Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Стремиться к последней простоте…

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Современная музыкальная жизнь все больше напоминает большой торговый центр, где всему есть своя цена (причем в твердой валюте). На «полках» вместе с товарами широкого, как когда-то говорили, потребления располагаются артефакты известных брендов. Стандартизация и унификация в академической музыке наступают широким фронтом. Всё это началось не сегодня и не вдруг, входило в жизнь вместе со стремительным развитием конкурсной индустрии, стартовавшей во второй половине минувшего века. И процесс этот, видимо, уже не остановить. Всё реже мы слышим разговоры о национальных школах. Это и понятно, глобализация мирового хозяйства незамедлительно отражается и на музыкальном искусстве.
Когда-то, – кажется, совсем недавно, – существовало понятие советской фортепианной школы, яркие представители которой концертировали в стране и за рубежом, имели высокую художественную репутацию во всем мире. Основатели этой школы Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз давно стали легендарными. Воспитавшие сотни первоклассных музыкантов, сами они как бы отступили в тень. О них написаны книги, их именами названы фестивали и конкурсы…
Слушать редкие записи их исполнений мы перестали. Может, потому, что каждый день приносит множество информации, впечатлений, концертная жизнь посредством Сети пришла в каждый дом, стала доступной и от этого не слишком ценной. А следовало бы вернуться и услышать, чем жили, каким воздухом дышали мастера минувшей эпохи…
Когда мы слушаем старые архивные записи, невольно обращаем внимание, что в них присутствует нечто безвозвратно нами утерянное, испытываем острое чувство, подобное ностальгии. Это, вероятно, связано с тем, что звучащая музыка непостижимым образом соединяет нас со временем, в которое нельзя попасть никаким иным способом. Говорил же Борис Пастернак, что в музыке Скрябина он слышит не только, как люди говорили тогда, но и как думали, во что одевались…
Записей, фиксирующих исполнительское искусство старшего отца-основателя советского пианизма Константина ИГУМНОВА (1873–1948), осталось очень мало. Прочитать о нем, о его педагогической школе и значении широкого кругозора музыканта, о его эстетике и моральных принципах, о ценности человеческой жизни во всех ее проявлениях, об особой связи природы и искусства можно и в различных воспоминаниях, и в книге его ученика Якова Мильштейна. Но оценить всю глубину искусства Игумнова можно, лишь вслушавшись в его игру.

Начать стоит с исполнения Прелюдии си-бемоль минор А. Лядова (соч. 11, № 1), пьесы «Страстное признание» П. Чайковского и транскрипции «Колыбельной» Чайковского-Пабста. Исполнениями этих сочинений Константин Игумнов завершал свой последний концерт 3 декабря 1947 года. Этот единственный записанный концерт мастера включал Седьмую сонату Л. Бетховена, Третью сонату Ф. Шопена, Вариации на тему Глинки А. Лядова (когда-то автор доверил премьерное исполнение пьесы молодому пианисту) и Сонату соль мажор Чайковского.
Музыка последнего была особенно близка пианисту. Сохранилось уникальное в своей проникновенной тонкости исполнение Двенадцати характеристических пьес «Времена года». В конце пути Игумнов, как бы подводя итог, говорил о разных периодах своего творчества. Ему казалось: то, к чему постоянно шел, все время будто отступало. «Стремиться к последней простоте, пройдя через последнюю сложность», – говорил он. Именно простота, непосредственность и необыкновенная красота тона были отличительными признаками игры Константина Игумнова. А простота заключалась еще и в том, что путь от звука к сердцу слушателя всегда был кратчайшим.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России, «Золотое перо губернии».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 10 июня 2021 года, № 12 (209)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment