Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Дежавю

Виктор ДОЛОНЬКО

Когда в 1980-м большевики отменили Грушинский, пустили электрички мимо фестивальной поляны без остановок, а саму поляну оцепили сотрудниками милиции, авторы этой блестяще проведенной спецоперации как-то не сразу поняли, что народу требуются объяснения, почему один из самых светлых символов советской молодежи закрыт. Только в 1979 году фестиваль собрал более 100 тысяч человек – и на́ тебе.


[Spoiler (click to open)]
Болтали разное: «фестиваль мешал проведению московской Олимпиады, отвлекая более ста тысяч советских граждан от просмотра спортивных соревнований по телевизору», «фестиваль впервые стал столь массовым, что обком партии охватили сомнения в том, что младший брат комсомол способен его контролировать в достаточной степени». Это при том, что Грушинский к этому времени не был политизирован.
Два года понадобилось для осознания, что подсказка кого-то умного – «вы загнали каэспешников в подполье, своими руками сделав их оппозиционерами» – требует контрмер.
И спустя два года появился замечательный документ «Справка о практике организации клубов самодеятельной песни в Куйбышевской области». Сейчас не столь важно, кто его сочинял, а кто благословил, но в результате было принято решение провести районные смотры авторской песни. Мы с Сашей Новиковым работали еще в университетском «Гаудеамусе», и нас как «неформалов» привлекли к работе в жюри конкурса Октябрьского района.
Я этого никогда не забуду. Обремененные решением партии ответить клеветникам, утверждавшим, что в стране начались гонения на КСП, руководители дворцов культуры, подростковых клубов, школ и ПТУ направили для участия в нем всё, что могло петь. В основном это были народные хоры. Нет, они не пели хором Визбора и Окуджаву, они пели то, что и всегда – русские, татарские, мордовские народные песни. Но ведущий конкурсного концерта торжественно объявлял: «Хор бардов Дворца культуры 4-го ГПЗ».
Это были Ионеско и Беккет в одном стакане!
Да, а чтобы не было разговоров о том, что на конкурсах авторской песни пели исключительно народные песни, выходили солисты этих хоров и пели частушки на собственные вирши. В разгар концерта на сцену влетел гармонист, вопивший частушки: «Пионер завода «Строммашина». Пионерский лагерь «Космос 2». К чему была эта ахинея, я уже не помню, но всякая чушь запоминается на века.
Настоящие барды в этой профанации участия не принимали. Принудить их к этому в ужасные советские годы не хватило административного ресурса, а рубль еще не стал мерилом отсутствия совести.
Идея провалилась. Это признали даже организаторы посмешища.
Прошло сорок лет. Грушинский отменили вновь. Из-за коронавируса. Но позвольте, а зачем собрали толпу на площади Куйбышева на концерт «Любэ»? Почему не отменили «ВолгаФест» с толпами людей без масок? При такой-то заботе о здоровье нации.
Да и при чем здесь какие-то фестивали набережных, даже с канатоходцами? Набережных много – в каждом городе на реке, а Грушинский – единственный. Это самарский народный праздник. Как Новый год.
И опять – конкурсы на местах?
Нравится это руководящим работникам, не нравится, но тот, кто всё это придумал, должен был понять, что его идея в первую же секунду после оглашения начнет обрастать анекдотами об «удобной пандемии с политически образованным вирусом». А те, в свою очередь, непобедимы в деле дискредитации борьбы с эпидемией.
История нашего великого государства должна учить, что «нет оружия сильнее глупости, облеченной в одежды народного анекдота». Должна учить, но не учит.
В тот раз для восстановления шести лет хватило. Правда, это уже было время смуты, названной тогда перестройкой.
***
Можно ли было в этот раз промолчать? Можно. Но я пытался быть услышанным в интервью, которое давал на «Губернии» два месяца назад. Меня спросили, что я считаю сейчас самым важным в культурной политике губернии. Я ответил тогда, что главное, чтобы власть не вмешивалась в ход подготовки Грушинского фестиваля. Помогала ресурсами, но не вмешивалась. Не услышали. Видимо, слишком мягко говорил. А не сказать – это через короткое время услышать: где были «специалисты»? Почему не настояли на другом решении?
И что делать? Опять промолчать, пока какой-то умник этим решением – точнее, совокупностью решений – опять безнаказанно «подставляет» губернатора?

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 24 июня 2021 года, № 13 (210)
Tags: Авторская песня, Грушинский фестиваль, Культурная политика
Subscribe

  • Камо грядеши?

    Виктор ДОЛОНЬКО Похоже, самарская культурная политика определилась с дорогой, по которой она будет идти ближайшие несколько лет: это…

  • Ирина Цветкова: «Мы вне политики»

    Беседовал Виктор ДОЛОНЬКО 29 июня состоится отчетно-выборная конференция Самарского отделения Союза журналистов Российской Федерации. В…

  • Всё и сразу

    Ксения ГАРАНИНА * Фото Алёны АБРОСЬКИНОЙ С 7 по 20 июня на 2-й очереди самарской набережной прошел самый масштабный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment