Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Мировые премьеры ХХ века на сцене Самарского театра оперы и балета

Анна ЛАЗАНЧИНА *

Самарскому академическому театру оперы и балета – 90 лет! По человеческим меркам это возраст почтенный, даже преклонный, а для театра – одна из вех творческого пути, часть его большой, насыщенной и непредсказуемой жизни.

История самарского музыкального театра богата уникальными, яркими событиями, интересными, неординарными спектаклями; в нем работали выдающиеся представители мира искусства. За девять десятилетий в театре было поставлено более 300 спектаклей, многие – неоднократно, в разных вариантах и режиссерских прочтениях. Но особое место в судьбе театра сыграли те спектакли, которые сегодня назвали бы «резонансными», «мировыми премьерами» – первые сценические воплощения музыкальных произведений. Именно они создали театру имя, привлекли к нему внимание музыкально-театральной общественности и позволили занять свое положение на российской театральной карте. Таких спектаклей было немало, и о театре по стране шла слава как о пропагандисте современной музыки.
Уже в 1930-е наряду со спектаклями классического репертуара в афише театра были и произведения отечественных композиторов ХХ века. В нашем городе была поставлена опера «СТЕПЬ» Антона Эйхенвальда (премьера 17 ноября 1931 года) – композитора, первого художественного руководителя и главного дирижера театра.
Произведение, созданное на основе народного предания о певце Кариме, не было типично этнографическим. Изучив особенности татарских и башкирских напевов, композитор написал музыку, близкую народной по стилистике, при этом он сохранил в своем сочинении лучшие традиции оперной европейской музыки.
Постановщиками спектакля были режиссер Савелий Малявин, хормейстер Владимир Кропивницкий, художник Сергей Никандров. Опера, подготовленная и исполненная под управлением автора, имела огромный успех у зрителей. В главных ролях выступали солисты Владимир Бригиневич (Керим), Лариса Борейко (Шафхмет), Михаил Торчинский (старец) и Ольга Головина (сваха).
После премьеры в местной печати появился целый ряд восторженных отзывов, где опера единодушно была признана «крупным событием музыкально-культурного порядка». Спектакль прошел в Самаре 27 раз при полных сборах, был показан на гастролях в Пензе и Казани. Других сценических постановок опера не имела: в 1932 году она была по неизвестным причинам запрещена к показу главреперткомом – такие были времена.
***
Центральным событием суровых военных лет в Куйбышеве стал спектакль Антона Эйхенвальда «Табачный капитан» (премьера 7 ноября 1942 года). Литературным источником музыкальной комедии послужила пьеса Николая Адуева. Музыка создавалась в непосредственном сотрудничестве композитора и либреттиста, в эвакуации работавших в нашем городе.



[Spoiler (click to open)]Секрет успеха спектакля был связан с занимательностью сюжета, свежестью и доходчивостью музыкального материала, близкого бытовой комической опере XIX века, артистизмом исполнителей главных партий. Пафос постановки заключался в актуальном восприятии образа главного героя – находчивого, бесстрашного и целеустремленного человека из народа.
В работу над спектаклем были вовлечены лучшие силы нашего театра и приглашенные специалисты из Большого театра. Дирижировал музыкальной комедией Лев Штейнберг, оформил ее Петр Вильямс, режиссером был Иван Просторов. Спектакль получился интересным и ярким: комическую роль глупого барчука хорошо сыграл Михаил Ярин, партию Петра I – артист Александр Глуздовский, роль Любы – Тамара Державина. Роль Ахмета талантливо воплотил на сцене Тарас Варфоломеевич Демидов.
Помпезно-декоративный стиль постановки соответствовал эталону исторического спектакля с кульминационным массовым финалом. Гордо и патриотично звучал заключительный хор, восхваляющий родную страну: «Ты будешь стоять сильна и крепка и встретить сумеешь любого врага!»
Любовь зрителей стала залогом долгой сценической жизни спектакля. Он продержался в репертуаре до 1948 года, а через 15 лет получил другое сценическое воплощение на этой же сцене. Музыкальная комедия А. Эйхенвальда после куйбышевского театра была поставлена в театрах Саратова, Омска, Киева, Свердловска, Москвы и Ленинграда. Она соперничала по популярности с одноименным спектаклем на музыку В. Щербачева, но многие театры отдавали предпочтение более мелодичной и ясной комедии А. Эйхенвальда. Так, Вера Адуева, жена Н. Адуева, вспоминала: «В Куйбышеве работалось хорошо. Там Адуев осуществил первую постановку «Табачного капитана». Постановка была превосходной, подобрались отличные актеры, Адуев сам с ними занимался. Я считаю эту постановку лучшей из многих, которые видела».
***
В куйбышевском театре начинал свой путь в искусстве оперный режиссер Семен Штейн. Художественные интересы режиссера, сформировавшиеся под влиянием Б. А. Покровского, лежали в сфере современной музыки. Находясь в авангарде музыкально-театральных процессов, режиссер первым в стране осуществил на куйбышевской сцене постановки опер «Таня» Георгия Крейтнера, «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина и «Улица дель Корно» Кирилла Молчанова.
Опера «Таня» (премьера 30 ноября 1954 года) стала для театра и молодого режиссера своеобразной творческой проверкой. Музыкальное произведение, написанное по пьесе А. Арбузова малоизвестным тогда композитором, являлось первой советской лирико-бытовой оперой и требовало особого подхода.
Процесс создания этого спектакля хорошо иллюстрирует специфику работы театра над музыкально-сценическим воплощением современного репертуара. Режиссерское видение идейно-смыслового содержания оперы потребовало уточнения музыкального текста. Семен Штейн напрямую обратился к композитору, аргументируя необходимость внесения в партитуру изменений для создания перспективы развития главного образа. Крейтнер ответил согласием. В соавторстве с режиссером были досочинены отдельные сцены, в том числе и наиболее важная – финальная. Благодаря сделанным вставкам четче проявилось слияние гражданственной идеи оперы и лирической линии: социально активная профессиональная деятельность выводила героиню из кризиса, позволяла ей обрести душевную гармонию и найти себя.
Заглавную партию в спектакле выразительно исполняли Оксана Дроздова и Нина Шабанова, а в роли Балашова ярко выступал Александр Дольский. Успех оперы на сцене нашего театра мотивировал обращение к этому сочинению других коллективов. Именно куйбышевская музыкально-сценическая редакция шла позже в Екатеринбурге, Перми, Саратове и Новосибирске.
«Укрощение строптивой» (премьера 25 мая 1957 года) – первая советская опера, созданная на шекспировский сюжет. Музыкальным руководителем постановки был Савелий Бергольц, художником – Юрий Бабичев. Авторы спектакля тонко почувствовали жанровую природу произведения, в котором соединились комическое и лирическое.
Спектакль запомнился ярким художественным оформлением. Через некоторое время открытый занавес стал почти нормой для большинства драматических и оперных постановок, а тогда для куйбышевского оперного театра это было новаторством. Открытый занавес не только визуально расширил недостаточно глубокую сценическую зону, но и служил яркому образному воплощению основного эмоционального настроя спектакля, символизируя свободу выражения чувств и полноту восприятия жизни. Опера В. Шебалина быстро обрела популярность и появилась на многих театральных сценах – в Киеве, Душанбе, Ленинграде.
***
В десятилетие 1950-х театр осуществил несколько первых в СССР постановок опер зарубежных композиторов. Афишу театра в эти годы украсили «Поцелуй» Б. Сметаны (1953) и «Симон Бокканегра» Дж. Верди (1955). Эту репертуарную линию позже достойно продолжили сценические реализации «Ивайло» М. Големинова (1979), «Карлика» А. фон Цемлинского (1996), «Арлекино» Ф. Бузони (1997).
Смелым экспериментом театра стала постановка оперы – сатиры Юрия Левитина «Памятник» (премьера 24 февраля 1965). Акцент в спектакле был сделан на сценическом решении: изобретательность режиссера Георгия Геловани и художника Михаила Мурзина сделали его запоминающимся. Но главным средством выразительности в оперном театре является музыка, а потому ни высокая оценка московских гостей-авторов, ни одобрительные отклики прессы не обеспечили спектаклю долгой жизни – и он быстро исчез из репертуара.
Самарская постановка оперы Венедикта Пушкова «Гроза» (премьера 31 марта 1972 года) тоже была первой и единственной в стране. Приступив к созданию спектакля, постановщики по-своему интерпретировали партитуру: дирижер Иосиф Айзикович откорректировал инструментовку с учетом особенностей оркестра куйбышевского театра, совместно с режиссером Борисом Рябикиным выявил кульминационные сцены. И все-таки ведущая роль в формировании постановочного решения принадлежала режиссеру, а музыкальная трактовка вытекала из режиссерской концепции. Актерские удачи спектакля были связаны с исполнителями главных партий. В роли Катерины выступали Лина Левченко и Слава Бондаренко; убедительно выглядело возрастное совпадение молодых солистов Анатолия Пономаренко и Галины Арковенко с героями оперы Кудряшом и Варварой.
***
Время открытий для самарского балета связано с именем Наталии Даниловой – создателя профессиональной балетной труппы театра. Будучи неординарно мыслящим художником, стремясь воплотить на сцене современные темы и образы, хореограф обратилась к сочинениям современных композиторов и некоторые из них поставила впервые в стране. Даниловой удалось уловить веяния нового времени и выразить их в пластических образах; ее творческие искания оказались созвучны поискам ведущих советских балетмейстеров Юрия Григоровича и Игоря Бельского.
Мировой премьерой стала постановка балета Георгия Крейтнера «Легенда о любви» (премьера 24 декабря 1958 года). Тот же сюжет, только на музыку А. Меликова, воплотил Ю. Григорович в Ленинграде спустя три года. В хореографической драматургии этих спектаклей можно выявить общие черты, свидетельствующие о прозорливости и таланте самарского хореографа, почувствовавшего актуальность сюжета, осознавшего величие центрального образа и нашедшего адекватные способы воплощения своих идей.
Важное место в балете занимали шествия: во время придворной процессии происходили встреча главных героев и завязка конфликта, кульминацией спектакля становилось шествие народа. Этим грандиозным проходом достигалось ощущение и осознание всенародной значимости подвига Ферхада. Исполнители главных партий – Ксения Гаврилова, Ирина Савельева, Николай Щеголев и Виктор Сергеев – проявили себя как артисты, способные к воплощению сложных характеров и умеющие подчинить технику сверхзадаче спектакля.
Как первооткрыватель Данилова осуществила на сцене нашего театра постановку балета «Утес» Эдуарда Лазарева (1959).
Но самой значительной и оригинальной постановкой балетмейстера стал спектакль «Читра» (премьера 19 июля 1960 года), созданный на основе музыкально-театрального произведения Рабиндраната Тагора. Эта работа театра явилась европейской премьерой, ориентированной на празднование 100-летия со дня рождения индийского поэта, музыканта, художника и общественного деятеля.

Сцена из балета Р. Тагора «Читра». Золотой Бог – Виктор Сергеев

Данилова выявила скрытую динамику восточной драмы, насытила сюжет событиями, заново составила сценарно-драматургический план и либретто балета. Основой пластического решения она сделала стилизацию, рожденную органичным сплавом классической хореографии с национальными особенностями индийского танца. Исполнение главных партий в этом балете принесло большой успех Лидии Волгиной и Светлане Россет (Читра), Николаю Щеголеву (Арджуна) и Виктору Сергееву (Золотой Бог).
Спектакль стал крупным событием отечественного балетного театра, критики ставили его в один ряд с новаторскими постановками Н. Боярчикова, М.-Э. Мурдмаа и О. Виноградова. Показанный на сцене Кремлевского театра в Москве, он получил высокую оценку искушенной публики и вызвал восхищение Г. Улановой, отметившей его целомудренную образность и завораживающую красоту. Спектакль сохранялся в репертуаре на протяжении почти двух десятилетий. Спустя годы заглавную партию в нем исполняли Елена Брижинская и Ольга Гимадеева.
***
Хореограф-творец Игорь Чернышёв, 19 лет возглавлявший самарский балет, создал на сцене театра целую галерею незабываемых спектаклей. Новаторскими по духу и необычными по хореографическому воплощению были «Ангара» А. Эшпая, «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева и «Гусарская баллада» Т. Хренникова, «Поэма двух сердец» А. Меликова и «Спартак» А. Хачатуряна, «Золушка» С. Прокофьева и «Маленький принц» Е. Глебова. Самобытными хореографическими постановками стали балеты – жанровые миксты на музыку драматической симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта», балет-оратория «Казнь Степана Разина» на музыку Д. Шостаковича.
Недолгой, но яркой была сценическая судьба балета «Мужество» Владислава Успенского (премьера 27 апреля 1985 года). Созданный к 40-летию победы в Великой Отечественной войне балетмейстером вместе с постановщиками – дирижером Василием Беляковым и художником Натальей Хохловой, спектакль раскрывал тему женщины на войне. Масштабный символ, соединивший в себе образы Родины-матери, сестры и возлюбленной в течение действия трансформировался, поворачиваясь как бы разными гранями. Талантливо воплощала замысел хореографа исполнительница главной партии Инесса Румянцева-Чернышева.
Балет «Помните!» Андрея Эшпая (премьера 23 февраля 1981 года) родился в результате сотрудничества балетмейстера и композитора. Хореографическая идея и либретто спектакля принадлежали И. Чернышёву. В основу спектакля легла тема сохранения жизни на Земле. Сквозной линией балета стало понимание жизни как любви и любви как самопожертвования. Первоначальное название «Круг», актуализировавшее идею постоянной повторяемости, было отвергнуто, а новое – «Помните!» – несло мысль о «вечной» жизни героев в памяти человечества. Работа над созданием балета на обобщенно-философский сюжет захватила А. Эшпая, и результат, по мнению обоих авторов, оказался удачным. В постановке спектакля участвовали дирижер Лев Оссовский и художник Сергей Бархин.
Этот балет – один из самых сложных и значительных в творчестве И. Чернышёва. Центральной сценой спектакля был женский монолог – уникальное десятиминутное соло, в котором исполнительница главной партии Елена Брижинская воплощала всю гамму лирических переживаний от детской ласки до материнской нежности и жертвенной любви. Сложная и новаторская хореография с элементами акробатики являлась средством сценического воплощения размышлений о любви, побеждающей смерть. Пластическая изобретательность хореографа и драматическое звучание современной музыки производили сильное впечатление на публику. И хотя проникновенная лирико-романтическая тональность спектакля в сочетании со сложным музыкальным языком произведения воспринимались неоднозначно, все сходились во мнении, что этот балет входит в число лучших работ куйбышевского театра. Остается сожалеть, что спектакль продержался на сцене недолго.
***
Особые страницы истории театра связаны с постановками на его сцене опер Сергея Слонимского. Сам композитор называл наш город своей второй музыкальной родиной, подчеркивая, что постановка четырех опер российского композитора ХХ века на сцене одного нестоличного театра – явление уникальное. Каждый из этих спектаклей был в свое время «визитной карточкой» самарской оперы; взятые вместе, они дают повод говорить о феномене музыкального театра С. Слонимского в Самаре.
«Марию Стюарт» (премьера 23 декабря 1980 года) наш театр поставил первым, опередив МАЛЕГОТ. Постановщиками спектакля стали музыкальный руководитель и дирижер Лев Оссовский, режиссер Ольга Иванова, художник Сергей Бархин и хормейстер Валерия Навротская. Главные партии исполняли Светлана Чумакова (Мария Стюарт), Анатолий Пономаренко (Босуэл), Виктор Капишников (Нокс), Полина Губская (Елизавета), Валерий Бондарев (Шателяр). Спектакль трижды был показан в Москве и получил высокую оценку столичных театральных критиков и музыкантов. В центральной прессе тогда появились отзывы, в которых сценическая версия театра была названа современной, убедительной и даже «единственно правильной». Действительно, это был оригинальный, художественно яркий спектакль, не уступающий современным ему постановкам столичных театров.

Сцена из оперы С. Слонимского «Мария Стюарт». Мария Стюарт – Светлана Чумакова, Шателяр – Валерий Бондарев

Сложная и многоплановая партитура «Марии Стюарт» была реализована самарскими постановщиками в камерном варианте. Авторы самарского спектакля сохранили динамику смен контрастных эпизодов и сосредоточили внимание на лирико-драматической линии оперы. В сценическом оформлении сочетались функциональность и минимализм, условность и символичность решения. Четыре темные башни располагались у боковых кулис и в глубине, в центре уходила вверх крутая лестница. С этой лестницей Марию связывали ее преступления, по ней же королева совершала в финале свой последний путь – реальное шествие на казнь и символический уход в бессмертие. Режиссерское решение создавало эффект «театра в театре», вызывая множество ассоциаций. От портала к порталу были натянуты веревки, на которых висели полотнища – своего рода занавески народного балагана, адресующие зрительское восприятие к стилистике английского театра. Эти занавесы задергивали Веселый или Грустный скальд, «стирая» одну сцену за другой, создавая эмоционально-цветовую картину спектакля: поначалу светлого, с красно-кровавым продолжением, черного в конце.
Спектакль с использованием приемов условного театра воспринимался в провинции авангардным. Режиссерское решение, созданное в расчете на просвещенную аудиторию, обладающую ассоциативным мышлением, понято было не всеми. Опера шла на протяжении трех сезонов, а затем пропала из репертуара.
Постановка оперы «Гамлет» (премьера 1 октября 1993 года) стала возможной благодаря творческому заказу управления культуры областной администрации. Над спектаклем работали режиссер Борис Рябикин, дирижер Владимир Коваленко, художник Гарри Эллинский, балетмейстер Мария Сидоренко-Большакова. Исполнителями главных партий оперы были Вячеслав Храмов и Анатолий Пономаренко (Гамлет), Надежда Ильвес (Офелия), Александр Сибирцев (Клавдий), Татьяна Жукова (Гертруда). Спектакль производил на зрителей сильное впечатление и собирал непривычные для того времени аншлаги в театре. Показанный в Москве, он заслужил восторженные отклики, в которых отмечались своеобразие режиссерского решения и оформления, профессионализм дирижерской работы и талант исполнителей. Уровень самарской постановки министр культуры Евгений Сидоров назвал «уроком столичным театрам».
О мировой премьере оперы «Видения Иоанна Грозного» (премьера 20 февраля 1999 года) написано много. Здесь хочется напомнить, что сложный музыкальный материал оперы был подготовлен и выучен самарской труппой задолго до приезда звездной бригады приглашенных постановщиков – маэстро Мстислава Ростроповича, режиссера Роберта Стуруа, художника Георгия Алекси-Месхишвили, хормейстера Людмилы Ермаковой, балетмейстера Аллы Сигаловой. Усилия дирижеров театра Владимира Коваленко, Василия Белякова и хормейстера Валерии Навротской были отмечены маэстро Ростроповичем. Самарские солисты заслужили высокую оценку специалистов – выдающихся мастеров российского музыкально-театрального искусства. Андрей Антонов и Александр Бобыкин были выбраны из целого ряда претендентов на исполнение заглавной партии оперы.

Сцена из оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного»

Постановка «Видений» в конце ХХ века продемонстрировала тенденции музыкального театра века XXI. Современная опера требует от солиста не только совершенного владения голосом, но и актерского мастерства. Партнерские отношения между исполнителями должны выстраиваться не только в ансамблях, а на протяжении всего действия. Современная опера не должна уступать по красочности и динамичности иным видам театрального искусства. А главная задача музыкального спектакля – нести эмоциональный заряд, за которым зритель и приходит в театр.
***
В дни юбилея принято вспоминать тех, кто был связан со становлением театра и его развитием, имена творческих лидеров и ветеранов – тех, кто внес свой вклад в его бурную и непростую жизнь. К сожалению, в рамках одной статьи всех не перечислить. Пользуясь возможностью, со страниц любимой газеты хочу поздравить всех, кто был причастен к истории самарского музыкального театра, и тех, кто служит в нем искусству сейчас.
Яркое прошлое самарского театра демонстрирует высокую планку, поставленную предыдущими поколениями, и вдохновляет на достижение новых вершин. Сегодня на сцене театра ставят спектакли другие дирижеры, режиссеры и хореографы; выступают другие артисты. Но волнение и трепет, любовь и преклонение, с которыми относятся к театру все созидающие его, – неизменны. А значит, театр будет и дальше жить, радовать и удивлять своих зрителей еще многие, многие годы.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 10 июня 2021 года, № 12 (209)
Tags: Музыкальный театр
Subscribe

  • Магическое пространство звуков

    Ольга КРИШТАЛЮК * Текст иллюстрирован «Композицией VIII » Василия Кандинского «Жизнь числа во времени» –…

  • Русский квадрат

    72 года назад родилась Наталья Анатольевна Эскина. Светлая ей память. Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Зачем он…

  • «Над тобой только цветы…»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment