Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Джазовый май

Игорь ВОЩИНИН *

Заметно активизировавшийся клуб «Движение» продолжает радовать самарских меломанов творческими встречами с ведущими отечественными и зарубежными джазовыми исполнителями. Совместно с Самарской филармонией клуб заполнил прошедший май серией интересных проектов в рамках Второго Международного джазового фестиваля на разных сценических площадках города.

Начался фестиваль на сцене филармонии, на подмостки которой вышел блестящий американский пианист с венесуэльскими корнями Бенито ГОНЗАЛЕС, ставший, вне сомнения, хедлайнером самарского музыкального праздника. Музыкант является эндорсером знаменитой компании Steinway&Sons.

Бенито Гонзалес

[Spoiler (click to open)]
Выступление прошло успешно, а новейший музыкальный салон «Сириус» устроил творческую встречу с Гонзалесом, которая прошла в дружеском общении американского мастера с самарскими джазменами. Пианист рассказал о своем семилетнем сотрудничестве с выдающимся саксофонистом Кенни Гарреттом и ответил на различные вопросы, в том числе об особенностях своей стилистики. Накануне в кулуарных обсуждениях в концертном зале филармонии далеко не все слушатели-профессионалы оценили их c единодушным одобрением.
Бенито относительно молодой исполнитель, свое 45-летие в этом году ему довелось встретить в России: на «Радио Jazz» прошла презентация вышедшего на российском лейбле Rainy Days Rеcord пятого альбома Гонзалеса Sing to the World («Пой миру»). «Живая» презентация состоялась также в джаз-клубе Игоря Бутмана с участием близких друзей и соратников Бенито. В Самару вместе с Гонзалесом приехал и глава Rainy Days Record Евгений Петрушанский, и фестивальное выступление Гонзалеса также полностью состояло из музыки этого звукового альбома, все треки которого – собственные композиции Бенито.
Родившись в Венесуэле в музыкальной семье, Бенито капитально обосновался на американской джазовой сцене в конце девяностых. В 2005-м он стал победителем престижного конкурса The Great American Piano Competition, дважды становился номинантом премии «Грэмми», а в 2010-м критиками Jazz Times назван лучшим новым исполнителем джаза США. С 2007-го он семь лет был пианистом в квартете саксофониста Кенни Гарретта, а затем два года играл со знаменитым Фэроу Сандерсом. Сегодня музыкант преподает в Центре исполнительского искусства в Нью-Джерси, регулярно проводит мастер-классы в разных странах. Кроме совместных выступлений и звукозаписей со многими ведущими исполнителями мирового джаза, Бенито регулярно играет с собственным трио.
Исполненную Гонзалесом в Самаре программу вполне можно уложить в рамки mainstream. Без сомнения, присутствовало всё, без чего не может существовать главное направление в стилистических категориях джаза. Хотя автору показалось, что демонстрация буквально атлетической техники пианиста иногда шла в ущерб мелодике, подводя ее к опасной границе с формой технического экзерсиса.
Наиболее отчетливо эти и некоторые другие особенности исполнительской манеры Бенито проявились в его недавних совместных записях с одним из самых энергичных представителей раннего фри-джаза теноровым саксофонистом Фэроу Сандерсом, в годы работы с Кенни Гарретом Гонзалес ухитрялся не порывать с тональностью и ритмической регулярностью. Наверное, Бенито как музыкант всё же тяготеет к джазовой традиции с ее упором на мелодическое развитие, квадратность музыкального мышления и ритмическую организованность. Гонзалес обладает великолепной техникой. В его исполнительской манере присутствуют мощные фортепианные энергетические выбросы и индивидуальный саунд. Конечно же, поражают его мощное туше и очень внушительная аккордная звучность.
Многие музыкальные критики усиленно ищут в музыке Гонзалеса признаки латиноамериканских интонаций, но мне кажется, что у родившегося в Венесуэле пианиста их не так уж много. Лично я считаю, что вообще в так называемом латиноамериканском джазе как раз собственно джаз вытеснен очень яркой своеобразной латиноамериканской ритмикой, и порой зажигательные самбо, мамбо, а то и ча-ча-ча здесь довлеют над элементами чистого джаза. Исключение составляет разве что босанова, в 60-е великолепно вписавшаяся в подлинный джаз-кул с подачи выдающегося саксофониста Стена Гетца и гитариста Чарли Берда, а также замечательных композиторов и музыкантов Антонио Карлоса Жобима и Жоа Жильберто.
В мае 2021-го в трио с Бенито на самарской сцене играли два главных «ритмача» отечественного джаза – барабанщик Саша МАШИН и контрабасист Макар НОВИКОВ. Им было где развернуться и показать свое мастерство! В Самаре они оба уже неоднократно выступали с различными собственными составами и зарубежными гастролерами. Из последних запомнились выступления Саши с американскими мастерами – певицей Деборой Браун и тенористом Чадом Лефковицем-Брауном. Этот саксофонист в 2019-м участвовал в специальном выпуске моей авторской радиопрограммы «Вот вам джаз», а от Саши я тогда получил его дебютный альбом Outsidethebox. Кстати, с этого диска вообще началась жизнь уже упоминаемого питерского лейбла, на котором сделал свой альбом Sing to the World Бенито Гонзалес.
Cаша Машин – великий мастер игры, солист, и при потрясающем владении ударными инструментами он ухитряется придавать каждому своему соло характер оживленной беседы со слушателем с ее огромным количеством интонаций. Игра Машина – это целая энциклопедия ритмического языка современного джаза, и слушатель счастлив ее познать и прочувствовать в игре музыканта четкость, драйв и эффектный свинг.
Саша Машин с Макаром Новиковым близко познакомились в 2015 г. в группе российских музыкантов, побывавших на стажировке по программе «Открытый мир» в США, а далее они сошлись в «МосГорТрио» Якова Окуня. У самого Новикова были собственные ансамбли-трио, квартеты и знаменитый Overbass. Уникальным стало его участие в Jazz Classic Trio. Макар многими коллегами приглашается на выступления и записи, и в предстоящем в июне фестивале «Белые ночи» в Санкт-Петербурге он выйдет в составе ансамбля Давида Голощекина «Четверо». А в Самаре Макар неоднократно выступал в абонементных концертах Даниила Крамера.
Сотрудничество Новикова и Машина стало действительно очень удачным, а вообще прекрасный дуэт дополнил и украсил выступления уже очень многих подлинных мастеров джаза.
***
Во втором отделении фестивального концерта на сцену вышла певица Алина ЕНГИБАРЯН. Известность она получила, став победителем XIII конкурса Shure Montreaus Jazz Vocal Competition, который сопровождает одно из десяти старейших и самых престижных событий в музыкальном мире – Джазовый фестиваль в Монтрё (Швейцария).

Алина Енгибарян

Алина родилась в Ростове в музыкальной семье. У отца, большого любителя джаза, была прекрасная фонотека, да и мама всеми силами приобщала малышку к замечательному миру звуков. По собственным воспоминаниям, петь девочка начала в 3 года, стоя на табуретке перед родителями и их гостями. Ее дед – ветеран отечественного джаза барабанщик Николай Гончаров – играл во всех знаменитых биг-бэндах страны. Алина рано начала выступать с местными ансамблями, а также с легендарным оркестром Кима Назаретова. В 18 лет девушка продолжила музыкальное образование в Голландии, где занималась композицией, игрой на фортепиано и пением, и уже тогда она начала активно выступать в странах Европы. В 2016-м Алина переехала в США, где в январе 2017-го записала свой дебютный альбом Diving Down the Road. В 2018-м она стала артисткой лейбла Ground Up Music и сегодня в Нью-Йорке успешно выступает со своим инструментальным составом.
Те, кто в Самаре шел на фестивальный концерт с намерением услышать в исполнении Алины легонькие «песнюшки», оказались разочарованы. Ожидание кайфа от привычной программы вокально-джазового музицирования с эвергринами и уже заполнившими уши стандартами, с экскурсами в популяр, не оправдалось. Весь вечер Алина исполняла собственные сочинения, причем мелодика композиций была достаточно сложной, с необычными угловатостями и неожиданными поворотами.
Слушатель в зале, не загруженный хотя бы по минимуму музыкальным опытом, едва ли смог бы воспроизвести только что услышанное. А про что пела Алина? Не требовалось знание английского, чтобы понять, о чем может петь молодая и красивая женщина, одаренная большим талантом, а также глубоким и ярким голосом. Ну конечно же, о любви, о встречах и разлуках, о прелестях и сложностях чувств, о жизни во всем разнообразии ее проявлений. Звучали неординарные мелодии, необычные по мелодической и ритмической выстроенности. Голос у Алины без особых тембровых изысков, но с мягкой, деликатной интонацией и подачей. Хочется отметить и такое важное качество, как высокая эмоциональная культура ее вокала.
Алина по ходу концерта отлично сама справлялась с партией клавишных в ансамбле. Любопытными были диалоги вокалистки с альт-саксофоном Карлоса Энрике ЭЧАВАРРИА. В отдельных сольных эпизодах музыкант выглядел как вроде бы случайно вышедший на сцену и нарочито противопоставляющий свою игру манере вокала Алины. А ритм-группа состояла из оставшихся на сцене после трио с Гонзалесом Макара Новикова и Саши Машина, и тут комментарии, понятно, не требуются.
***
На другой фестивальной площадке – в музыкальном ресторане Rout Grill – джаз представлял уникальный московский тромбонист Сергей ДОЛЖЕНКОВ со своим квинтетом, состоявшим из музыкантов, каждый из которых сам является солистом. Прозвучали композиции яркого стиля фьюжн, иногда сложно вписывающегося даже в новаторские, хотя и привычные уже интонации современного джаза-модерн.

Сергей Долженков и его квинтет

Сергей Долженков родился в Томске, учился музыке в Кемерово и Санкт-Петербурге. В Питере он случайно встретился с музыкантами группы певицы Елены Ваенги, где и работал какое-то время. После ухода из этого ансамбля Сергей занялся сольной карьерой, руководствуясь, по собственным словам, принципом великого Чика Кориа: «К намеченной цели нужно идти упорно, но маленькими шажками и поэтапно».
На одном из этих этапов Сергей был замечен и приглашен Игорем Бутманом в легендарный биг-бэнд, где до настоящего времени является одним из главных солистов. У Долженкова появился собственный квинтет, в разные годы были и другие музыкальные проекты. Затем Сергей стал в Москве педагогом Академии джаза. До недавнего времени это был Московский институт культуры, ректор которого Игорь Бутман превратил его в Академию джаза.
Осенью 2020-го на лейбле Butman Music у квинтета Долженкова появился в стилистике фьюжн дебютный альбом Rebirth («Возрождение»), который имел успех у слушателей и отличную прессу. Квинтет отдельно от оркестра Бутмана выступал на фестивалях и концертах, причем сам Сергей иногда кроме тромбона брал в руки дудук и даже диджерибон – экзотический инструмент родом из Австралии, используемый в музыкальной практике Европы очень редко. Своеобразной визитной карточкой ансамбля стала концертная программа All Colors, в которой музыкант продемонстрировал широкие возможности тромбона в самых разных стилях, где-то даже с выходом из собственно джаза.
В Самаре Долженков как инструменталист показал просто фантастическую технику владения сложным кулисным тромбоном, почти на уровне трубачей. Его игре свойственны свингующая экспрессивность, непредсказуемость музыкального мышления и плотность импровизационных линий. Иногда он использует граул-эффекты и тембральные призвуки, что придает особую изощренность фразировке.
Как музыкант Сергей приветствует синтез и слияние разных направлений и жанров, поэтому в прозвучавшей на фестивале программе мы услышали стык собственно джаза с рок-музыкой, а временами даже с элементами хип-хопа. И всё это звучало с успешным использованием современных музыкально-исполнительских технологий.
Музыкант признается, что все программы ансамбля он ориентирует, прежде всего, на слушателей-меломанов без предрассудков, которые готовы к восприятию различных экспериментов в творчестве. Нужно отметить, что и все соратники Долженкова по квинтету – высокие мастера-профессионалы, всегда готовые к каким-то поискам и новым открытиям в музыке. Это и молодой, но высокоталантливый гитарист Евгений ПОБОЖИЙ – кстати, земляк и друг Сергея, и опытные, с солидными послужными списками и широким сотрудничеством с мастерами мирового джаза бас-гитарист Антон Давидянц и исполнитель на ударных инструментах Петр Михеев.
***
В Самарской филармонии состоялась встреча меломанов с талантливым пианистом и певцом Олегом АККУРАТОВЫМ. Этот замечательный исполнитель уже неоднократно бывал в Самаре в составе биг-бэнда и квинтета Игоря Бутмана, в которых Олег сегодня постоянно работает.

Олег Аккуратов и Михаил Щербаков

На фестивале Олег вместе с Академическим симфоническим оркестром филармонии исполнил два самых известных опуса большой формы великого Джорджа Гершвина – фортепианный концерт и «Рапсодию в стиле блюз». Сам Аккуратов говорит, что он всегда восхищался творчеством Гершвина, полюбил его музыку с детства, когда еще только начинал знакомиться с джазом, – ведь это музыка свободы и любви, души и тепла.
Дирижирующий в этот день на сцене художественный руководитель филармонии Михаил ЩЕРБАКОВ об Аккуратове сказал так: «Олег – удивительный человек, хотя и воспринимает всё только на слух. Бог дал ему большое счастье – его талант, любовь к музыке, способность выражать в музыке свои чувства и дарить это людям. Олег – музыкант экстра-класса и прекрасный человек».
За роялем Олег сумел убедительно передать залу всё великолепие музыки Гершвина, хотя слушатели этим, конечно, не удовлетворились. Дополнительно Олег Аккуратов исполнил на рояле и спел пять замечательных стандартов, в компании которых, кстати, оказалась и джазовая импровизация на тему легендарной «Ах, Самара-городок».
***
Полистилистика самарского фестиваля уже отмечалась. Он стал даже многожанровым, поскольку на сцену Rout Grill вышел ансамбль Non Cadenza с фронтвумен – певицей и композитором Сашей АЛМАЗОВОЙ. Программа называлась «Электроакустика», и это была уже совсем другая музыка – откровенный поп лишь с некоторыми признаками джаза. Хотя популяр, если он качественный и профессионально исполненный, вполне имеет право быть на сцене.
В рамках фестиваля прошел и детский фестиваль. Moving Club for Kids проводился на сцене в уютном дворике Музея Модерна, у стен храма Пресвятого Сердца Иисуса. По счастливому совпадению состоялся он 1 июня, в Международный день защиты детей.

На Moving Club for Kids

Нужно отметить, что обучению джазу на первой ступени музыкального образования в Самаре уделяется всё больше внимания. Да и вообще в стране взаимоотношения подрастающего поколения с музыкой, еще недавно считавшейся идеологической диверсией заклятого империализма, стали совершенно иными. Я помню наши бесконечные споры на темы джаза с часто бывавшим в Куйбышеве уважаемым композитором, педагогом и авторитетом Дмитрием Кабалевским. Представить себе тогда официальную систему обучения джазу не только детей, но и студентов средних и высших специальных учебных заведений было просто невозможно. Приказ министерства культуры об открытии факультетов эстрады и джаза вышел только в 1974-м. Потребовалось капитальное изменение всей стратегии обучения, которое должно использоваться для выведения музыкальных интересов, вкуса и качества восприятия музыки на более высокий уровень развития.
Участниками детско-юношеского сектора состоявшегося джазового фестиваля в Самаре стали учащиеся в возрасте от 6 до17 лет, представляющие ДШИ № 3 «Младость», ДШИ № 8 «Радуга», ЦВР «Парус», джазовую студию «Движение» и так далее. И, наверное, было бы совершенно некорректным в статье о джазовом фестивале с участием высоких профессионалов давать оценку выступлениям юных музыкантов и вокалистов; уже одно их появление на фестивальной сцене – это признак успехов в самой системе музыкальной подготовки и приобщения к замечательному искусству джаза большого количества любителей искусства.
***
Так случилось, что фестиваль в Самаре прошел под лозунгом «Долой хронологический черед!». Начался он с современного джаза ХХI века, а завершился тем, с чего эта музыка в первые десятилетия ХХ века зарождалась.
Два последних концерта для самарских любителей джаза играл традиционный квартет Константина ГЕВОНДЯНА. Одна из его программ называлась Ties & Hells, и в нее вошли шедевры золотой эры джаза: популярные песни и инструментальные мелодии бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов, а также концертные номера исполнителей 1930–50-х годов. Всё это сегодня – музыка околоджазового ретро, которой не перестают восхищаться слушатели разных поколений во всех концах мира. Другая программа была посвящена 120-летию со дня рождения великого Луи Армстронга и называлась Hello, Satchmo. Напомню, что Satchmo (Сумчатый рот) – это шутливое сценическое прозвище Луи.
Константин Гевондян – выпускник Академии имени Гнесиных, занятия музыкой начинал в духовом оркестре подмосковного пионерского лагеря. Вернувшись домой, трубу он не оставил и поступил в кружок во Дворце пионеров на Ленинских горах. Оттуда Костя пришел в музыкальную школу, затем были музучилище и Гнесинка. В эти годы мальчик заразился джазом и начал поигрывать в собранной группе увлеченных любителей, которая затем превратилась в существующий и поныне ансамбль Moscow Ragtime Band. Любовь к традиционному джазу сохранилась надолго, и сегодня Константин со своим ансамблем играет его в баре Big, в престижном джаз-клубе «Эссе», часто приглашается как солист для выступлений с разными другими составами столичных джазовых групп. Понятно, что в мировом джазе кумиры Гевондяна – это пионеры жанра Нью-Орлеана, Чикаго и Нью-Йорка, среди которых первым, естественно, был Армстронг.
Сам Сэчмо очень не любил, когда его называли джазовым музыкантом, хотя, вне сомнения, стал символом жанра. Говорить о джазе – значит говорить об Армстронге, историю этой музыки невозможно представить без Луи. Кто-то из музыковедов точно сказал, что если написать самую главную книгу о джазе, то в ней уместен будет библейский зачин: В начале был Армстронг. Поэтому то, что Гевондян посвятил фестивальную программу именно Армстронгу, вполне естественно и закономерно. Но сам первый гений джаза именовал себя не иначе как «развлекатель публики». Именно в этой роли он всю жизнь играл на трубе и хриплым голосом пел незамысловатые песенки в ночных клубах, барах и дансингах Америки и Европы.
Константин Гевондян в фестивальной программе не стал ломать созданный самим Сэчмо образ, но для этого нашему музыканту в этот образ нужно было войти самому, и он это замечательно сделал. Нет, его программа не стала сборником кавер-версий, Гевондян именно воспроизводил манеру игры и пения Луи. Он достаточно точно выдавал чистый и изящный звук трубы с яркой, вроде бы рассчитанной на внешние эффекты, но обладающей необыкновенной одухотворенностью манерой игры самого Сэчмо. А пение Константина, даже без привычной хрипоты Луи, – чисто американский вокал, причем с наполненной теплотой и присущей только Сэчмо фразировкой. Слушая Гевондяна, невольно вспоминаешь Луи, который в своем творчестве мог соединить индивидуальное самовыражение с беспредельной общедоступностью музыки и где-то даже с ее грубой простотой и спонтанностью.
В концерте вместе с квартетом Гевондяна пела интересная и, вне сомнения, талантливая Полина КАСЬЯНОВА. Имеющая серьезное музыкальное образование и владеющая разными вокальными жанрами и стилями, певица очень точно прочувствовала и без каких-то голосовых изысков и заморочек передала все особые прелести именно традиционного джаза. Замечательным был и вокальный дуэт Гевондяна и Касьяновой в ряде знаменитых хитов, записанных в начале прошлого века самим Сэчмо вместе с постоянной соратницей Велмой Миддлтон. Прекрасно прозвучали Swingin` on Nothing, Baby, It`s Cold Outside, конечно, Saint Louis Blues, а в бессмертной Let My People Go дуэт стал трио за счет голоса пианиста Евгения СИВЦОВА.

Константин Гевондян и Полина Касьянова

Конечно, Армстронг, как правило, играл и записывался в численном составе традиционной группы нью-орлеанского стиля. Гевондяну пришлось обходиться более скромным квартетом, но его соратниками в Самаре были ведущие российские музыканты. Хорошо известный у нас и едва ли не лучший российский контрабасист Сергей ВАСИЛЬЕВ, виртуоз-барабанщик Павел ТИМОФЕЕВ и пианист Евгений Сивцов очень точно вписались в стилистику исполненной программы. Выступление квартета стало вполне достойным завершением очередного содержательного и интересного джазового праздника в Самаре.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Джаз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment