Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Взаимная любовь. Новый этап

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

На сцене Тольяттинской филармонии прошел юбилейный вечер профессора Московской консерватории по классу камерного ансамбля заслуженной артистки РФ Ирины КАНДИНСКОЙ (фортепиано). С 2005 года в течение 10 лет под ее патронажем в частном культурном центре «Персона» проходил ежегодный международный камерный фестиваль «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…» с участием российских и зарубежных музыкантов.

Концертмейстер и солист Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» заслуженный артист России Алексей Лундин (скрипка) стал партнером юбилейного концерта. Синергия двух хороших музыкантов заранее радовала, а заявленная программа из сонат Шуберта, Бетховена и Франка обещала качественный вечер в рамках окончания филармонического сезона. Концерты сейчас идут на убыль, оркестры и коллективы перемещаются на открытые площадки. Камерная музыка – своего рода индикатор, который позволяет вдумчиво анализировать и сортировать впечатления сезона.

Ирина Кандинская и Алексей Лундин

[Spoiler (click to open)]
Давняя дружба с Тольятти обоих музыкантов предсказывала искренность атмосферы. И действительно, тем вечером имели место хорошая отдача и тонкая настройка зала.
С Тольятти судьба связала Ирину Михайловну в период ее активной профессиональной и педагогической деятельности. Со сцены вспоминали творческую биографию. Пианистка окончила Ленинградскую консерваторию по классу профессора Бузе. Брала уроки у Л. Брумберга и С. Нейгауза, со студенческих лет увлекалась камерной музыкой. Ее партнерами были замечательные музыканты: З. Винников, Ф. Хиршхорн, М. Майский, Д. Шварцберг, Б. Пергаменщиков. С последним исполнителем Кандинская участвовала в 1974 году в Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, где Борис Пергаменщиков был удостоен Первой премии.
Затем она участвовала в созданном Рихтером камерном ансамбле из молодых музыкантов. Общение еще в студенческие годы с такими дирижерами, как Е. Мусин и Н. Рабинович, расширило музыкальный кругозор. Многие годы ее связывала человеческая дружба с Н. Гутман и О. Каганом. После окончания консерватории пианистка гастролировала по миру. Выступала в Уигмор-холле, Концертгебау, Берлинской и Пражской филармониях, Большом и Малом залах Московской и Санкт-Петербургской консерваторий.
Ирина Кандинская принимала участие в мастер-классах и фестивалях в Саарбрюккене (Германия), Шлезвиг-Гольштейне, в фестивалях памяти О. Кагана в Москве и Кройте, в Асколе-Пичено (Италия), имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде. Профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского воспитала множество студентов, ставших лауреатами всероссийских и международных конкурсов.
Фестиваль на Волге привлек внимание камерных музыкантов благодаря усилиям идейной вдохновительницы. Помню, каким мощным аккордом из отличных концертов звучал месяц июнь в течение нескольких лет. Культурный центр «Персона» становился центром притяжения столичных исполнителей самого высокого ранга. Здесь они встречались, общались, много репетировали, сыгрывались, планировали новые выступления.
Любители музыки слетались в маленький зал «Персоны», чтобы насладиться встречами с теми, чьи имена обычно украшают афиши залов Москвы и Петербурга. За 10 лет нас радовали Квартет имени Д. Ойстраха, семейный ансамбль альтиста Федора Белугина, французский пианист Жан-Бернар Помье, скрипачка Анна Кандинская, альтистка Мария Теплякова, пианист Александр Осминин, виолончелисты Алексей Жилин и Эмин Мартиросян...
Состоялись интереснейшие исполнительские эксперименты! «Гольдберг-вариации» И. С. Баха в переложении для струнного трио репетировались всего две ночи, так как исполнители съехались из разных стран. Струнный секстет А. Шёнберга «Просветленная ночь» с зачитанным стихотворным предисловием солисты «Виртуозов Москвы» исполнили вскоре после премьеры в столице. Наша публика адекватно приняла это непростое произведение с элементами додекафонной техники. Традиционно в программе фестиваля участвовали юные музыканты из Тольятти и других городов. Открытием для тольяттинцев стали 10-летний скрипач из Севастополя Матвей Блюмин и пианистка из Жигулевска, ныне учащаяся ЦМШ при МГК имени Чайковского Калерия Козлова.
Владелец пивзавода «Хорлбат» Сергей Ботов и его единомышленники обеспечивали участников фестиваля всем необходимым для творческой деятельности, устраивали экскурсии, знакомили с красивыми уголками Самарской Луки. Финальный гала-концерт проходил обычно в филармоническом зале.
Так, в 2015 году участники фестиваля выступали с Тольяттинским симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Феликса Коробова и с солистами театра Денисом Макаровым и Анной Петражицкой.
Каждый фестиваль традиционно завершался артистическим капустником, где музыканты выступали в новых амплуа, разыгрывали друг друга и общались неформально. Тольятти и пивзавод постепенно ассоциировались у преподавателей и студентов столичной консерватории с высокой планкой фестивальных программ под брендом Кандинской и местным гостеприимством.
***
Открыла юбилейный вечер скрипичная Соната ля минор Шуберта. Юбилярша в хорошей исполнительской форме, дуэт продуман, музыканты «разговаривают», как давние друзья, неторопливо обмениваясь информацией. У Алексея Лундина звук первоначально показался приглушенным, застенчивым, затем проявился ярче и естественней. Больше всего поразили вторая часть с нежнейшим запевом скрипки и фортепиано в начале и необычное интермеццо – промежуточное звено между традиционным скерцо и более поздней лирической трактовкой жанра у Брамса. Вообще, достаточно простой в восприятии Шуберт на этот раз оставил многослойное впечатление с «как бы квестом» по композиторам-романтикам. Откуда венский песенник знал, что развитие музыки пойдет именно таким путем? Как предугадал новые композиторские фишки за свою немыслимо короткую и обремененную немузыкальными проблемами жизнь?
Десятая соната Бетховена для скрипки и фортепиано Соль мажор появилась, как известно, после знаменитой Крейцеровой. Стала откровением для современников, ибо там им предстал будущий импрессионизм. Новое измерение получил традиционный  бетховенский стилевой сплав из благородной аккордовой лирики, пасторальных перекличек, жанровых напевов и полифонии в каждой части. Здесь кульминацией стала, конечно, четвертая часть в форме рондо с неожиданными сменами ритма, чередованием напряженных фугато и журчащих лирических импровизаций, ложными каденциями и грандиозной кодой.
Другую грань взаимодействия показали исполнители в Сонате ля мажор С. Франка, посвященной великому бельгийскому скрипачу Э. Изаи. Произведение конца XIX века стоит в ряду камерных произведений французского композитора своеобразным памятником барокко и приношением гению Баха. Идиллический свет первой части сменяет взволнованное настроение второй, но третья часть – самая насыщенная – представляет собой философский речитатив для скрипки соло с деликатной поддержкой клавиш. Наконец, финал подарил сердечное тепло, в нем царили галльская беззаботность и (почему-то показалось!) русская богатырская удаль. Вот так последняя в программе большая камерная соната поставила акцент в романтических исканиях всех трех авторов.
***
«Я стараюсь придерживаться двух принципов, – рассказывала мне в интервью Ирина Михайловна шесть лет назад. – Во-первых, приглашать только хороших, по-настоящему талантливых и серьезных музыкантов. Во-вторых, стремиться к тому, чтобы это были люди, не вносящие дисгармонии. За 10 лет здесь сложилась теплая, дружественная, почти семейная атмосфера, мы ею очень дорожим. Думаю, публика это чувствует. Участниками фестиваля первоначально были ученики, теперь это артисты, гастролирующие по всему миру, преподаватели консерваторий. Все мы считаем «Персону» местом «намоленным».
Про наш город тогда она отозвалась очень тепло: «Я оценила Тольятти с первого момента. Здесь, как и в других провинциальных промышленных городах, есть огромный культурный потенциал. Надо только расшевелить его, как муравейник».
К сожалению, фестиваль имени И. Кандинской прекратил свое существование, но организация юбилейного концерта прошла на достойном уровне, город тепло чествовал человека, внесшего неоценимый вклад в развитие культурной среды и повлиявшего на развитие камерной музыки, на развитие молодых скрипачей, пианистов, виолончелистов в регионе.
Удивительная преданность Ирины Кандинской этому жанру на протяжении артистической карьеры повлекла за собой воспитание нескольких поколений молодых музыкантов, продолживших жизнь великой исполнительской школы России. Рады, что Тольятти досталась своя роль в этом процессе, равно как и в создании некоторых штрихов к творческому портрету современницы.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Академическая музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment