясь в Самаре, закончил работу над вальсом.
С установлением Советской власти вальс какое-то время трактовался как символ царизма и белогвардейщины и практически не исполнялся. Он вновь стал популярным в 1945-м, когда уже в ходе Второй мировой войны советские войска громили японскую армию, в том числе и в районе Мукдена. 66-летний Илья Шатров вновь руководил военным оркестром теперь уже танкового полка.
В историю музыки Шатров вошел как знаменитый автор одного произведения, хотя количество самых разных исполнительских версий мелодии и сделанных во всем мире ее звукозаписей подсчитать невозможно. Популярность вальса стала фантастически огромной!
***
К сожалению, в Струковском саду не состоялось намеченное на дни июньского фестиваля открытие скульптуры «На сопках Маньчжурии». Познакомиться с работой Николая Куклева и Алексея Панина жители Самары смогли пока только по фотографиям, но состоявшийся праздник духовой музыки в целом прошел успешно.
Он начался с бравурных звуков, под которые все участники прошествовали по набережной Волги от Первомайского спуска до склона площади Славы. Праздничный марш-парад прерывался персональными плац-концертами. Участниками парада стали, конечно, и очаровательные мажоретки в красивых ярких костюмах и киверах, которые с барабанами грациозно вышагивали во главе шествия. Девушки не скрывали собственного удовольствия от происходящего, хотя на фестиваль они приехали из Уфы и Сургута.

Вечером в пяти городских парках, на набережной Волги и на площади у ДК «Нефтяник» в Куйбышевском районе состоялись концерты с участием 11 оркестров, а в парке имени Гагарина – концертная программа детско-юношеских духовых оркестров области. Завершился фестиваль пятичасовым гала-концертом на сцене склона площади Славы.
Самарская область на фестивале была представлена тремя коллективами: кроме муниципального оркестра Марка Когана выступали два духовых оркестра Росгвардии – из Самары и Тольятти.
Старейшим участником фестиваля оказался созданный в 1941 году оркестр из Перми. В 2015-м он получил статус краевого автономного учреждения культуры «Пермский губернский оркестр» и сегодня успешно сотрудничает со многими другими творческими коллективами, в том числе с балетной группой, которая показала яркий номер «Антре-кабаре». Оркестр активно гастролирует в России, побывал во многих странах Европы.
Созданный в 1993-м при Саратовской филармонии концертный оркестр духовых инструментов «Волга-Бэнд» в самарском фестивале уже участвовал. В прозвучавшей новой программе после фантазии на мелодии Дунаевского к оркестру добавился аккордеон с двумя виртуозными пьесами в исполнении Марии Селезневой. А завершилось выступление легендарным аргентинским танго «Эль Чокло».
Представленные участниками фестиваля программы были разными по характеру. Неоднократно выходивший на самарскую сцену Ульяновский государственный оркестр «Держава» показал новую программу, в которой инструментальные пьесы с элементами джаза чередовались с версиями академических хитов в исполнении талантливых вокалистов.
Особый успех у зрителей выпал на долю концертного оркестра «Урал-Бэнд» из Екатеринбурга. Среди собратьев по жанру он выделяется оригинальностью программ, каждая из которых – своеобразный шоу-спектакль. Свое выступление оркестр начал с известной bossa nova Куинси Джонса, после чего все музыканты на сцене танцевали и разыгрывали шутливые сценки. Оркестр уже дважды включали в книгу рекордов Гиннесса: за исполнение футбольного гимна составом из 600 музыкантов и за марш, который игрался во время спринтерской гонки музыкантов на лыжах. Художественный руководитель «Урал-Бэнда» – наш бывший земляк Александр Павлов. Окончив Куйбышевское музучилище, он продолжил обучение в Московской консерватории. Ныне, уже в звании полковника и заслуженного деятеля искусств России, Павлов руководит известным в разных странах мира музыкальным коллективом.
Знание тонкостей жанра и умение их широко использовать продемонстрировали музыканты Нижегородского губернского оркестра под управлением профессора, заслуженного артиста России Евгения Петрова. Начав с фантазии по симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», нижегородцы представили большую программу, в которой прослушивались и джаз, и ретро-музыка, и музыкальные вольности парижского кабаре, и патриотические песни о России. Причем отдельные оркестровые композиции сопровождались блестящими и талантливо исполненными номерами шоу-балета, а также интересным вокалом.
Интересную программу, в которой преобладала музыка современных отечественных композиторов, представил Концертный оркестр духовых инструментов Ростовской филармонии. Отдельно хотелось бы отметить сделанные мастерски и с широким использованием богатых тембровых возможностей большого инструментального состава аранжировки исполненных композиций.
***
Гала-концерт открыл муниципальный оркестр Самары, представивший программу, выдержанную в строгих канонах и критериях жанра, а завершал праздник Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации с главным дирижером подполковником Аркадием Шмелевым. Мощной кульминацией Всероссийского музыкального праздника стало подлинно апофеозное звучание огромного сводного оркестра из 500 музыкантов. Дирижировал наш земляк, ныне – старший концертмейстер Центрального военного оркестра министерства обороны России Константин Чуйков.
Апофеозом же музыкального фестиваля стало исполнение сводным оркестром под управлением Марка Когана вальса «На сопках Маньчжурии» и торжественного марша Семена Чернецкого «Слава Родине!» с включением под торжественный звон колоколов фрагмента композиции Михаила Глинки «Славься!». Славица была всеобщей, поскольку и амфитеатр самой площади Славы гремел восторженными аплодисментами зрителей.
В Самару приехали известные в стране мастера жанра. Формата конкурса с выявлением лауреатов и дипломантов фестиваль не имел. В описании события можно было бы, конечно, сопоставить коллективы, сравнивая их техническое мастерство, чистоту интонации, отточенность музыкальной фразировки, развитость исполнительского дыхания музыкантов-духовиков, сочность и динамическое разнообразие звучания, но думаю, что делать этого не следовало. Вне сомнения, все участники фестиваля – талантливые музыканты, мастерски владеющие непростой и своеобразной спецификой жанра. Уверен, что при всем различии исполнительских манер, индивидуальных предпочтений в выборе программ их объединяло главное: мастерство, профессионализм и искренняя любовь к избранному жанру музыки.

Наверное, именно эти качества и сделали прошедший фестиваль подлинным праздником высокого искусства и для участников, и для зрителей, которые увлеченно жили в мире замечательной музыки. Откровенно признаюсь, автор сам был в восторге: фестиваль превратил меня в горячего любителя духовой музыки, поскольку открылось, что она может быть очень разной, интересной и талантливо исполненной.

* Член Союза журналистов и Союза профессиональных литераторов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 8 июля 2021 года, № 14 (211)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment